Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы вагонов, их назначение и устройство. Технико-экономическая характеристика вагонов. Специализация вагонного парка

Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов.

Грузовые вагоны различают по типам, грузоподъемности, количеству осей. Грузоподъемностью вагона называется наибольшая масса груза (нетто), которая может перевозиться в данном вагоне. Тарой вагона считается его общая масса в порожнем состояний.

Общая масса тары и груза нетто, перевозимого в вагоне, составляет массу вагона брутто.

Парк грузовых вагонов состоит из крытых вагонов, платформ, полувагонов, цистерн, изотермических и специального назначения.

Крытые вагоны предназначены для перевозки разнообразных грузов, их сохранности и защиты от атмосферных воздействий (хлебные грузы, известь, цемент в пакетах, различные ценные грузы и др.). Эти вагоны, оснащенные соответствующим оборудованием, могут быть использованы и для массовых перевозок людей. Парк крытых в основном состоит из четырехосных вагонов грузоподъемностью 50-62 т.

Кузов крытого вагона имеет в каждой из боковых стен задвижные двери и по два люка с металлическими крышками. Люки служат для освещения и вентиляции, а также для загрузки вагонов, сыпучими грузами. Крытые вагоны последних выпусков имеют металлический кузов, уширенный дверной проем Грузоподъемность вагона 68 т., объем кузова 140 м3

Платформы (франц. plateforme, от plate - плоский и forme - форма) вагоны без кузова, которые используются для перевозки длинномерных и тяжеловесных грузов. Платформы строят с невысокими откидными металлическими бортами, приспособлениями для установки стоек. Выпускаются также четырехосные платформы, оборудованные специальными устройствами для установки и крепления контейнеров массой брутто 10, 20 и 30 т.

На платформах перевозят длинномерные, громоздкие и тяжеловесные грузы, бревна, столбы, доски и т. п. Грузоподъемность платформ последних выпусков 70—72 т. Для перевозки крупнотоннажных контейнеров массой брутто 10, 20 и 30 т выпускаются специальные четырехосные платформы, оборудованные специальными устройствами для установки и крепления контейнеров.

 

 

Крытый вагон для перевозки легковых автомобилей

 

Четырехосная платформа с цельнометаллическими бортами:

1— боковой откидной борт, 2 — ограничители бортов, 3 — торцовый откидной борт

Специальная платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров

Полувагоны — наиболее распространенный вид вагонов грузового парка. Они служат в основном для перевозки массовых навалочных, сыпучих грузов, таких, как уголь, руда, кокс, щебень, гравий и др. В полу кузова вдоль боковых стен предусмотрены разгрузочные люки, через которые сыпучий груз самотеком разгружается по обе стороны полувагона. Двери нужны для загрузки полувагона длинномерными грузами или самоходным транспортом. На дорогах применяют четырех - и восьмиосные полувагоны (рис. 18.4), а также оставшиеся в небольшом количестве шестиосные полувагоны грузоподъемностью 94 т с кузовом, имеющим металлическую обшивку боковых стен и торцовых дверей. Выпускаются также полувагоны с глухим кузовом без разгрузочных люков; разгрузка их производится на вагоноопрокидывателях.

 

Рис 18.4 Восьмиосный полувагон грузоподъемностью 125 т;

1—кузов, 2— автосцепка, 3—двухосная тележка, 4 - тормозной цилиндр, 5— рама кузова;

Жидкие грузы (нефть, керосин, бензин, масло, кислоты и т. п.) перевозят в цистернах.

Цистерна - (от латинского cisterna - водоем, хранилище) представляет собой резервуар (котел) цилиндрической формы, имеющий в верхней части люки для налива груза, а также для очистки и ремонта котла. В цистернах перевозят жидкие грузы (нефть, керосин, бензин, масло, кислоты и т. д.). Грузоподъемность цистерн в зависимости от числа осей (четыре, шесть, восемь) изменяется от 50 до 120 т.

Разнообразие грузов обусловливает существенные изменения конструкций цистерн.

