Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 5. На биологическом уровне функционирования у человека имеются две задачи — выжить и воспроизвести себе подобных




РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ (Валеологические аспекты)

На биологическом уровне функционирования у человека имеются две задачи — выжить и воспроизвести себе подобных.

Реализация первой задачи сопряжена с такими валеологическими понятиями, как адаптация, адаптационный потен­циал, уровень индивидуального физического здоровья. Вторая задача решается только репродуктивно здоровыми людьми.

В идеале уровень репродуктивного здоровья оценивается по результатам функционирования репродуктивной систе­мы — количеству состоявшихся зачатий и количеству своев­ременно рожденных детей при отсутствии искусственных ог­раничений (противозачаточные приемы, аборты). Эти же два показателя следует использовать для оценки индивидуаль­ного репродуктивного здоровья женщины (для мужчины — только первый). Но поскольку ограничение деторождения стало неизбежным атрибутом жизни современного челове­ка, истинные показатели уровня репродуктивного здоровья в настоящее время являются потенциальной, абстрактной, практически не учитываемой величиной, а реально мы оце­ниваем результат осознанной регуляции человеком своей де­тородной функции.

Известно, что репродуктивная система является относи­тельно автономной и нет прямой корреляции между состоя­нием общего и репродуктивного здоровья. Высокий уровень общего здоровья может быть при низкой плодовитости и на­оборот. Наряду с этим существует общий биологический механизм, связывающий эти два аспекта и направляющий функционирование организма в целесообразное в данных условиях русло. Это стресс. При угрозе выживанию репродуктивная функция отключается и зачатие не происходит, так как интересы популяции в иерархии стратегий жизнеде­ятельности стоят на втором месте после индивидуального выживания. По этой же причине стресс может прерывать бе­ременность, нарушая нейроэндокринную настройку на нее в организме (так называемую доминанту беременности). Г.Селье отнес женское бесплодие при длительном стрессе к "бо­лезням адаптации". Чем выше адаптационный потенциал, чем выше уровень физического и психического здоровья че­ловека, тем больше вероятность сохранения репродуктив­ного здоровья в условиях перегрузок. Другой аспект этого же выбора между индивидуальным выживанием и репродукци­ей — это токсикоз беременности, приводящий к невынаши­ванию плода, как проявление недостаточной адаптации к беременности вследствие низкого уровня соматического здо­ровья матери. Как видим, механизмом отбора в данной ситу­ации также является стресс, "стресс беременности".

Уровень репродуктивного здоровья зависит от:

—репродуктивного потенциала человека;

—совместимости партнеров;

—половой культуры, понимания феномена мужчины и женщины;

—грамотного регулирования деторождения.

Как уже отмечалось, разные индивиды имеют разный исходный, определенный природой репродуктивный потен­циал. Он связан, прежде всего, с наследственно детерминиро­ванной мощностью репродуктивного зачатка и нейроэндокринно-иммунного статуса, детальный анализ которого на­ходится в компетенции специалистов. Валеологический ас­пект обсуждаемой проблемы — это следующие три фактора формирования и сохранения репродуктивного здоровья.

Профилактика нарушений, снижающих репродуктивное здоровье, в значительной степени связана с благополучием в половой жизни, одной из составляющих которого являет­ся совместимость партнеров. Совместимость может рассмат­риваться на нескольких уровнях.

Генетическая совместимость коррелирует со сходством запахов особей и, ес­тественно, может быть оценена по запахам. Обонятельные подкорковые структуры мозга являются древнейшими и уча­ствуют в обслуживании сексуальной сферы. Если партнеры слишком либо, наоборот, недостаточно отличаются по за­пахам (соответственно по антигенам гистосовместимости), зародыш будет отторгаться организмом матери, так как он вызывает либо чрезмерную бурную иммунную реакцию (мать реагирует на зародыш как на аллотрансплантат), либо эта реакция, необходимая в определенных пределах для укреп­ления зародыша в матке, слишком слаба и в этом случае также происходит выкидыш. Значительно более чувствительными к запахам являются женщины. Таким образом, опти­мальным для вынашивания беременности является средний вариант в степени гистосовместимости между матерью и плодом. Антигенная несовместимость может проявляться в им­мунной реакции организма женщины на сперму мужчины, что препятствует зачатию.

