Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковь в царствование императора императора Александра II (1855-1881)




Поражение в Крымской войне убедило нового императора Александра II в необходимости реформ, призванных оздоровить государственный строй и экономику России. Важнейшим преобразованием явилась отмена крепостного права, объявленная манифестом от 19 февраля 1861 г. За этим актом последовал ряд других реформ — земская, военная, судебная. Освобождение крестьян, введение земского и городского самоуправления, организация гласных судов с участием присяжных заседателей, ослабление цензуры печати, распространение образования и, наконец, отмена смертной казни - все эти столь благодетельные улучшения в управлении государства вдохнули новую жизнь в Россию и возбудили надежды на лучшее будущее.

В самом начале царствования был поставлен вопрос и о церковных преобразованиях. Сложившийся при Николае I и Н.А. Протасове строй церковного управления вызывал критику с разных сторон. В конце 50-х гг. за границей вышли книги бывшего профессора богословия Д.И. Ростиславова и священника И.С. Беллюстина с обличениями существовавших церковных порядков. Известный славянофил К.С. Аксаков в 1855 г. выступил за широкую гласность и свободу церковной печати. С обоснованной критикой формализма и бюрократизма в синодальном и консисторском управлении выступил известный церковный деятель А.Н. Муравьев, в прошлом служивший при обер-прокуроре Синода.

В 1856 г., воспользовавшись приездом архиереев в Москву на коронацию Александра II, митрополит Филарет (Дроздов) провел совещание российского епископата, которое в печати получило наименование «Московского Собора». По предложению святителя Филарета, на совещании решено было возобновить труды по переводу Библии на русский язык. После некоторых проволочек Александр II утвердил решение о создании Русской Библии, работа над которой была завершена в 1876 г. Однако другие конкретные предложения архиереев (о созыве Собора, об увеличении доли духовных лиц в церковном управлении, о восстановлении Патриаршества, о создании митрополичьих округов) были оставлены «без последствий». Осторожная и трезвая линия святителя Филарета в отношениях с правительством исходила из его стремления оградить самостоятельность Церкви и достоинство епископата.

Святитель Филарет своей деятельностью в Церкви составил целую эпоху. Главным делом жизни святителя Филарета стала борьба за перевод Священного Писания на русский язык. Митрополит Филарет был прямо причастен к государственным делам: он составил в 1823 г. акты об отречении великого князя Константина Павловича от прав на российский трон и о передаче этих прав великому князю Николаю Павловичу, в 1861 г. ему было поручено написание Манифеста об освобождении крестьян. Святитель был награжден всеми высшими наградами империи, однако власть побаивалась его независимого характера. Например, он, несмотря на гнев Николая I, отказался освятить построенные в Москве Триумфальные ворота с изображениями языческих богов. С 1842 г. его перестали призывать на заседания Святейшего Синода, хотя обер-прокуроры постоянно обращались к «Филарету мудрому» за советами. Святитель Филарет оставил обширное наследие: его перу принадлежат Катехизис, по которому почти полтора века русские люди узнавали основы Православной веры, различные богословские сочинения, сотни резолюций по множеству церковно-административных, догматических и канонических вопросов; глубокие и выдающиеся по литературному мастерству проповеди «московского Златоуста» собраны в пятитомном собрании, сотни его писем к духовным лицам и мирянам изданы отдельными книгами, а мысли и изречения из них — в многочисленных сборниках.

Обер-прокурорское кресло в первое десятилетие царствования Александра II занимали заурядные чиновники А.И. Карасевский и А.П. Ахматов. В период между ними, с 1856 по 1862 гг., обер-прокурором был граф А. П. Толстой. Человек искреннего благочестия, любивший бывать в Оптиной пустыни. В 1865 г. обер-прокурора А.П. Ахматова сменил граф Д.А. Толстой, приобретший настолько сильное влияние на ход церковных дел, что архипастыри вспомнили тогда о временах Голицына и Протасова. Возобновляя опыт «двойного министерства», Д. А. Толстой совмещал обер-прокурорскую службу с должностью министра народного просвещения. Во внутренней политике, в постановке школьного дела он был убежденным консерватором, «главным ретроградом», как его тогда называли, давшим сословный характер образования, добившимся запрета принимать в гимназии «кухаркиных детей». Д. А. Толстой был едва ли верующий человек. Он не скрывал своего пренебрежения к епископату и духовенству. Обер-прокурор старался подорвать влияние духовенства на народную государственную жизнь. Он стремился отстранить духовенство от участия в организации начального образования для крестьянских детей. Своей реформой гимназического образования, когда главными дисциплинами в школе стали классические языки, Д.А. Толстой низвел Закон Божий на место второстепенного предмета. За годы его обер-прокурорства в России было закрыто более 200 приходов.