В зависимости от перевозимых грузов цистерны могут быть разделены на две группы:

общего назначения — для перевозки широкой номенклатуры нефтепродуктов,

специальные — для перевозки отдельных видов грузов.

Цистерны общего назначения в свою очередь могут подразделяться на цистерны для перевозки светлых (бензин, лигроин и т. п.) и темных (нефть, минеральные масла и т. п.) нефтепродуктов. Ввиду повышенной огнеопасности светлых нефтепродуктов и ненадежной герметичности нижних сливных приборов цистерны для перевозки этих грузов оборудуют устройствами верхнего слива (колпаками).

Рис 18. 6 Восьмиосная цистерна

В цистернах для темных нефтепродуктов предусмотрены нижние сливные приборы. В нижней части резервуара расположены устройства для слива груза. Внутренняя поверхность цистерн, в которых перевозят кислоты, покрыта защитным слоем (резиной, свинцом), предохраняющим металл от разрушающего действия, кислот. В этих же целях котлы цистерн изготовляют из кислотоупорных металлов—нержавеющей стали, алюминия. Цистерны для перевозки молока делают из нержавеющей стали, покрытой снаружи слоем тепловой изоляции.

Вязкие нефтепродукты перевозят в цистернах, оборудованных паровой рубашкой, что значительно упрощает и ускоряет слив грузов.

Скоропортящиеся грузы (мясо, рыбу, масло, фрукты и др.) доставляют в изотермических вагонах. Изотермический вагон - это холодильник на колесах. Чтобы сохранить качество продуктов при перевозке, внутри вагона поддерживается постоянная температура. Кстати, название изотермический (isos по-гречески) означает постоянный. Самые простые вагоны для перевозки скоропортящихся продуктов - это вагоны-ледники, в которых для охлаждения продуктов используют естественный лед (часто с добавлением соли, чтобы понизить температуру), сжиженные газы (например, жидкий азот), сухой лед. К изотермическим вагонам относятся также вагоны-рефрижераторы, оборудованные механической холодильной установкой и электрическим отоплением, а также рефрижераторные секции из 5 или 12 четырехосных вагонов грузоподъемностью 30 - 40 т каждый.

Вагоны специального назначения предназначаются для грузов, требующих особых условий перевозки, например, транспортеры для перевозки громоздких и тяжеловесных машин и оборудования (транспортеры - это многоосные платформы (12, 16, 20 и более осей) грузоподъемностью 130, 180, 230 и 300 т; вагоны для перевозки скота; живой рыбы; битума, цемента; легковых автомобилей; вагоны, предназначенные для технических и бытовых нужд железных дорог; вагоны-мастерские; вагоны восстановительных и пожарных поездов; думпкары; хопперы.

Думпкар - вагон-самосвал, так можно перевести это слово с английского. Такие вагоны очень удобны для перевозки сыпучих грузов - угля, песка, щебня и др. Хотя эти вагоны и носят название иностранного происхождения, строили их в России задолго до появления думпкаров, например, в Америке, При прокладке железных дорог балласт доставляли в полувагонах с опрокидывающимся кузовом.

Хоппер - вагон с откидным дном. Кузов такого вагона имеет особую форму; его торцы скошены. Поэтому сыпучие грузы, которые возят в хопперах, разгружаются через открытый люк в полу кузова "самотеком''.

Рис 18. 5 Хоппер-дозатор ЦНИИ-ДВЗ

В вагонах пассажирского парка перевозят людей, багаж, почту; к ним относятся и вагоны-рестораны, специальные вагоны (служебные, лабораторий, клубы и т. п.).

Цельнометаллический пассажирский четырехосный вагон

Пассажирские вагоны бывают дальнего, межобластного и пригородного сообщения. Вагоны дальнего следования (рис. 18.1) подразделяют на мягкие и жесткие, а по планировке — на купейные (два - или четыре места в купе) и не купейные. В вагонах межобластного сообщения мягкие кресла расположены в общем, пассажирском салоне.

