Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и структура грамматического навыка

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ГРАММАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Лекция 12

· Виды и структура грамматического навыка. Принципы отбора и способы организации грамматического материала. Подходы к обучению продуктивной и рецептивной грамматике. Методика работы по формированию речевых и рецептивных грамматических навыков (подход отечественных методистов). Функциональная стратегия формирования речевых грамматических навыков (Е.И. Пассов).

 

1.1. Целью обучения иноязычной грамматике в средней школе является формирование речевых и рецептивных грамматических навыков.

Речевой грамматический навык (Е.И. Пассов) – автоматизированное действие по выбору грамматического явления (модели), адекватного речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевого высказывания.

Таким образом, в речевом грамматическом навыке как в действии синтезированном можно выделить составляющие его более частные действия, способами выполнения которых являются соответствующие операции: 1) выбор модели, адекватной речевому замыслу говорящего в данной ситуации (операция выбора модели); 2) оформление речевых единиц, которыми заполняется модель в соответствии с нормами данного языка и определенным временным параметром (операция оформления модели).

1.2. Выбор модели можно назвать функциональной стороной навыка, оформление – формальной, от которой зависит правильность с точки зрения данного языка и скорость говорения. Оформление теснейшим образом связано обеими операциями лексического навыка – вызовом (выбором) слова и сочетанием, более того, оформление основано на них, зависит от их уровня. Следовательно, формировать грамматический навык можно лишь на основе тех ЛЕ, которыми учащиеся владеют достаточно свободно.

1.3. В традиционном подходе обучение грамматике направлено на последовательное формирование вышеупомянутых операций: сначала оформление (в отрыве от говорения), затем выбор (часто также неситуативный), что неэффективно. Форма и функция речевой единицы должны выступать в единстве, при ведущей роли функции, только тогда навык приобретает способность к переносу. Многие авторы полагают, что соотнесенность с ситуацией и речевой задачей присуща только операции выбора, но она присуща и операции оформления – опосредованно, через грамматическое значение. Выбор модели зависит от того, насколько усвоено говорящим грамматическое значение этой формы, которое теснейшим образом связано с оформлением данной модели, ибо форма и ее значение едины и неразрывны. То есть грамматическое значение, с одной стороны, связано с оформлением модели, с другой стороны, с ситуацией, от чего и зависит выбор. Общая структура грамматического навыка в его методической интерпретации представлена в следующей схеме.

 


 

Например, грамматическая модель будущего времени: форма – shall/will + Infinitive; грамматическое значение – выражение будущности действия; речевые функции – обещание, сообщение, предположение, требование, уверенность и др. [4, с. 30-32].

1.4. Рецептивный грамматический навык (С.Ф. Шатилов) – это автоматизированное действие по узнаванию и пониманию морфологических форм и синтаксических конструкций в письменном и устном тексте.

 

1.5. Если при формировании речевого грамматического навыка восприятие и объяснение нового грамматического явления идет от функции к форме, то при формировании рецептивного грамматического навыка – от формы к функции.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1089; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.