Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Групповая психотерапия. Группы тренинга и группы встреч




1. Понятие групповой психотерапии:

1.1. Формирование группы.

1.2. Роли и нормы.

1.3. Руководство группой.

1.4. Типы поведения в группе. Групповой процесс.

1.5. Групповая этика.

2. Группы тренинга.

2.1. Техника занятий.

3. Группы встреч.

3.1. Техника занятий «групп встреч».

 

Понятие групповая психотерапия в специализированной литературе трактуется по-разному: Якоб Морено определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах. Станислав Кратохвил считает, что групповая психотерапия – это метод, при котором с лечебной целью используется групповая динамика, т.е. отношения и взаимодействия членов группы как с психотерапевтом, так и между собой.

Стефан Ледар групповой психотерапией называет такой лечебной метод, который сознательно, планомерно, систематически применяется в специально организованной лечебной группе, где психотерапевт и участники используют вербальные и невербальные методы взаимодействия на пациента и группу и совместно принимают активное участие в терапевтической деятельности.

Липгарт с соавторами считают, что групповая психотерапия представляет собой принципиально новое направление терапевтической деятельности, ориентированное, прежде всего на активизацию личности больного человека и изменение его отношений к своей болезни и окружающему микросоциуму.

А.С. Слуцкий и В.Н. Цапкин определяют групповую психотерапию как метод лечебного взаимодействия на личность больного через включение его в эмоционально интенсивное, психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой микросредой.

Приведенные определения свидетельствуют о том, что единого представления о понятии групповой психотерапии на сегодняшний день нет.

В отечественной литературе эта неоднозначность усугубляется еще и терминологической путаницей, т.к. некоторые авторы не различают термины групповая психотерапия и коллективная психотерапия (Вельвовский, Либих, Воловик и соавторы).

При коллективной психотерапии в отличие от групповой не ставится цель использования влияния на больного самой группы, ее внутренних динамических процессов, или как говорил К. Роджерс, «динамика группового процесса». Когда говорят о коллективной психотерапии, речь обычно идет лишь об общности методики лечения и случайном объединении людей, мало влияющих друг на друга.

В групповой психотерапии в отличие от коллектива мотивом деятельности каждого индивида является собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются только как средство для достижения этой цели.

Группа – социально-психологическое понятие, обозначающее определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и регулируемых общими ценностями и нормами.

Одним из основных признаков, который отличает группу от случайного объединения людей, является способность ее участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

Психокорректирующая группа – это искусственно созданная (лабораторная) малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностно научения и самораскрытия. Это неструктурированное взаимодействие здесь и теперь, при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Zakin выделяет следующие процессы и признаки, характерные, по его мнению, для психокоррекционной группы:

- облегчение выражений эмоций;

- возникновение принадлежности к группе;

- обязанность самораскрытия

- апробирование новых навыков поведения

-санкционированная группой свобода межличностного общения (межличностные сравнения)

- разделение с формальным лидером ответственности за руководство группой

Среди психокорректирующих групп выделяют:

- группы для решения проблем;

- группы для обучения межличностным взаимодействиям;

- группы роста;

- терапевтические группы;

Одним из первых групповой подход в лечении больных начал использовать бостонский врач Джозеф Пратт. Пратт сбирал больных в группы, говорил с ними о гигиене поведения, о лечебном воздействии свежего воздуха и хорошего питания. В свою очередь больные рассказывали о своих жизненных ситуациях, переживаниях, обсуждали проблемы и поведение отдельных участников своей группы. Работая в группе, Пратт обратил внимание на то, что сама группа, воздействие ее членов друг на друга являются достаточно мощным психотерапевтическим фактором, который положительно воздействует на течение основного заболевания.

Большое влияние на формирование групповой психотерапии оказали работы Фрейда, касающиеся изучения психологии масс, взаимоотношений масс и лидера ит.д.

Однако родоначальником групповой психотерапии считают Якоба Морено, ему же принадлежит термин «групповая психотерапия».