Пассажирские вагоны оборудованы устройствами отопления, вентиляции и освещения. Отопление может быть водяное или электрическое. В вагонах последней постройки применяется комбинированное водяное отопление, при котором нагрев воды может осуществляться электронагревателем и твердым топливом. Вагоны оборудованы приточной принудительной вентиляцией (подогретый и очищенный воздух подается по воздушному желобу во все отделения вагона), а также специальными установками для кондиционирования воздуха. Такие установки приготовляют воздух определенной влажности и температуры с давлением, несколько большим атмосферного, поэтому устраняется возможность попадания наружного воздуха через не плотности вагона.

Освещение в пассажирских вагонах дальнего и межобластного сообщения электрическое. Электричество для каждого вагона вырабатывается генераторами, приводимыми в действие от оси колесной пары вагона или от специального вагона-электростанции, включаемого в поезд.

На станциях и при малых скоростях следования питание вагонов электроэнергией происходит от аккумуляторных батарей, заряжаемых во время движения. За последнее время нашло широкое распространение люминесцентное освещение.

Парк пассажирских вагонов состоит в основном из четырехосных цельнометаллических вагонов, оборудованных дополнительно устройствами отопления, вентиляции, электрического освещения и др.

В каждом вагоне независимо от назначения и конструкции есть следующие общие элементы:

§ ходовые части, воспринимающие массу вагона и обеспечивающие безопасное и плавное его движение. К ним относятся: колесные пары (рис.2.14), буксы с подшипниками (скольжения или качения (роликовые) и рессорное подвешивание. У четырехосных и многоосных вагонов все эти части объединены в тележки;

§ рама вагона, воспринимающая массу кузова и находящегося в нем груза и передающая на ходовые части вертикальные и горизонтальные усилия, действующие на вагон. К раме крепятся ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование;

§ кузов, предназначенный для размещения в нем пассажиров или грузов;

§ ударно-тяговые приборы, служащие для сцепления вагонов между собой и с локомотивом и смягчения растягивающих и сжимающих усилий, передаваемых от локомотива и от одного вагона другому. К ним относятся автосцепка, винтовая сцепка и буфера;

§ тормоза и тормозное оборудование, обеспечивающее уменьшение скорости движения или остановку поезда. Торможение происходит за счет нажатия тормозных колодок на колеса, в результате чего между ними возникает трение, замедляющее скорость вращения колес. Применяют тормоза двух видов - автоматические и ручные. Автоматические тормоза, которыми оборудуются все вагоны, приводятся в действие машинистом. Схема устройства автоматических тормозов приведена на рис 2.15. Вдоль вагона проходит тормозная магистраль 1. Тормозные магистрали вагонов соединяются между собой с помощью меж вагонных соединительных рукавов 3 Тормозная магистраль вагона соединяется с воздухораспределителем 7 который служит для автоматического распределения воздуха при зарядке магистрали, торможении и отпуске тормозов. Воздухораспределитель соединяется с запасным резервуаром 4 и тормозным цилиндром 5. В запасном резервуаре находится сжатый воздух, который при понижении давления в тормозной магистрали переходит через воздухораспределитель в тормозной цилиндр и осуществляет торможение. Тормозной цилиндр через поршень со штоком передает усилие на систему рычагов (рычажную передачу) 9, обеспечивающих прижатие тормозных колодок 8 к колесам. Выпускной клапан 6 служит для выпуска сжатого воздуха из запасного резервуара и тормозного цилиндра в случаях, когда необходимо разрядить тормоз.

Различают полное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали и действия тормозов у всех вагонов и сокращенное, когда состояние тормозной магистрали проверяется на действие тормоза у хвостового вагона.

На части вагонов, кроме автоматических, устанавливаются также ручные тормоза. Они применяются как вспомогательное средство для удержания составов на месте при отцепке локомотива, а также как резервные средства торможения в случае порчи автоматических тормозов.

Рис.2.14.Колесная пара

Рис 2.15.Схема автоматического тормоза

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нижнее строение пути. Назначение и основные требования к элементам нижнего строения пути | Верхнее строение пути, его составные элементы и типы. Требования к верхнему строению пути для высокоскоростного движения поездов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 11179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.