Физическая и физиологическая совместимость включает степень анатомического соответствия партнеров, сходство ритмов и пластических проявлений (характер движений, прикосновений). Это, в частности, хорошо определяется в про­цессе танца, поэтому танец может служить тестирующим моментом на пластическую совместимость. Сходство биорит­мов играет огромную роль в создании комфорта в отноше­ниях. Супруги, у которых высокое биоритмическое сходство по основным психофизиологическим показателям, более спо­койны, здоровы и испытывают ощущение защищенности в семье. Существует психологический прием в искусстве ком­муникации: для расположения другого человека к себе нуж­но войти с ним в один ритм движения, речи, дыхания и т.д. Аналогичная длительная взаимная подстройка супругов де­лает их со временем похожими по поведенческому рисунку. Различия в биоритмической активности (например, суточ­ном биоритме — "жаворонки", "совы") иногда настолько деформируют естественный уклад жизни каждого из парт­неров, что могут послужить поводом для расставания.

Сексуальная совместимость определяется, прежде всего, сходством темпераментов, уровнем сексуальности. Эти па­раметры детерминированы природой и возрастом. Пик сексуальной активности у мужчины приходится на возраст до 20 лет, а затем идет постепенное снижение. У женщин макси­мум сексуального раскрытия приходится на 35—40 лет, эта активность держится на достаточно высоком уровне во вре­мя климактерия и после него за счет компенсаторного син­теза половых стероидов в коре надпочечников и подкожно-жировой клетчатке. После шестидесяти лет возможности по­лов уравниваются. Исходя из этой динамики, можно считать биологически оправданными союзы между зрелым мужчи­ной и молодой женщиной и наоборот. Половой темперамент для своего удовлетворения требует такого же уровня сексу­альности у партнера. Это наглядно отражено в классифика­ции женщин (газель, лань, корова, слониха) и соответству­ющих им мужчин в индийском трактате "Кама сутра".

Реально существующим и в то же время пока еще пол­ным тайны является взаимное притяжение мужчины и жен­щины, связанное с определенным соотношением у них муж­ского и женского начала, т.е. с половой конституцией. Изве­стно, что у человека с нормальным генотипом половая кон­ституция определяется в основном количеством и соотно­шением женских и мужских половых гормонов в организме. Гормоны, в свою очередь, моделируют морфологические и психологические проявления индивида. Согласно мнению некоторых ученых (О.Вейнингера), союз мужчины и женщины считается иде­альным, если он организован по принципу дополнения: чем более мужественен мужчина, тем более женственную внеш­не женщину он выбирает и наоборот. Вместе по совокупно­сти этих качеств пара должна представить одного идеального мужчину и одну идеальную женщину.

К аналогичному выводу можно прийти, анализируя пси­хологическую комплементарность пары с позиций Юнга. Согласно Юнгу, в глубине неосознаваемой части психи­ки у каждого мужчины скрыто женское начало (Анима), у женщин — мужское (Анимус). Причем внешние поведенчес­кие проявления находятся в реципрокных (неразделимых) отношениях с эти­ми качествами. Идеальный мужчина внешне логичен, пос­ледователен, тверд в решениях, а внутренне иррационален, эмоционален, мягок, нуждается в любви. Женщина, наобо­рот, внешне иррациональна, эмоциональна, мягка, плас­тична, а внутренне рациональна, последовательна, практич­на, устойчива. Поэтому жену воспитать значительно труд­нее, чем мужа. Самые очаровательные внешне женщины внутренне могут быть "самураями в юбке". Анима и Анимус формируются под влиянием образа матери и отца. Выбор партнеров для совместной жизни в значительной мере опре­деляется их поведенческим сходством с Анимой и Анимусом. Мы в другом ищем внешнего соответствия тому, что у нас внутри. Поэтому мужественные внешне мужчины (но мяг­кие внутри) выбирают самых женственных внешне женщин и наоборот.

Вопросы психологической совместимости, в том числе в союзе мужчины и женщины, достаточно полно разработаны во многих древних медицинских системах, а также в астро­логии и соционике. Однако принципы везде одинаковы: оп­тимальными являются союзы либо между подобными типа­ми, либо дополняющими друг друга. Подобными в астроло­гической системе считаются знаки одной стихии, в социо­нике — тождественные типы. Отношения дополнения в аст­рологии — это отношения знаков огненной и воздушной, водной и земляной стихий (т.е. через 60° зодиакального кру­га, через знак), в соционике — это дуальные отношения. Однако следует помнить о различиях этих двух типов совме­стимости. Между подобными типами легче передаются знания, возникает понимание, человек познает себя через дру­гого. Эти отношения хороши в первой трети жизни, когда человек познает мир и себя. Дополнение благоприятно для совместной деятельности, что соответствует задачам союза людей более зрелого возраста, стремящихся к социальной самореализации.