Значительное влияние на развитие групповой психотерапии оказал Карл Роджерс. Он заложил основы гуманистического направления в психотерапии. Его «терапия», центрированная на клиенте, понятия об «энкаутер-группах», заложили основу антиавторитарной недирективной психотерапии.

Несомненное влияние на исследование малых групп оказали работы Курта Левина, особенно его «теория поля». Он говорил: «легче изменить индивидуалов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности».

Среди современных отечественных ученых много сделали для развития групповой психотерапии С.С. Либих, А.Л. Гройсман, Н.В. Иванов, А.И. Захаров и др.

Заслуживающими внимания так же являются издания Б.Д. Карвасарского и С. Ледера «Групповая психотерапия» и переведенная с английского языка монография с тем же названием Кьелла Рудестама.

1.1.Состав группы определяется ее типом, а так же формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы. Первый вопрос, который необходимо решить психотерапевту при оформлении группы. Это вопрос о показаниях и противопоказаниях для групповой психотерапии.

Диагноз показаний к групповой психотерапии достаточно широк – от неврозов до ремиссии шизофрении. Однако соотношение показаний и противопоказаний предоставляет большую трудность. Показания зависят от типа группы и метода психотерапии.

Обычные «жизненные трудности» легко преодолеваются «разговорной» психотерапии; при изолированных симптомах (фобии) более целесообразна поведенческая психотерапия, характерологические нарушения легче корректируются гештальт-терапией или с помощью психодрамы; при алкоголизме и наркоманиях более эффективна недирективная групповая психотерапия.

Противопоказания для групповой психотерапии является низкий интеллект и психозы. Особую сложность представляют больные, склонные к образованию бредовых идей отношения, преследования и физического воздействия.

Относительными противопоказаниями могут служить тяжелые формы психопатий, особенно возбудимого круга (эпилептоиды, эксплозивные). Осторожно следует включать в группу людей, с физическими недостатками. Б.Д. Карвасарский считает, что абсолютно недопустимо включать в одну и ту же группу людей, находящихся за ее пределами в служебных или каких-либо других отношениях.

Группы могут быть большими (до 30 чел) и малыми (3-4 чел). Когда группа слишком велика, возникают тенденция к обособлению отдельных подгрупп со своими интересами и обратными связями. Такие группы трудноуправляемы, а психотерапевтический эффект из низок. Если группа слишком мала, то резко снижается интенсивность межперсональных связей и взаимодействий. Такая группа скорее напоминает группу больных, пришедших на прием.

Большинство психотерапевтов предпочитают группы из 8-12 чел. (Kratochvil, 1978; Kellerman, 1979). Такие группы достаточны для установления эмоциональной близости участников и обеспечения обратной связи.

При комплектовании группы нередко встает вопрос о ее составе, – какой она должна быть – гетерогенной или гомогенной?

В основании определения однородности или неоднородности группы обычно лежат три критерия:

1) демографический (возраст, пол, образование)

2) клинический (симптомы, синдромы, диагнозы)

3) личностный (характер, интеллект, интерес)

Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать модель общества в миниатюре (Bennir, Sheporal, 1974). В гетерогенных группах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов – более естественными. Однако гетерогенность может способствовать изоляции отдельных членов группы и не улучшать психотерапевтическое воздействие. Гомогенные группы более сплочены, менее конфликтны, ее члены более склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В то же время гомогенная группа – это плохая арена для споров и решения острых конфликтых ситуаций.

Гомогенность и гетерогенность группы является предметом выбора психотерапевта при учете проблематики оказания помощи. Первые более эффективны при недлительных сроках лечения, а целью лечения является наиболее быстрое создание «легкого» психотерапевтического климата. Вторые более целесообразны, когда действие группы рассчитано на длительные сроки и направленно в основном на коррекцию характера, поведения. Когда речь идет о лечении больных неврозами, алкоголизмом, соматическими заболеваниями, заиканием, с сексуальными нарушениями, а сроки лечения ограничены, предпочтительнее работать с гомогенной группой.

