Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для заметок

1. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и установление рыночной цены. Равновесие по А.Маршаллу и Л.Вальрасу.  
На рынке сталкиваются интересы покупателей и продавцов, и каждый акт обмена совершается в результате добровольного соглашения, по цене устраивающей обоих. Рассматривать взаимодействие спроса и предложения в его единстве предложил А. Маршалл, а его концепция рыночного равновесия получила название «компромисс А.Маршалла». А.Маршалл: «…можно с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».  
Покупатели предлагают цену спроса,а продавцы - цену предложения. Следовательно, рыночная цена зависит как от спроса, так и от предложения. Для графической иллюстрации взаимодействия спроса и предложения необходимо совместить в одной системе координат кривые спроса и предложения.
 
 

Рис. 1. Рыночное равновесие

- точка равновесия,

= = ;

= =

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    
Равновесие по Л.Вальрасу отражаетрис.2. Подход основывается на возникновении разницы в объёме спроса (предложения) в результате фактического отклонения цены от равновесной. Рис. 2. Рыночное равновесие по Вальрасу Леон Вальрас (1834-1910) – франко-швейцарский экономист, профессор лозаннского университета, основатель математического направления в экономической теории, один из родоначальников маржиналистской революции в экономической теории, автор модели общего экономического равновесия. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Равновесие по А.Маршаллу:подход основывается на разности цены спроса и цены предложения в результате фактического отклонения объёма спроса (предложения) от равновесного. Рис. 3. Рис. 3 Рыночное равновесие по Маршаллу   Альфред Маршалл (1842-1924) – преподаватель Бристольского университета, Оксфорда и Кембриджа, создал национальную школу экономической науки, распространённую в англосаксонских странах. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Приведённые подходы объясняют природу одного и того же явления, но исходят из разных условий рыночного равновесия и функций спроса и предложения. Вальрас основывается на разности в объёмах спроса и предложения, Маршалл – на разности в ценах спроса и предложения.
Автор подхода Функция спроса Функция предложения Условие рыночного равновесия
Л. Вальрас =
А. Маршалл =

 

 
2. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах.    
На различные изменения на рынке более оперативно реагирует спрос. Приспособление предложения к изменившимся условиям происходит более медленно, поскольку предложение связанно с производством, на изменение которого, необходимо время. Значит, рассматривая последствия сдвига кривых спроса и предложения для рыночного равновесия, необходимо учитывать фактор времени. В состоянии рынка различают мгновенный, короткий и длительный периоды. Мгновенный период – период, в течение которого все факторы, определяющие объем предложения, остаются неизменными. В мгновенном периоде изменяется только спрос c до .  
 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
В коротком периоде часть факторов, определяющих объем предложения, остается без изменения. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
В длительном периоде все факторы, определяющие объем предложения рассматриваются как переменные. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
3. Нарушение рыночного равновесия
В реальной действительности нарушение рыночного равновесия происходит в 2-х случаях: 1. при отклонении рыночной цены от равновесной (иллюстрирует подход Л. Вальраса); 2. при изменении неценовых факторов (сдвиге кривых спроса и предложения).  
Второй случай: Эффект сдвига кривой спроса. Например, в результате роста дохода кривая спроса смещается вправо-вверх. Рис. Установление нового равновесия __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
При смещении кривой спроса влево-вниз (например, при снижении дохода) равновесие достигается при меньшем объёме и цене.   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Эффект сдвига кривой предложения. Например, удорожание сырья приведет к росту издержек производства, сокращению прибыли, следовательно, сокращению производства на каждом ценовом уровне – сдвигу кривой предложения влево-вверх.
 
 

Рис. Смещение равновесия под воздействием предложения

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Возможна ситуация на рынке, когда под комплексным воздействием разных факторов происходит одновременный сдвиг кривых спроса и предложения (растет доход и одновременно сокращаются издержки производства). В этом случае, возможно, что цена равновесия не изменится, но равновесный объем продаж непременно увеличится. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
4. Отсутствие рыночного равновесия или его множественность.  
Возможны ситуации, когда линии спроса и предложения ни при каких уровнях цены не пересекаются, или имеют две точки пересечения, или общие участки.  
Превышение объёма предложения над объёмом спроса ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________    
Превышение цены предложения над ценой спроса   ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
 
 

Две точки рыночного равновесия

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    
Наличие общего вертикального (ценового) или горизонтального (объёмного) участка линий спроса и предложения.
       
 
   
 

 


 

 

 

 

Рис. Установление рыночного равновесия в интервале цен и объёмов

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
4. Устойчивость рыночного равновесия. Паутинообразная модель динамического равновесия.  
При анализе устойчивости равновесия используют динамические модели, в которых учитывается фактор времени – простейшей является паутинообразная модель. Допущения: 1. производители не корректируют принятые решения об объемах производства; 2. не допускается создание запасов с последующей их реализацией; 3. производитель основывает ожидания будущей цены исходя из фактической цены на момент начала производства, т.е. цены предшествующего периода. , где - объем предложения товара в период времени t, - фактическая цена товара предшествующего периода 4. потребители не принимают решений об объемах закупок заранее, поэтому объем спроса в любой период зависит от цены товара в данном периоде: , где -объем спроса на товар в период t; -цена товара в период t. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Графически эту ситуацию можно представить в виде динамической паутинообразной модели.
 
 

 


Рис. Паутинообразная модель устойчивого равновесия.

 

 
 

Рис. Затухающие колебания

 

В состоянии устойчивого равновесия цена совершает затухающие колебания.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Паутинообразная модель неустойчивого равновесия. Рис. Паутинообразная модель неустойчивого равновесия. Для неустойчивого равновесия характерны нарастающие колебания цены. Рис. Нарастающие колебания _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Рис. Равномерные колебания _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД: В паутинообразной модели заложены колебания цен и объемов продукции, которые при одних условиях приводят к равновесию, а при других удаляют от него. На практике два последних варианта встречаются крайне редко, так как рыночная система обладает стабилизирующими факторами, приводящими систему в равновесие.
6. Излишек (рента) потребителя и производителя.
Для определения выгоды, получаемой потребителями (производителями) от приобретения (продажи) товаров, используется концепция излишка (ренты) потребителя (продавца). Теория разработана А. Маршаллом.     ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Суммарная величина излишка может быть подсчитана на основе кривых рыночного спроса-предложения:
 
 

Рис. Рента потребителя и производителя

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Т.о. рента покупателя (продавца) выступает как разность между той ценой, которую потребитель готов уплатить за данное количество товара (а продавец готов получить), и ценой фактической покупки (продажи). Понятие потребительского излишка позволяет глубже проанализировать рыночное равновесие, меры государственного регулирования рынка, оценить эффективность социально-экономических программ.  
       

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.