Однако существует та сфера взаимоотношений мужчины и женщины, которая относительно связана с соматической, либо психической совместимостью и является следствием индивидуальной внутренней работы и воспитания каждого из них. Она выражается в способности любить и понимать другого. В сфере высших потребностей человек ищет надежности, уважения, эмоционального и интеллектуального ре­зонанса, он хочет сочувствия и понимания. И.М. Сеченову принадлежат слова: "В другом мы любим свое наслаждение". Если мужчина и женщина получают удовлетворение в альт­руистической сфере своих отношений, отдавая (а любовь — это всегда отдавание) и получая нежность, сочувствие, по­нимание и помощь, то для зрелых личностей это является залогом прочности их союза. Общность мировоззрения, фи­лософской и религиозной платформы при условии взаим­ной любви придает новое качество союзу мужчины и жен­щины. Единство языка и цели позволяет им не только сфор­мировать прочную семью для выращивания детей, но и со­здать нечто большее в области общечеловеческих ценностей. О таких союзах говорят, что это "союзы с предназначением".

Половая культура. Это понятие неизмеримо более широ­кое, чем культура сексуальных отношений. И именно в этом ключе должно проходить половое воспитание общества. Формирование гармоничных отношений между мужчиной и жен­щиной основывается на понимании феномена мужнины и жен­щины.

Мужчина и женщина — это два разных мира, два взаимопорождающих и взаимодополняющих начала (ян и инь). Оба пола равны. Мужчина является выражением активного, со­знательного, дающего начала, реализующего себя в матери­альной жизни, женщина — пассивного, материального, вос­принимающего начала, стремящегося к познанию себя. Вме­сте они символизируют инволютивную и эволютивную час­ти одного кольца жизни. Вектор деятельности мужчины на­правлен в материальную жизнь. Мужчина более социален, конкретен, логичен, инструментален; он должен знать, что и как делать, и отвечать за это. Женщина, будучи вопло­щением материального начала, стремится, наоборот, к ду­ховности, самопознанию; она более тонка, чувствительна, интуитивна, восприимчива, менее социализирована, но бо­лее биологична, ибо жизнь исходит из ее лона.

Биологические различия мужчины и женщины детермини­рованы на хромосомном уровне. Дополнительный генетичес­кий материал во второй Х-хромосоме у женщины определя­ет не только признаки пола, но и большую жизнеспособ­ность. Чтобы сотворить мужчину, природа прилагает допол­нительные усилия, т.к. внутриутробное формирование муж­ской особи более сложное, чем женской. Мальчиков рожда­ется больше, но продолжительность жизни мужчин меньше. Это согласуется с популяционной ролью мужчины, кото­рый является носителем генетического разнообразия. Чем быстрее "оборот" мужчин, тем генетически разнообразнее популяция. Женщина — носитель количественного начала, ибо количество рожденных детей не может быть больше оп­ределенного. Несмотря на генетическую принадлежность к определен­ному полу, каждый мужчина и каждая женщина несут в себе элементы противоположного пола. Удельная доля этих эле­ментов определяется количеством и соотношением женских и мужских половых гормонов, накладывающих отпечаток на морфологические, физиологические, психические и сексу­альные проявления. Популяция имеет целый спектр комби­наций мужских и женских проявлений, которые можно от­нести в большей или меньшей степени к норме. Но есть край­ние варианты — женоподобные мужчины и мужеподобные женщины, имеющие бисексуальную или четкую гомосексу­альную ориентацию. Как расценивать это явление? Длитель­ное время наука относила его к извращениям либо к патоло­гии. В настоящее время существует точка зрения на это явле­ние как на крайний вариант нормы. Часть случаев гомосек­суальности, по-видимому, является следствием нарушения формирования психосексуальной ориентации еще во внут­риутробный период, другая часть — следствие усвоения по­тенциально бисексуальными особями этой формы поведе­ния в процессе жизни. Эта проблема привлекает сейчас при-ст&чьное внимание науки.

