Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программированное обучение

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

· Программированное обучение, виды программ. Компьютер в обучении иностранным языкам.

 

1.1. Программированное обучение возникло в США [2] (в СССР начинает распространяться с 70-х гг. 20 в.) и предполагало, в самом общем виде, оптимальное управление учебным процессом, основанное на постоянной обратной связи, самообучение на основе программированных устных и письменных материалов. Второе название данного метода – кибернетический, поскольку базируется на данных кибернетики – науки об оптимальном управлении. Т.о. основная задача программированного обучения – оптимизация управления процессом обучения ИЯ.

 

1.2. Под управлением понимается процесс перевода управляемой системы (учащийся) из одного состояния в другое под воздействием управляющей системы (учитель, программированные письменные материалы, ТСО с заложенной в них программой – магнитофон, компьютер и др.) (А. Берг). Различают 3 вида управления: жесткое, гибкое, эвристическое [1, с. 169]. В структуре управления принято выделять 3 компонента: 1) цель деятельности, 2) управляющая система, 3) управляемая система.

 
 


Цель деятельности Управляющая система обратная связь
прямая связь Управляемая система

 

1.3. К основным признакам программированного обучения следует отнести: 1) наличие цели, которая поддается измерению, и алгоритма достижения цели; 2) расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующей дозой информации (дозы должны быть элементарными); 3) завершение каждого шага самопроверкой, результаты которой дают возможность судить об успешности шага, и подача учащимся эффективного средства для этой самопроверки (ключи); 4) использование полуавтоматических и автоматических обучающих устройств; 5) индивидуализация обучения; 6) оптимальное управление учебным процессом; 7) максимальная адаптация учебной программы индивидуальным особенностям обучаемого и условиям обучения.

1.4. Оптимизация управления во многом зависит от качества инструкции, которая дается учащимся в программе. Требования к инструкциям: 1) формулировка цели должна быть предельно конкретной, лаконичной, четкой и ясной; 2) для большей конкретизации цели в инструкцию следует включить образец выполнения задания; 3) следует помнить, что конкретность инструкции носит относительный характер и зависит от уровня усвоения учащимся предыдущего материала, его способности осуществлять самоконтроль своей учебной деятельности и др.; 4) инструкция должна обеспечивать высокую степень усвоения материала, что предполагает выполнение учащимися достаточного количества однотипных упражнений по каждому заданию; 5) при составлении инструкции необходимо учитывать уровень подготовки обучаемых, трудности усвоения конкретного материала, т.к. программа должна быть такой, чтобы каждый учащийся мог самостоятельно выполнить задание; 6) для облегчения выполнения задания можно использовать подсказки либо опоры (макеты, видеофильмы, картины, модели, контекст, формальные опоры и пр.). Большое значение имеют способы выполнения заданий, иначе говоря, виды действий, выполняемых учащимися: 1) действие конструирования и 2) действие выбора.

 

1.5. Классификация программ согласно цели: 1. формирование произносительных, лексических и грамматических навыков: а) линейная, разветвленная, комбинированная; б) алгоритмическая (рецептивные и продуктивные алгоритмы); 2. заучивание наизусть стихотворений, диалогов и пр.: «матетическая»; 3. формирование навыков чтения текстов с непосредственным извлечением информации: «параллельная»/«параллельное программирование»; 4. контроль усвоения иноязычного материала, сформированности навыков и развития умений: тестовая (см. также [3, с. 40]).


2. Компьютер в обучении иностранным языкам [1] [3; 4].

2.1. Представляется возможным объединить преимущества компьютерного обучения в следующие 3 группы: 1) с психологической точки зрения, компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал, гарантирует конфиденциальность (только сам ученик знает, какие ошибки он допустил) и др.; 2) с методической точки зрения компьютер обеспечивает достаточно высокую степень интерактивности, соответствует принципам индивидуального обучения, создает возможности для достаточной практики в употреблении того или иного языкового явления и т.д.; 3) с технической точки зрения компьютерное обучение позволяет в полной мере пользоваться возможностями новейших изобретений: видео- и звуковые платы, компьютерные сети, виртуальная реальность и пр. При этом основным недостатком компьютерного обучения до сих пор остается невозможность прямого устного диалога с компьютером, в процессе которого учащиеся смогли бы совершенствовать фонетические навыки, а также речевые лексические и грамматические навыки. Не лишены недостатков и компьютерные обучающие программы.

2.2. На данном этапе можно выделить три основных способа использования компьютеров в обучении: 1. Компьютер – помощник преподавателя; 2. Компьютер – преподаватель; 3. Компьютер – источник знаний и «оцениватель» знаний обучаемого. При этом компьютерные программы можно использовать: при проведении аудиторных занятий, на факультативных занятиях, на дополнительных занятиях с отстающими, для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время.