Иногда в группу больных неврозами для «остроты создания ситуаций» целесообразно включать одного-двух истероидных психопатов.

При формировании группы только для психопатов целесообразно соблюдать определенную пропорцию из возбудимых (эпилептоидные), тормозимых (астеники, психастеники), истероидных и паранойяльных личностей.

Практика показывает, что работать только с одними психастениками или истерическими психопатами создает много трудностей, и в целом малоэффективна.

Частота и длительность занятий определяется многими факторами. Оптимальными в условиях стационара считается 3-4 встречи в неделю по 60- 90 минут.

1.2. Психология малой группы включает в себя такие понятия как роли, нормы, лидерство, типы поведения, групповой процесс.

Роли - это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам.

Каждый член малой группы, будь то производственный коллектив или семья, играет в ней ту роль, которую считает подходящей для себя и для этой конкретной группы.

Роль пациента в лечебной группе чаще всего отличается от той, которую он играет вне группы. Например, вне группы пациент – ответственный работник, руководитель и т. д., а группа определяет ему роль, не связанную с лидерством. Это требует от пациента перестройки, понимания необходимости новой роли, а при принятии – гибкости в ролевой практике.

Багданов и Элбом считают, что потребность в той или иной роли появляется в процессе формирования межличностных отношений, особенно при возникновении в группе острых ситуаций и конфликтов. Уже в самом начале формирования группы в ней обязательно появляются такие персонажи как Вожак, Нытик, Скептик и т.д. Обычно наиболее типичные роли отличаются полярностью, и как бы противопоставлены друг другу.

Келерман выделил восемь основных типов ролей, разделенных на четыре пары: романтик – проверяющий; невиновный – козел отпущения; философ – ребенок; пуританин – объединяющий.

Принятая каждым участником роль, помогает психокоррекционной группе выполнять свои основные задачи.

Эффективная группа нуждается в равновесии положительного и отрицательного. Поддерживающая, коррегирующая функция включает в себя не только дружеские, но и недружеские действия, не только согласие, но и несогласие. Чем более гибкими, пластичными будут участники группы в своих ролях, тем более эффективной будет группа в достижении своих целей.

Нормы – это принятые нормы поведения, руководящие действиями астеников и определяющие наказания при их нарушении. Типичными нормами психокорректирующей группы являются самораскрытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы.

Нормы существуют в любой группе и в любом обществе, а нарушение принятых норм всегда предусматривает наказание. Каждая психокорректирующая группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряются эмпатия, правдивость, теплота и открытость.

По мнению Б.Д. Карвасарского, каждый член группы обязан:

- выполнять порядок групповых занятий

- говорить в группе обо всем открыто и искренне

- не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий

- помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам

- отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу здесь и теперь

- выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.

Подчинение перечисленным правилам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность лечения. Выполнение правил поведения зависит от информированности и сплоченности группы.

Курт Левин определял сплоченность как «тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться».

Практика свидетельствует о том, что в гомогенной группе подчинение нормам более выражено, чем в гетерогенной.

1.3. К. Левин, Уайт, Лепит выделяют следующие три стиля руководства группой: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный – все виды поведения пациентов в группе определяются психотерапевтом. В данном случае – психотерапевт самый активный и авторитарный участник работы группы.

Демократический – психотерапевт направляет деятельность группы через дискуссию, групповое решение и сам занимает позицию активного партнера.

Либеральный – психотерапевт занимает положение наблюдателя или беспристрастного комментатора. Иногда задает наводящие вопросы, но не дает советов и не оценивает ход событий.

Оптимальным считается Демократический стиль руководства, но стиль может меняться в зависимости от психологического климата и экстраординарных ситуаций, которые возникают в группе. В таких случаях Авторитарный стиль может быть более эффективен, чем позиция невмешательства. Существует закономерность: чем более сплочена группа, тем менее активен и авторитарен руководитель. Но даже при полном невмешательстве в работу группы опытный психолог никогда не теряет контроля над группой и держит нити управления в руках.