По своим физиологическим особенностям мужчины более симпатотоничны, чем женщины, а женщины соответствен­но более ваготоничны. Основной обмен у мужчин выше при­мерно на 10%. В силу большей симпатотоничности мужчины способны к более высокому, чем женщины, физическому и психическому напряжению и быстрому его развитию. Они более импульсивны. Женщины выносливее мужчин в ситуа­циях постоянных, но не очень больших нагрузок. Большие симпатотоничность, агрессивность и мышечная масса у муж­чин обусловлены в значительной мере влиянием андрогенов. Андрогены — анаболы по отношению к мышцам скелета, в то время как женские половые гормоны — анаболы по отно­шению к жировой ткани. Поэтому силовые виды спорта в принципе противоестественны для женщины. Эстрогены, как известно, оказывают значительное антисклеротическое дей­ствие, с чем отчасти связана продолжительность жизни жен­щины.

Психика мужчины и женщины имеет различную организа­цию. Мужчина по сути своей — это пионер, создатель конст­рукций. Женщина идет за мужчиной, организуя ему тыл. Она преобразователь пространства, наполнитель конструкций, хранитель и воплотитель открытого мужчиной. Равновесие между постоянным стремлением вперед и тенденцией к удер­жанию, глубокой проработке, освоению полученного состав­ляет гармонию женско-мужского союза.

Женщины более способны к усвоению информации, де­вочки быстрее, чем мальчики, развиваются, раньше начи­нают говорить, лучше учатся в школе. Однако в конце школь­ного курса мальчики быстро берут реванш за счет своей ини­циативности, активности, склонности к абстрагированию, способности полностью отдаваться творческому процессу. Эти качества связаны с большей концентрацией внимания у муж­чин, способностью к глубокому сосредоточению и агрессив­ности, что определяется прежде всего влиянием андрогенов. Женщины более сенситивны, мышление их ближе к конкретно-образному, внимание размытое, сканирующее. Жен­щины видят "все", но "понемногу", интуитивно схватыва­ют ситуацию в целом. Это понятно в связи с биологической функцией. Женщина должна рассеять свое внимание, свою любовь на многих детей, мужчина — сконцентрироваться, напрячься и защитить свой очаг. Женщина, как правило, никогда не забывает, что она женщина, даже если она занимается мужским делом и соперничает с мужчиной. Природа прочно держит ее в своих объятиях,не позволяет забыть свое биологическое предназначение и полностью отдаться творчеству. Это ограничение — плата женщины за свою великую биологическую миссию. Творческих личностей больше среди мужчин.

Известно множество других половых психологических раз­личий. Так, у женщин слабее пространственное (объемное) восприятие, плохая ориентация на местности. Возможно, это связано с более полной латерализацией их мозга (разделе­ние по функциям правого и левого полушария), так как имен­но левши (люди с неполной латерализацией мозга) имеют самое развитое пространственное воображение и являются лучшими архитекторами и портными. Женщины более под­вержены слезам, так как, при примерно одинаковой с муж­чинами интенсивности чувств, они имеют более слабые ме­ханизмы торможения в ЦНС. У мужчин и женщин разные психологические приоритеты, разные "болевые точки". У мужчины — это социальная са­мореализация и мышечная сила, у женщины — внешние данные и дети. Поэтому никогда нельзя критиковать, уни­жать мужчину в контексте его социальных неудач, а женщи­ну — за ее внешность. На склоне лет мужчины более всего страдают от потери социального авторитета и мышечной силы, женщины — от потери внешних данных и отхода детей.

Сексуальная сфера мужчины и женщины также имеет су­щественные отличия. В силу биологического предназначения сексуальная и собственно репродуктивная сферы занимают в психике женщины значительно большую долю, чем у мужчи­ны. Мужчина более импульсивен, инициативен, но его жизнь в меньшей степени, чем женщины, подчинена "зову пола". Женщина менее активна поведенчески, но это не значит, что желания ее слабее, они менее остры, но более мощны и постоянны. Ее тактика — не завоевывание, а обольщение.

Для гармоничного сексуального союза необходима «разность градиентов» в степени зрелости, опыта половых парт­неров (зрелый мужчина — молодая женщина и наоборот). В равном браке молодых людей женщина нередко остается не-разбуженной в половом отношении.

Различия в сексуальной сфере требуют высокой культуры общения мужчины и женщины. Этому нужно обучаться. Чело­вечество накопило огромное количество знаний в этой об­ласти и их предстоит анализировать и обобщать. К сожале­нию, европейская культура является самой бедной и прими­тивной в этом отношении. В славянских странах социально-общественный институт мужчины и женщины существенно пострадал вследствие идеологической обработки общества после 1917 г. В 1924 г. В "Рабочей газете" появилась статья профессора Залкинда "Двенадцать половых заповедей рево­люционного пролетариата", из которой следовало, что "половой подбор" должен строиться по линии классовой "рево­люционно-пролетарской целесообразности" и "класс в ин­тересах революционной целесообразности имеет право вмешиваться в половую жизнь своих сочленов". Несмотря на свою абсурдность, эти тезисы стали действенными в самой тон­кой области человеческих отношений — интимной сфере, нивелируя и уродуя ее. Сейчас нашему об­ществу предстоит восполнить данный пробел в своем вос­питании и образовании.