В области церковного управления он стремился деятельности всех инстанций придать бюрократически упорядоченный, канцелярский характер; казалось, что делалось это для того, чтобы отнять у Церкви всякую самостоятельность. Для укрепления обер-прокурорской власти в 1865 г. была учреждена должность товарища обер-прокурора с правами товарищей министров. В 1867 г. при Синоде было создано контрольное отделение, поставленное в зависимость от обер-прокурора. Для упорядочения законодательной и судебной деятельности Синода в 1868 г. было начато издание Полного собрания постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи. В конце 60-х гг. Д.А. Толстым был поднят вопрос о реформации Церковного суда, предполагалось перестроить его на тех же основаниях, на которых проведена была реформа светского судопроизводства. Проект вызвал единодушно резкую критику со стороны епископата, а архиепископ Волынский Агафангел ответил на него отзывом о незаконности и вреде обер-прокурорского надзора. Инициатору судебной реформы пришлось отказаться от своего замысла.

Единство Церкви с обществом и народом проявилось в том, что предметом обсуждения стали такие важные проблемы общественного развития, как связь духовенства Русской Церкви с национальным, социальным и культурным развитием русского народа и вытекающие из этой связи обязанности и Церкви, и священнослужителей. Тем не менее, в открытой печати нельзя было обсуждать вопрос об обязанностях государства к Церкви и характере отношений между ними. В то же время не верно представлять Церковь в России того времени как закостеневший организм, у нее было много сил и имелся потенциал для развития. В Москве в 1863 г. создалось Общество любителей духовного просвещения, в Духовных академиях развивались церковно-историческая наука, догматика и другие ветви богословия. Эти явления стали основой для будущего развития Русской Церкви. В то же время, Церкви не удалось ослабить свою жесткую привязанность к государству. К сожалению, затягивалось дело возвращения раскольников (старообрядцев) в лоно матери-Церкви. В этом, как и в ряде других вопросов сказывались как петровские традиции российской государственности, так и разобщенность архиереев, определенная консервативность русского духовенства, не готового к решению стоящих перед Церковью проблем. Фактический Патриарх того времени, митрополит Московский Филарет (Дроздов), реально оценивая возможности Церкви и общества, не помышлял о действительной самостоятельности Церкви, предпочитая широким планам и громким словам малые дела.

В 60-70-х гг. Русская Церковь упрочила свои вековые связи с православным Востоком, в особенности с Константинопольским Патриархатом. Святейший Синод через Российское правительство постоянно прилагал усилия для защиты православных подданных Турции от произвола султанской власти. В 1877 г. Россия вступила в войну с Турцией ради защиты единоверных братьев на Балканах от массового истребления. Война закончилась победой России и освобождением Болгарии от турецкого ига. Православная Церковь благословила российское воинство на брань. Архипастырские и пастырские воззвания всколыхнули страну. В образовавшийся тогда Славянский комитет стекались громадные пожертвования отовсюду. В народе война вызвала религиозный и патриотический подъем. В церквях производился кружечный сбор. При монастырях устраивались лазареты для раненых воинов. Монастыри оказывали приют осиротевшим детям убитых воинов. Полковые священники, служившие в действующей армии, утешали раненых, напутствовали умиравших, под обстрелом противника служили молебны и панихиды.

 

Церковь в царствование императора) Александра III (1881 -1894).

Александр III взошел на престол в 1881 г. после убийства отца народниками. Началась эпоха реакции на либеральные реформы 60-х гг., эпоха подавления радикального вольнодумства и борьбы правительства с революционным подпольем. Но революционный террор не прекратился. В то же время это были годы быстрого экономического роста России и усиления ее позиций на мировой арене. Россия вновь, как и после Отечественной войны 1812 г., стала одной из самых могучих держав в мире. После либерального и радикального брожения 60-х гг. в 80-е гг. значительную часть интеллигенции захватили консервативные настроения. В сознании прежних вольнодумцев, как и в конце XVIII в., вновь пробуждались религиозно-мистические стремления, в обществе происходил новый возврат к вере, робкий, половинчатый, часто болезненный, но всеми ощутимый.

Царствование Александра IIIстало для Русской Церкви «царствованием» К.П. Победоносцева, занимавшего пост обер-прокурора Святейшего Синода с 1880 г. по 1905 г. К.П. Победоносцев (1827-1907) действительно был главным идеологом и вдохновителем новой охранительной политики правительства. Не только в церковных, но и в государственных делах он был главным советником царя, архитектором политического курса правительства. Юрист по специальности, профессор Московского университета по кафедре гражданского права, он имел блестящие и разносторонние знания, отличался острым, наблюдательным умом, по любому вопросу мог сформулировать продуманное, веское суждение. Известен он и как талантливый публицист, автор книг и статей на церковные, юридические, политические и даже литературные темы. Победоносцев близко к сердцу принимал церковные дела и, в отличие от своего предшественника, был религиозным человеком. Это не мешало ему, однако, смотреть на Церковь преимущественно с точки зрения государственных интересов как на одну из опор незыблемости государственного строя. Но в отличие от Петра Великого К.П. Победоносцев к западной цивилизации относился с нескрываемым отвращением. В европейском либерализме он видел последнюю ступень перед тотальной катастрофой; и в своей реакционной политике вдохновлялся надеждой удержать Россию от повторения пагубных тупиков западного пути. «Россию надо подморозить, — говорил он, — чтобы она не протухла». Его собственные политические воззрения историки характеризуют как своеобразное реакционное народничество. Победоносцев верил в прочность патриархального народного быта, в стихийную мудрость простого народа. «Народ чует душой», — любил говорить он. В православии он дорожил не святостью и подвижничеством, и даже не истиной, а его традиционализмом.