К. Рудестам в монографии «Групповая психотерапия» в связи с этим подчеркивает: «руководитель в группах роста и терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувство и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций».

1.4. В социальной психологии выделяют 4 основных типа поведения людей в малых группах.

Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуальная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только самостоятельно.

Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Оптимальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

Лидирующий тип. Ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.

Сотрудничающий тип. Постоянно стремится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.

Знание типов поведения участников группы помогает психотерапевту при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологической несовместимости отдельных ее членов.

Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.

Понятие групповой процесс или групповая динамика включает законы поведения индивидуумов в группах, которые детерминированы их социальными и психологическими силами.

Кельман рассматривает в групповом процессе 3 этапа: податливость, идентификацию, присвоение.

По Кельману, члены психотерапевтической группы подвержены влиянию психотерапевта и других участников группы; идентифицируют себя с терапевтом и друг с другом4 присваивают себе групповой опыт.

Психокоррекционная группа с момента ее создания до завершения терапевтического процесса проходит несколько стадий своего развития. Начинаясь со стадии адаптации, через разрешение внутригрупповых конфликтов, группа приходит к сплоченности и эффективному решению проблем.

На ранних этапах развития группы ее участники испытывают стремление к включению в ситуацию. В этой стадии формируется чувство принадлежности к группе и желание установить адекватные отношения со всеми участниками. Во второй стадии на первый план выступает потребность в контроле ситуации, негативизм. Появляется соперничество и стремление к независимости, желание выделиться, занять лидирующее положение. В третьей стадии начинает доминировать потребность в привязанности. Участники группы устанавливают тесную эмоциональную связь друг с другом. На первый план выступают сплоченность, чувство открытости, близости, эмпатии.

Кратохвил выделяет 4 фазы группового развития.

1 – члены группы встревожены, неуверенны. Одни замыкаются в себе, другие ждут информации и указаний от психотерапевта. Происходит адаптация к новым людям и ориентация: что будем делать? Как мне это поможет?

2 – эмоционально-стрессовый накал достигает апогея: обсуждения пациента превращаются в «товарищеский суд», беседа с психотерапевтом – в конфликт. Появляется тенденция к самоутверждению, распределению ролей: пассивные – активные, лидирующие – угнетенные. Возникает недовольство как друг другом, так и психотерапевтом. Если психотерапевт недостаточно опытен, то на этой фазе возможен развал группы.

3 – снижается эмоциональная напряженность, уменьшается число и острота конфликтов. Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Между членами гр зарождаются взаимопонимание, искренность, интимность. Диалоги становятся более доверительными, появляется желание открыться, нормализуются отношения с психотерапевтом.

4 – группа становится рабочим коллективом, зрелой социальной системой. Ее члены советуются, принимают решения. Положительная обратная связь сохраняется даже в тех случаях, когда в обсуждении сознательно допускаются отрицательные эмоции и конфликты.

Кратохвил также приводит перечень лечебных факторов психотерапевтической группы:

- участники в работе группы

- эмоциональная поддержка

- помощь другим

- самопроявление

- отреагирование

- обратная связь

- инсайт

- коллективный эмоциональный опыт

- получение новой информации и социальных навыков.

Но не один из перечисленных факторов в отдельности не имеет решающего терапевтического значения. Терапевтическое значение оказывает групповой процесс, вся группа в целом.

1.5. Внутригрупповая этика включает круг вопросов, наиболее важных из которых являются:

- согласие или несогласие участников в групповом процессе

- свобода выбора участия в тех или иных действиях группы

- профилактика психических правил.

Обязательным для руководителя и всей группы в целом является соблюдение конфиденциальности. Все, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы. В противном случае групповой процесс может прерваться.

Каждый участник имеет право не участвовать в тех или иных действиях или ситуациях при работе гр. При этом он не должен подвергаться давлению со стороны руководителя и других членов группы.

Руководитель группы должен быть достаточно скромным и профессионально уверенным, открыто говорить о границах своей компетенции и возможностей. Информация о целях, методах, продолжительности и принципах групповой терапии должна быть максимальной.