Роль мужнины и женщины в семье, как уже отмечалось, различна. Наша цивилизация является мужской по сути, по­этому можно сказать, что "дом современного мужчины — это социум". Мужчина чаще "рупор женщины в социальную жизнь", а не наоборот. В какой-то мере это предопределено биологией и психологией. Женщина чаще психологический лидер, а мужчина поведенческий, т.е. она побуждает, а он делает. Кроме того, стрессы в репродуктивный период могут снижать детородную функцию женщины и отрицательно вли­ять на здоровье плода. Поэтому на период деторождения жен­щине желательно быть поближе к дому, подальше от соци­альных битв. После выполнения своей биологической функ­ции женщина быстро наверстывает упущенное в социаль­ной жизни.

Женщина играет ведущую роль в создании микроклимата в семье. Она формирует у членов семьи ощущение "очага" (родовое чувство). Ее куль­тура, поведение воспитывают детей, особенно сыновей (мать — воспитатель сыну, но учитель дочери, отец — наоборот). Сын рабыни не может быть внутренне свободным. Сыновья деспотичных матерей обычно имеют слабую волю. Под влиянием матери у сына создается идеал женщины. Та­ким образом, женщина-мать стоит у истоков формирования духа и характера этноса.

Создавая семью, мужчина и женщина должны знать, что развитие внутрисемейных отношений имеет свою динами­ку, в которой есть критические периоды. В критический пе­риод определяются дальнейшие цели развития, программы совместной жизни и к этому нужно быть готовыми. Редко бывают "браки с предназначением", "браки, заключенные на небесах", когда муж и жена осуществляют какую-то об­щую идею, задачу не семейного, а общечеловеческого зна­чения. Такие браки нередко бывают бездетными.

По мере взросления детей и создания ими собственных семей родители должны отделять их не только в финансовом отношении, но и территориально. Особенно это относится к сыновьям, так как бессознательная зависимость от автори­тета и энергетики матери не позволяет им в полной мере стать мужьями своих жен. Проблема "свекровь—невестка" веч­ная, так как имеет существенный биологический компонент.

Отношения мужчины и женщины в семье складываются на основе ролей, которые они принимают. Выбор той или иной роли связан с психологической и поведенческой зре­лостью. Существует классификация типов мужчин и женщин (Э.Берн), согласно принятым ролям: мужчина, прочно ус­воивший роль отца ("мужчина-отец"), мужчина-мужчина, мужчина-сын (инфантильный, постоянно нуждающийся в сочувствии), женщина-мать, женщина-женщина, женщина-дочь. Каждый психотип имеет свои формы полового поведе­ния, свои потребности. Наиболее гармоничными являются союзы между мужчиной-отцом и женщиной-дочерью, женщиной-матерью и мужчиной-сыном, мужчиной-мужчиной и женщиной-женщиной. Семья — динамичная структура, поэтому сложившиеся ролевые взаимоотношения в процес­се жизни, как правило, приобретают нюансы.

В настоящее время традиционная семья переживает кри­зис. Становятся общепринятыми иные формы брака, когда супруги живут полностью либо частично на разных террито­риях, не фиксируют официально свой брак и др. Во взаимо­отношения полов входят новые элементы, связанные с ус­ловиями современной жизни, более ранним, чем прежде, половым созреванием, расширением знаний в области пси­хологии и сексологии, регуляции деторождения. Подготовка к половой и семейной жизни требует новых подходов, и это вынуждает общество своевременно и серьезно заниматься этой проблемой.

В сексуальном развитии условно можно выделить три эта­па. Первый — созерцательный. Ребенок познает окружающий мир, при этом его особенно интересует строение половых органов, их предназначение, особенности женского и муж­ского поведения. Второй этап — формирование представле­ний о сексуальной культуре и собственной сексуальной при­надлежности. Третий этап характеризуется завершением фор­мирования сексуальной культуры.

