Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы обучения иноязычной культуре




Задачи обучения иноязычной культуре

В ходе учебно-воспитательного процесса по иностранному языку в средней школе обучаемые овладевают осязаемым компонентом культуры. Вместе с тем вопросы, связанные с особенностями менталитета, ценностными ориентациями народов изучаемого языка, рассматриваются стихийно или вообще не подвергаются анализу.

По мнению И.В. Пинюта, задачами обучения иностранному языку и иноязычной культуре может выступать:

- Преодоление у школьников имеющихся предрассудков и развитие у них толерантности к изучаемой культуре;

- Приобретение заинтересованности и критического отношения к культурным явлениям;

- Постижение системы ценностных нормативов народов РБ и стран изучаемого языка, оценка их культурной самобытности;

- Обучение определению общего и специфического в соизучаемых культурах, формулировке культурного обобщения, отбору и использованию необходимой культуроведческой информации;

- Построение механизмов решения конфликтов, причина которых лежит в различии общающихся культур;

- Формирование способности к самоанализу и пониманию внутреннего мира представителей родной и инозычной культур.

 

В.П. Фурманова, разрабатывая теорию лингвокультуроведения, выделила следующие принципы обучения:

- культурно-ориентированной направленности;

- когнитивно-деятельностной направленности;

- ситуативности;

- контрастивности;

- аксиологической ориентированности;

- межпредметной и межаспектной координации.

 

Принцип культурно-ориентированной направленность обучения базируется на действии функциональной модели к-ры, в соответствии с которой формируется межкультурная компетенция, понимаемая как совокупность фоновых знаний и способность их адекватного применения в условиях определенного культурного контекста на основе сравнения двух и более культур. она включает содержательный аспект в смысле усвоения культурных ценностей как некоей суммы знаний и деятельностный как освоение культурного опыта, выработанного носителями языка. Принимая это во внимание, логично выделить культурный фон как совокупность всех культурных сведений и культурный модус поведения как совокупность поведенческих правил и приемов овладения культурным опытом.

Фор-ие к. фона связано с усвоением системы нац-кул понятий, а также фактологического материала, представленного в текстах и раскрывающего специфику к-ры страны и народа из-го яз. Привлечение фактов культуры, касающихся правил речевого и неречевого поведения, способствует выработке навыков адекватного поведения и эффективному речевому воздействию на партнера по коммуникации. Для полноценного общения с носителями и я необходима определенная стратегия и тактика коммуникативной техники.

Изучение традиций, нравов, и образа жизни.

Принцип когнитивно-деятельностной направленность об-ия

фо-ие сознания путем познавательной деятельности. При изучении ия осуществляется познание второй культурной реальности, норм и отношений, культурных традиций.

Интеллектуальный уровень подготовки; владение неким концептом всей цивилизации

Личностный подход включает не только мировоззренческую позицию, но и акт деят-ть, кот м реализ-ся при соблюдении след условий: ориентация на выработку знаний и действий, обеспечивающ межкул общение, использоване яз как инструмента познания культуры и формы культурного поведения. Гл условие – сделать учебн дея-ть личностно значимой и открыть возможности для личностного самовыражения.

Принцип ситуативности Основной принцип ситуативности сводится к: научить студентов определять компонентный состав ситуации, рассматривая ее как социальную конструкцию в иноязычной культуре. Н выделить ком намерение, цели общения, и правил поведения, социальных ролей коммуникантов, общее представление о носителях языка, социальной структуре общества и культурных традициях.

Целенаправленное включение в учебный процесс элементов ролевого общения дает возможность использования и проигрывания естественных ситуаций общения и ознакомления уч-ся с СК нормами речевого и нер пов-ия, трансформирующегося в действиях на рецептивном и репрод уровнях.

 

действиях на рецептивном ур репрод уровн
1. ориентация в сит общения 1. планирование реч поведения
2. выявление компонентного состава ситуацции 2 исп-ие осн правил реч поведения
3. определение социальных индикаторов 3. выполнение определенной социальной роли
4. выделение яз и реч средств 4. применение узуальных форм речи в соответстввии с соц ролью

 

Ситуации – канал передачи кул инфо. Исп-ие «техники насыщения» (зр и слух наглядность – действительность на аутентичном уровне)

Принцип контрастивности

Восприятие ик и ее сравнение с родной всегда эмоц-но окрашены, тк вызывают с одной стороны, ощущение чего-то непривычного, странного, с др. – чувство удивления, симпатии, интереса.

При соп-ии к-р м выделить опред кул-ное пространство, включающее окружающий мир, кул-ный фон, которым владеет типичный носитель языка; бытовую кул-ру; «нац-ые картины мира», отражающие специфику восприятия действительности и нац особенности мышления представителей иной к-ры, ис-во, национальный характер.

Признаки, характериз ту или иную локальную к-ру: общие, присущие всему чел-ву, относительно специфические, тип для группы лок к-р, и абс-но специфические.

Отлич элементы - дифференциальный признак.

Об-ие на основе кул контраста хар-ся восприятием общего и различного. У уч -ся д б развито контекстуальное понимание кул различий и мировоззрения. Н обр-ть внимание на ф-ие способности к межк ком-ии, включ эмпатич отношение к представит, др к-р, а также когнитивных навыков осмысления того, как их поведение будет восприниматься с позиции другой к-ры.

Контрасты на уровне к-ры как системы в целом. Родн язык и к-ра выступают в кач-ве объектов исслед.

Ст-ты д сами по опред заданиям или правилам д вывести социокультурные признаки каждого явления, ср-ть их с соответствиями в родном яз и к, локализовать проблему и научиться делать выводы

Поэтому овладение к-ым стандартом связано с сопоставлением собств конвенционально закрепленных правил и ценностей с таковыми в другой к-ре. Это означает имплицитное знание организации об-ва, правил и ситуативных отношений в культ традиции, кот представляет обучающийся (эксперт собственной к-ры).

Принцип аксиологической ориентированности обучения

фоновые знания представляют собой систему мировоззренческих взглядов носителей яз и присутствуют как эксплицитно в единицах языка или текстах, так и имплицитно в нормах речевого и нер п-ия.

Пов-ие зависит от отношения к миру.

Постижение к-ры через личность носителя языка, сравнение инокультурного стереотипа с собственным, включение опыта др. к-ры в свой внутренний мир ориентирует на установление и поддержание определенного имиджа в межк-ом общении.

Новое мышление




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.