Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент 60-х гг. ХХ века. Количественный, системный и ситуационный подход




Для этого периода характерно одновременное развитие различных подходов к управлению (менеджменту) которые вошли в науку под общим названием – школы науки управления.

Подходы управления сформулированы по следующим значениям:

- ситуационный подход;

- системный подход;

- количественный подход.

Системный подход в управлении организацией. Греческое слово «systemа» переводится как «целое, составленное из частей». В наиболее широком смысле система понимается как конкретный порядок, связанное целое. Этот термин может обозначать строгий порядок работы, государственную систему (форма общегосударственного устройства), нервную систему (части, связанные общей функцией), хозяйственную систему (хозяйственные единицы, объединенные организационно) и т.д.

Системный подход как научная методология – это особое понятие, заключающее в себе рассмотрение объектов анализа не изолированно, а в связи со многими другими объектами и явлениями.

В реальной жизни системы (человек, машина, коллектив и т.д.) не могут существовать вне связи с окружающим миром. Поэтому системный подход предполагает выделение наиболее существенных связей, которые оказывают непосредственное и значительное влияние на свойства системы и решение поставленных задач в исследуемом объекте. Здесь понятие «система» используется в особом значении. Это совокупность конкретных элементов, существование и функционирование которых взаимосвязаны или взаимообусловлены в силу конкретных обстоятельств. Важнейшим признаком системы в этом случае и выступает ее целостность – появление у данной совокупности элементов таких свойств, которых нет у каждого из них в отдельности. Многие системные связи уже достаточно хорошо изучены. Но особое значение имеет изучения социальных систем. Оно дает возможность совершенствовать организацию управления народным хозяйством и обществом.

Социальные системы представляют собой особый класс. Их возникновение и целостность определяются взаимодействием людей. Многообразие социальных систем столь велико, насколько многообразна сознательная деятельность людей. Все материальное производство – это социальные системы. Но системы – это и города, районы, отрасли народного хозяйства и даже государство в целом.

Социальные системы отличаются условиями их объединения, т.е. системообразующими факторами. К ним относятся:

1) конкретная общая цель всей совокупности элементов;

2) подчинение задач каждого элемента общей цели системы;

3) осознанность каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

4) выполнение каждым элементом функций, вытекающих из поставленной задачи:

5) конкретные отношения между элементами системы;

6) наличие органа управления;

7) обязательная обратная связь.

Взаимосвязь элементов в материальных системах основана на действии законов существования и движения материи. В социальных же системах взаимосвязь элементов в уже названных законах, действующих в материальных и абстрактных системах, характеризуется наличием общих целей или одинаковых интересов. Именно это является решающим фактором для совместной деятельности людей. Другими словами, нужны факторы, которые побуждали бы людей к определенным действиям. Но эти факторы могут меняться. Поэтому за ними нужен постоянный контроль.

Люди объединяются в коллектив, организацию, потому что каждый сам по себе не может удовлетворить какую-либо потребность, решить определенную задачу. Но задачи системы в целом отличаются от задач отдельных объектов (элементов), составляющих эту систему. Имея намерение решить свою определенную проблему, люди уже для этого должны решать задачи всей системы, т.е. нечто такое, что в их личные интересы могло и не входить. Например, чтобы удовлетворить свои экономические потребности, люди создают малое предприятие, т.е. создают новую социальную систему. Но задачи малого предприятия уже не только в том, чтобы наделять создателей определенной долей прибыли. Они значительно шире – создать и эксплуатировать предприятие. Для этого одним участникам необходимо управлять, другим – приобретать основные фонды, сырье, третьим – охранять объект и т.д.

Особенностью социальных систем (в отличие от естественных и технических) является то, что они включают активные функциональные элементы – людей, способных выполнять разнообразные действия. При этом результаты должны соответствовать поставленным целям. В маленьких социальных системах общие цели определяются в результате совместного обсуждения и достижения договоренности между членами системы. Получая конкретную задачу и определенную роль в системе, каждый человек в той или иной мере подчиняет свою волю, интересы и действия общим целям. Представителем системы выступает орган управления или руководитель. Именно он определяет и общие цели системы и конкретные задачи каждого работника. Это воспринимается как подчинение элементов системы органу управления. Но права органа управления или руководителя порождены задачами системы и могут использоваться только для их решения.

Роль руководителя в социальной системе вызвана разделением труда. Субординация руководителя и подчиненного здесь определяется не их личными отношениями друг с другом, а положением в системе, необходимостью решать совместные задачи. Руководитель распоряжается подчиненными не потому, что он имеет власть, а потому, что этого требуют задачи деятельности системы. Управляющий орган или руководитель должны стремиться к тому, чтобы цели системы наибольшим образом отражали потребности и интересы элементов – людей.

Ситуационный подход. Теория этого подхода по определению управления лежит в основе изучения ситуаций, т.е. определенного набора обстоятельств, которые оказывают большое влияние на организацию в данное конкретное время. Суть этого подхода сводится к тому, что эффективный менеджмент должен постоянно обладать такими чертами как мобильность и приспосабливаемость к той среде и ситуации, в которой работает данное предприятии. Главный тезис управления при ситуационном подходе это то, что при этом подходе не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях, их необходимо разрабатывать и применять.

Количественный подход. Это обобщенное название всех приемов в управлении связанных со знаниями: математики, статистики, инженерных наук, кибернетики. Количественный подход нашел отражение в нескольких управленческих концепциях. Наиболее важная из них – концепция операционного менеджмента, концепция теорий научного подхода к определению менеджмента с помощью математических методов. Сторонники этого менеджмента считали, что менеджер должен обладать широкими знаниями, поскольку менеджмент основывается на различных науках, в том числе на социологии, психологии, экономики и др.

Таким образом, сторонники указанных подходов внесли ряд научных концепций в развитие менеджмента 60-х годов.

 

 

Контрольные вопросы

1. Принципы и законы менеджмента, их понятие и сущность.

2. Закономерности менеджмента, их содержание.

3. Принципы менеджмента 20-х гг. ХХ века, их краткая характеристика.

4. Общие законы менеджмента и их применение в современных условиях.

5. Эволюция управленческой мысли. Этапы, теории и школы управления.

6. Школы в менеджменте (классическая, человеческих отношений и поведенческая), их особенности.

 

 

Литература

1. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: уч. пособие / Е.Е. Вершигора –Москва: Изд-во ИНФРА-М, 1999.-33-39с.

2. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник. / И.Н. Герчикова -Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ,1998.–131-139с.

3. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; М.: Дело, 1992. —62-86 с.

4. Основы менеджмента и маркетинга: учебное пособие / Р.С. Седегова [и др.]; под ред. Седегова Р.С. - Минск.: Выш.шк., 1995 - 19-35 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.