Победоносцев не любил всякого рода отвлеченных умозаключений. Догматическое богословие он считал чуждым русскому православию. Его пугали и яркие проявления аскетического подвижничества. Не доверял он и иерархии, опасаясь ее самостоятельности, инициативы, слишком влияния на общество, потому стоял за самую жесткую правительственную опеку епископата. Обер-прокурор высказывался против созыва Поместного Собора. Любимым его словечком было «не надо». Под видом укрепления основ православия и народности, К.П. Победоносцев восстановил в России мертвящую систему казенного бюрократизма и начал проводить насильственную русификацию народов, населяющих Российскую империю.

Обладая большими возможностями, обер-прокурор приложил немало усилий для укрепления православной веры, но не путем развития вероучения и подъема внутрицерковной жизни, а путем всяческого укрепления патриархальных основ жизни, закрепления православия как государственной религии. Необходимо отметить и позитивную роль обер-прокурора в решении ряда насущных практических проблем Церкви. Большой его заслугой стала забота о строительстве сельских храмов, широкое развитие церковно-приходских школ в России, превратившихся в самую широкую сеть начального образования. Он добился обеспечения всего духовенства государственным жалованьем, повышения окладов преподавателям духовно-учебных заведений. Были учреждены четыре новые епархии, созданы четыре новые семинарии, получило широкое развитие издание духовно-нравственных книг для народа.

Новым явлением церковной жизни явились окружные Соборы архиереев. К.П. Победоносцев был исполнен глубокого недоверия к способности российского епископата самостоятельно, без государственной опеки решать церковные дела и счел полезным созвать несколько окружных Соборов, но отнюдь не Всероссийский Поместный Собор. В целом охранительный консерватизм К.П. Победоносцева затормозил развитие Церкви.

В 1884 г. в Киеве под председательством престарелого киевского митрополита Платона (Городецкого) состоялся Собор архиереев южных и западных епархий. Собор обсуждал много важных вопросов церковной жизни: о положении духовенства, о свечных заводах, о соблюдении устава и церковном пении, о народном образовании, о мерах против влияния католичества и еврейства на православный народ, о борьбе с усилившейся в южных епархиях штундой — насажденной немцами-колонистами сектой крайне протестантского толка. В том же 1884 г. в связи с 50-летием святительского служения митрополита Исидора (Никольского) в Петербург съехались несколько архиереев. Эта встреча архиереев тоже получила название «Собора». В Петербурге обсуждали постановку образования в церковно-приходских школах, содержание церковных причтов. В 1885 г. в Казани был проведен окружной Собор епископов Поволжья, на котором преимущественно обсуждались меры по противодействию старообрядческому расколу. В том же году в Иркутске состоялся Сибирский Собор архиереев, который тоже сосредоточил внимание на противостарообрядческой миссии.

К концу XIX в. в верхах и низах общества, вследствие переживаемого страной и народом переходного состояния коренных реформ, усилилась тревога, неудовлетворенность окружающей действительностью, вспыхивала жажда какого-то решающего поворота жизни клучшему. В то же время возрастало значение науки, усиливался авторитет научного знания, широко распространялись идеи позитивизма. Одним из выразителей такого рода настроений был Л.Н.Толстой, обратившийся к сфере философии и богословия и создавший свое учение. Его попытка создать «новую религию, соответствующую развитию человечества, религию Христа, но очищенную от веры и таинственности, религию практическую, не обещающую будущее блаженство, но дающую блаженство на земле», встретила в части общества понимание. Это духовное беспокойство неизбежно отражалось и на церковной жизни.

Разного рода идеальные построения наряду с революционными идеями «хождения в народ», а затем поклонением идолу террора оказывались страшно заманчивыми и заразительными для молодого поколения. В то же время церковная жизнь оставалась во многом оказененной. К.П. Победоносцева пугали далеко идущие церковные идеи философа В.С. Соловьева, тревожила деятельность таких церковных подвижников и учителей духовного делания, как святитель Феофан Вышинский и даже протоиерей Иоанн Кронштадтский, выходивших за рамки синодального регламента. Это порождало у части общества тенденцию к отходу от Церкви, остававшейся «на обочине» общественного развития, или безразличие к религии; в другой части усиливалось недовольство «бездарным безмолвием испуганных охранителей», по выражению К. Леонтьева, и стремлением к самостоятельному богословствованию в рамках церковного учения. Большинство же покорно следовало сложившемуся укладу жизни, неотъемлемой частью которого была Церковь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.