Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крещение Руси и его значение

Как же созидалась Русская Церковь? Первым шагом стало крещение киевлян, происшедшее, как полагает большинство исследователей, в 988 или 989 гг., вскоре по возвращении Владимира из похода на Херсонес. Вероятно, это было делом нелегким, так как для того чтобы крестить киевлян, нужна была огромная подготовка. Мы не знаем сегодня точно, какова была численность населения Киева при Владимире. Но все-таки это была столица могучего княжества – надо полагать, население ее было многотысячным. Чтобы провести крещение в кратчайший срок, требовалось сделать очень многое, и, прежде всего, нужно было хотя бы элементарно подготовить киевлян.

Родственники Владимира, его советники и другие близкие князю люди, вероятно, крестились в церкви Святого Василия. Эта первоначально деревянная церковь была одной из первых построена равноапостольным князем в Киеве. Освящена она была во имя святого Василия Великого, имя которого принял святой Владимир при крещении. Поставили этот храм на месте прежнего капища Перуна, еще недавно украшенного по приказу князя новым идолом. Теперь же истукан был низвергнут, позорно, с символическими побоями, совлечен на берег Днепра и пущен вниз по течению.

Остальные киевляне были крещены в водах Днепра. Автор «Жития блаженного Володимера» сообщает, что люди говорили «если бы новая вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы ее». Когда крестился сам Владимир, он был серьезно подготовлен к этому ответственному шагу, беседовал с философами, проповедниками. К тому же в Херсонесе он должен был пройти оглашение. Что касается народа, то едва ли имела место сколько-нибудь серьезная его подготовка к крещению. В условиях того времени это было практически нереально. Однако народ должен был довериться выбору князя, выступавшего от его лица. Отсюда и успех христианской миссии в столице. Какие-либо данные о протесте киевлян отсутствуют.

В других же землях христианизация проходила не столь стремительно, как в Киеве. Летописи сохранили и прямое свидетельство сопротивления введению христианства. Относится оно к крещению Новгорода. «Добрыня крестил новгородцев огнем, а Путята мечом». Важно подчеркнуть, что для Руси насилие над новгородцами – это исключение, случай абсолютно не типичный. Кстати, подоплека сопротивления новгородцев крещению была политической. Ибо к традиционному противостоянию столицы бывшей – Новгорода и столицы новой – Киева добавилось недовольство Владимиром, который, овладев Киевом при помощи язычников-новгородцев, не оправдал их надежд, не вернул Новгороду былого значения.

В целом же христианизация Руси шла успешно. Это мнение разделяется большинством современных исследователей. Причем в отличие от Европы, где христианство практически всегда внедрялось силой, на Руси этот процесс проходил намного спокойнее. Ученые объясняют мирный характер христианизации тем, что священники не следовали в обозе чужеземных завоевателей, а вела их «своя» национальная верхушка общества. Крещение Руси облегчалось и тем, что богослужебная и учительная литература пришла сюда, прежде всего от южного славянства, на языке, понятном на всей Руси.

С выбором веры в X-XI вв. завершился процесс слияния разнородных этнических элементов и родо-племенных образований в древнерусскую народность. В основе единства любого этноса всегда лежит определенная система цивилизационных ценностей, поддерживающая и регулирующая как высшие духовные проявления народа, так и его повседневные традиции, бытовые нормы. Для русского народа таким ценностным регулятором стало православное христианство. Благодаря крещению возникла единая древнерусская культура, способная не только перенимать инокультурные явления, но и создавать собственные оригинальные ценности мирового значения.

Первая каменная церковь была воздвигнута князем Владимиром на месте гибели варягов-христиан Феодора и Иоанна в 996 г. Храм был освящен в честь Успения Богоматери и часто назывался Десятинным потому, что Владимир выделил на его постройку и содержание десятую часть от своих доходов. Церкви украшались иконами, росписями и чудесными мозаиками. Первоначально все это делалось греческими мастерами, но постепенно на смену им пришли русские. Христианство принесло с собой не только новое понимание жизни, но и грамотность, книжную премудрость.

Христианизация разных слоев населения шла по-разному и фактически растянулась на весь домонгольский период. Очень быстро произошло обращение класса привилегированного – князей, бояр и купечества. Разрыв с низшими слоями общества был очень заметен даже после того, как была крещена большая часть народа. Степень воцерковления простолюдинов была намного ниже. Это выражалось, например, в том, что таинство брака, совершаемое через обряд венчания, считалось княжеской привилегией в течение очень долгого времени. А среди смердов венчание признавалось не обязательным. То есть представления о таинстве брака среди простого люда были весьма далеки от христианского. Искажения в сфере церковной жизни были обусловлены гигантскими территориальными масштабами Руси. Было поначалу очень мало храмов, мало священников. В сельской местности на многие десятки верст мог быть лишь один приход. По этой же самой причине очень долго жило в народе двоеверие. Люди уже были крещены и в то же время продолжали верить в леших и домовых, обращаясь к ним в заговорах, отмечать многие языческие обычаи и праздники. В частности, русская Масленица произошла из языческого праздника встречи весны, дня бога солнца Ярилы, символом которого служили блины. Постепенно праздник наполнился христианским содержанием и превратился в "утешение" перед Великим постом. Культ языческих божеств очень часто мучительно изживался через отождествление их с христианскими святыми. Так, святой Власий в понимании простого люда стал покровителем скота, по аналогии и созвучию с языческим Велесом. В то же время очень рано молодая Русская Церковь явила примеры подлинной святости. Удивляет, как быстро крещение Руси принесло свои плоды. Исключительное впечатление на современников произвел подвиг молодых князей, детей Владимира и Анны - святых Бориса и Глеба.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Крещение князя | Подвиг святых князей Бориса и Глеба
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.