2. Группа – это реальный мир в миниатюре. Социолог Георг Зиммель рассматривал общество как систему функциональных отношений, которые объединяют индивидов в некое коллективное целое. Зиммель считал, что все люди принадлежат к группам просто потому, что являются членами общества, а так же утверждал, что руководители и члены гр постоянно оказывают друг на друга влияние. Курт Левин, который был видной фигурой в социальной психологии, оказался под влиянием теорий Зиммеля и стал переносить психологические исследования из лабораторных условий в «полевые», т. е. в реальный социальный контакт. К. Левин так же был глубоко убежден в том, что наиболее эффективно личность может менять свои взгляды и установки, именно находясь в группе. Он настаивал на том, что учиться видеть себя глазами других необходимо, т.к. это позволяет индивиду выявлять свои неадекватные установки, корректировать их и вырабатывать новые формы поведения. Работы К. Левина по сей день считаются классикой в области изучения групповой динамики.

Термин Т-группы употребляется по отношению к группам, имеющим разные цели. Некоторые Т-группы ориентированы на развитие навыков эффективной организаторской деятельности. Нередко предметом интереса в Т-группы являются навыки межличностных отношений или процессы, происходящие в малых группах.

Развитие теории личности и клинической психологии привело к возникновению Т-групп, ориентированных на всестороннее развитие личности.

Следует отметить, что даже если целями Т-групп являются развитие самосознания личности, их достижение неотделимо от понимания сути групповых процессов.

2.1. В Т-группе придается особое значение непосредственным переживаниям членов группы. Т-группы лучше, чем другие психокоррекционные группы, вписываются в рамки традиций социальной психологии и исследований групповой динамики.

Лежащие в основе работы Т-группы ценностные установки включают приверженность научным принципам дисциплины, изучающих поведение людей и общество, демократичность и взаимопомощь. С деятельностью Т-групп связаны такие понятия как обучающая лаборатория, обучение тому, как учиться, принцип «здесь и теперь». В определении обучения как лабораторного процесса отражается тот факт, что в Т-группе обучение происходит в процессе испытания новых форм поведения в безопасной обстановке. Цикл «обучение тому, как учиться» включает самопрезентацию, обратную связь и экспериментирование. Суть обратной связи раскрывается на примере «окна Джогари» - одного из самых важных понятий в методологии Т-групп. Руководитель Т-группы доверяет самим членам группы совместную работу по исследованию их собственных взаимоотношений и поведения. В Т-группе участники получают помощь в развитии специфических коммуникативных навыков, таких как описание поведения, активное слушание и конфронтация. В следствиях Т-группах выделяют 2 направления: изучение самого процесса и оценка его конечной эффективности. Интерес к Т-группе отражает имеющееся у большинства современных людей стремление к повышению уровня самосознания и развития. Т-группы сегодня фокусируются на тренинге отдельных навыков и используют в своей работе приемы, заимствованные из других подходов.

3. Сегодня существует огромное количество психокоррекционных групп и большинство из них именуются «групповые встречи». Первое упоминание термина «встреча» (encounter) в психотерапевтическом контексте приписывается Якобу Морено. Вильям Шютц дает следующее определение: «встреча - это способ установления отношений между людьми. Основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувство ответственности перед самим собой, самоконтроле внимании к чувствам и сосредоточенности «здесь и теперь». Данное определение будет применяться к следующим группам встреч. Для групп встреч более характерна нацеленность на решение определенных задач – в отличие от ориентации на создание общности между людьми. Наиболее известными подходами к работе в группе встреч являются концепция «основной встречи» К. Роджерса и концепция «открытой встречи» В. Шютца. Основные понятия в связи с представлениями о психокоррекционной встрече – это самораскрытие, самосознание, ответственность, внимание к чувствам и принципы «здесь и теперь».

В рамках групп встреч можно выделить следующие разновидности, включая «марафонские». Основные процедуры: Установление контакта – включение в группу. Создание доверительной обстановки. Изучение конфликта. Изучение сопротивления. Сочувствие и поддержка (телесный контакт).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.