Вопрос о грамотном регулировании деторождения и спо­собах предупреждения беременности сложен, многие из из­вестных способов отвергнуты в настоящее время, другие находятся в стадии испытания. Не потеряли своего значения такие способы, пришедшие из древности, как прерванное половое сношение, искусственное закисление среды влага­лища, невагинальные формы полового акта и др. Наиболее распространенными в настоящее время противозачаточны­ми приемами являются следующие:

1. Использование контрацептивных средств (влагалищных и внутриматочных). Эффективность внутриматочных средств очень высока (96—98%), они не вызывают изменений дея­тельности яичников, но к их применению имеется ряд про­тивопоказаний, прежде всего, воспалительные заболевания матки и придатков, эрозия шейки матки, нарушения менструальной функции. В настоящее время в связи с высо­кой опасностью заражения венерическими заболеваниями и СПИДом шире стало использование презервативов. Однако следует помнить о возможности осложнений в виде аллерги­ческих проявлений со стороны слизистой оболочки влагали­ща, ослабления секреторной функции ее желез. Системати­ческое применение презервативов лишает женщину мужс­ких половых гормонов, необходимых ей для психофизичес­кого комфорта.

2. Применение гормональных препаратов (таблеток), изменяющих количество и соотношение половых гормонов в
организме, подавляющих выделение эстрогенов и овуляцию.
Этот метод прост и надежен. Но нельзя не сказать, что применение его иногда вызывает побочные явления (тошноту, снижение полового чувства, тяжесть внизу живота, нарушение менструального цикла и др.), которые в большинстве случаев имеют преходящий характер. Из общих отрицательных реакций можно назвать нарушения жирового обмена, аллергию, повышение свертываемости крови. Как поздние осложнения опасность представляют фиброматоз матки и кисты яичников. Эти препараты не рекомендуется применять долго, через полгода следует делать перерывы на 2—3 мес, во время которых можно использовать другие контрацептивные средства. Гормональные противозачаточные препараты имеют в медицине еще другое применение. Поскольку они вызыва­ют гипоплазию эндометрия, то их можно использовать в пе­риод климактерия (как и препараты прогестерона) для про­филактики гиперплазии желез эндометрия, считающейся предраковым состоянием. Это предотвращает изнуритель­ные кровотечения, связанные с гиперплазией, и позволяет мягко провести женщину через критический период, умень­шив психические и соматические потери.

3. Метод естественного планирования семьи. Он основан
на исследованиях Огино—Кнауса, суть которых сводится к
расчету дней в течение менструального цикла, наиболее благоприятных для зачатия, и дней, в которые зачатие происходит редко или вообще не происходит. Секреторная фаза,
связанная с функционированием желтого тела у женщины,
способной к зачатию, всегда равна 12—16 (в среднем 14)
сут. Пролиферативная фаза может колебаться по длительности. Учитывая, что жизнеспособность яйцеклетки сохраняется до 5 сут, а сперматозоида — 3—5 сут, днями потенциальной плодовитости считаются 9—17-й (при 28—29-суточном цикле). Но поскольку длительность пролиферативной фазы менструального цикла может колебаться и в определении момента овуляции возможны ошибки, дополнительно опираются на индивидуальное исследование ректальной температуры, консистенции шейки матки и характера выделяемой слизи. Этот метод, получивший название бирмин­гемского, при правильном применении дает почти стопро­центную гарантию предупреждения беременности. Метод яв­ляется самым гуманным из существующих, против него не возражает даже церковь.

Самым негуманным способом предупреждения появле­ния на свет ребенка является аборт. Он не только тяжел ма­териально и этически, но также имеет роковые последствия для репродуктивного и общего здоровья женщины. Так как матка и яичники являются единой системой и яичники сти­мулируются нервной импульсацией от матки, повреждение при аборте афферентных нервных окончаний в эндометрии может вести к вторичному снижению функции яичников, гипоэстрогенемии и бесплодию. Параллельно снижается ли­бидо, ухудшается общее состояние, страдает психо-эмоциональная сфера.

Как видим, способов предотвратить рождение ребенка много, но главный критерий для всех остается неизмен­ным: они должны быть гуманны, безвредны для здоровья и эффективны.

Итак, можно сказать, что совместимость партнеров, вы­сокая половая культура и грамотное регулирование детород­ной функции обеспечивают профилактику сексуальных не­врозов, дисгормональных нарушений и воспалительных про­цессов в половой системе. В компетенцию специалиста, связанного со здоровьем человека, в сфере репродуктивного здоровья входит просветительская и консультативная работа (совместно с медработниками). Последняя касается гармонии внут­рисемейных отношений, оценки половой конституции и про­цесса ее формирования, профилактики нарушений в сексу­альной и собственно репродуктивной сфере.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.