2.3. Исходя из специфики предмета ИЯ, зная дидактические свойства и функции сети Интернет, ее возможности и ресурсы, мы можем определить, для решения каких дидактических задач могут использоваться те или иные услуги и ресурсы сети. Основные услуги Интернет можно разбить на 3 большие группы: 1) вещательные (рекламная информации, в том числе и демо-версии обучающих программ, т.е. специально разработанные версии программы с ограниченными функциональными возможностями; электронные библиотеки и др.); 2) интерактивные (электронная почта и электронные конференции); 3) поисковые (каталоги, поисковые системы и т.д.). Через Интернет осуществляется доступ к различным видам ресурсов: разнообразной текстовой информации на изучаемых ИЯ, графике, видео, звуковым файлам, которые демонстрируют правильное произношение, используются для диктовки при формировании орфографических навыков, и пр. Особенно интересно использовать материалы Интернет при работе над проектом. Помимо совместных телекоммуникационных проектов дидактические возможности сети Интернет позволяют организовать внеурочную самостоятельную деятельности учащихся по совершенствованию своих знаний в области ИЯ в дополнение к урочной деятельности. Кроме того, в сети Интернет существует большое количество сайтов, позволяющих бесплатно получать целостные разработки уроков по определенной теме для четко обозначенного уровня обученности языку; через Интернет преподаватели ИЯ и их ученики также получают доступ к разнообразным мультимедийным учебникам.

2.4. Можно выделить следующие направления использования новых информационных технологий: 1) создание компьютерной поддержки для новых отечественных и зарубежных учебников и пособий; 2) разработка средств тестирования и диагностики уровня владения языком. Решающим фактором успешного внедрения новых информационных технологий в учебный процесс является готовность и способность учителей иностранного языка освоить новые технические средства и предложить новые методики обучения с использованием этих средств.

2.5. Одной их новых форм обучения является дистанционное обучение с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей (ДО КТС) [7]. К причинам его популярности относятся: 1) доступность ДО практически для каждого человека; 2) широкая демократичность, так как им могут воспользоваться люди различных возрастов, разного уровня образования и социального положения; 3) возможность выбора курса обучения каждым обучаемым в соответствии со своими наклонностями и способностями. Кроме того, ДО КТС может оказаться единственным способом обучения ИЯ для таких категорий, как: 1) учащиеся, проживающие в отдаленных местностях; 2) дети-инвалиды; 3) учащиеся, не имеющие возможности посещать школу из-за продолжительной болезни; 4) школьники, вынужденные часто менять место жительства в связи со спецификой работы их родителей (геологи, военные, строители и др.). При этом дидактические возможности КТС заключаются в следующем: 1. обеспечение свободного доступа к пространственно распределенным ресурсам дидактической информации; 2. возможность: а) широкого выбора предмета изучения для любого ученика или учителя, б) систематического накопления обучающей информации и надежного ее хранения, в) индивидуализации и дифференциации обучения с учетом природных способностей учащихся, г) интенсивной коммуникации между учениками и учителем, учеников друг с другом, а также с партнерами из других стран; 3. предоставление учителю надежной обратной связи с учеником и непосредственно связанной с этим возможности оперативного управления процессом обучения; 4. на основе широкого телекоммуникационного общения возможность активной творческой совместной деятельности учителя и учащихся, обеспечение устойчивой мотивации познавательной деятельности.

2.6. Интернет-технологии – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения ИЯ с использованием ресурсов сети Интернет и социальных сервисов [6, с. 11-12]. Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемым средством образовательного, профессионального и личного общения. Типы социальных сервисов Веб 2.0, которые могут быть использованы в обучении ИЯ: блог, вики, подкаст, закладки, фликр, ЮТьюб, твиттер [6]. К новым Интернет-технологиям следует отнести лингвистический корпус [5].


Литература

 

1. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие / П.К. Бабинская [и др.]. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 288 с. (см. файл «Бабинская П.К. и др. Практический курс МПИЯ, 2006»)

2. История методики. Часть II: учебное пособие / под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – С. 37-39. (см. одноименный файл)

3. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – С. 36-50.

4. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е.А. Маслыко [и др.]. – 7-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2001. – С 299-303.

5. Сысоев, П.В. Лингвистический корпус, корпусная лингвистика и методика обучения иностранным языкам / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 5. – С. 12-21. (см. одноименный файл)

6. Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. – Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010. – C. 9-31; 121-175.

7. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – 3-е изд. – М.: Филоматис, 2007. – С. 262-273.


[1] Для получения более подробной информации по всем пунктам данного вопроса см. файлы «Реферат. Использование компьютера в обучении различным аспектам языка», «Лекция. Компьютер в обучении ИЯ», «Дистанционное обучение и Интернет, кратко»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 26 | Статус методики как науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.