Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 13. Функциональная стратегия формирования речевых грамматических навыков (Е.И




Функциональная стратегия формирования речевых грамматических навыков (Е.И. Пассов).

5.1. При функциональной стратегии формирования речевых грамматических навыков наиболее адекватным приемом презентации нового грамматического материала признается рассказ учителя; знания сообщаются учащимся в виде правил-инструкций по мере выполнения упражнений в процессе автоматизации (квантование знаний).

 

5.2. Предполагается, что процесс автоматизации должен пройти 6 последовательных стадий, выделенных по критерию действия обучаемого с усваиваемым грамматическим материалом:

 

1. Восприятие грамматической модели в процессе функционирования в говорении, т.е. в речевых отрезках, предъявляющих сначала функцию, потом форму и значение усваиваемого грамматического явления. Здесь имеет место: вычленение модели из потока речи на основе сравнения и обобщений по аналогии; первичное осознание функциональной стороны модели; создание слухового образа модели.

2. Имитация – имитативное использование модели в говорении. Закладываются основы связи слухового и речедвигательного образов; укрепляется осознание функциональной стороны модели; развиваются действия по аналогии и воспроизведению; запоминается формальная сторона модели.

3. Подстановка – частичная замена какого-либо элемента усваиваемого явления. Начинает формироваться операция оформления; осознается обобщенность модели; увеличивается способность к репродукции на основе аналогии; укрепляется связь слуховых и речедвигательных образов.

4. Трансформация – изменение воспринятой формы на ту, которая усваивается. Все указанные процессы (стадии 1-3) поднимаются на более высокий уровень: укрепляется операция оформления; зарождается операция самостоятельного вызова/выбора модели.

5. Собственно репродукция – изолированное, но самостоятельное (без опор) и направляемое употребление усвоенной модели для выражения какой-либо речевой задачи. Здесь завершается становление ассоциации между формальной и функциональной сторонами грамматического явления; завершается формирование операции вызова/выбора модели.

6. Комбинирование – сталкивание усваиваемого явления с теми, с которыми оно интерферирует или часто употребляется в речи. Начинает формироваться сверхфразовое упреждение; совершенствуются все названные ранее процессы, особенно устойчивость связи, за счет переключения внимания с усваиваемой модели на другую при их совмещении в высказывании (см. подробнее [3, с. 34-48; 4, с. 23-39 ]).

 

Стадия «репродукции» частично, а стадия «комбинирования» полностью относятся к переходному этапу от навыка к умению (т.е. этапу совершенствования навыковА.П.).

 


Литература

 

1. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П.К. Бабинская [и др.]. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 288 с. (см. файл «Бабинская П.К. и др. Практический курс МПИЯ, 2006»)

2. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез [и др.]. – М., 1982. – С. 176-182. (см. файл «Гез Н.И. и др. Методика обучения ИЯ в средней школе, недораб»)

3. Пассов, Е.И. Типы и виды уроков иностранного языка / сост.: И.В. Пинюта. – Барановичи: БГВПК, 1996. – 144 с. (см. файл «Пассов Е.И. Типы и виды уроков ИЯ»)

4. Формирование грамматических навыков: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с. (см. файл «Пассов Е.И. Формирование грам. навыков»)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.