Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просвещенная монархия в России. Тема 8. Российская модернизация в XVIII веке

План

Тема 8. Российская модернизация в XVIII веке.

8.1. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.

8. 1. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.

Россия и Европа в XVIII веке: новые взаимосвязи и различия.

На протяжении всего XVII в. нарастало экономическое, политическое и культурное отставание России от развитых европейских стран. Возвышению западного мира способствовали такие условия, как:

- сравнительно незначительное вмешательство государства в экономическую жизнь;

- бо´льший простор для развития рыночных отношений;

- свобода политической деятельности не только для элиты, но и среднего класса общества;

- торговое и колониальное соперничество, давшее сильный толчок развитию техники, науки, изобретениям;

- некоторые особенности географического положения;

- более благоприятные условия для интеллектуальной свободы.

Нежелание европейских стран допустить усиления огромной России привело к тому, что на протяжении XVI-XVII вв. она находилась в политической и культурной изоляции и могла в конечном итоге превратиться в сырьевой придаток Швеции, сильнейшего в военном и экономическом отношении во второй половине XVII в. государства в Европе.

Россия несколько столетий боролась за выход к Балтийскому и Черному морям, за прорыв и снятие блокады русских границ. Это, конечно, затрудняло развитие России, вело к стагнации экономических и культурных связей с Европой.

В Восточной Европе к XVII в. стала складываться группа государств, ведущими в которой были Швеция, Речь Посполитая, Россия и Османская империя. У России не было выходов к Балтийскому и Чёрному морям. Её геополитическое положение оставалось уязвимым.

Россия своими корнями, историей была прочно связана как с Европой, так и с Азией. Большой интерес к европейским новациям, особенно в области науки и техники, культуры, проявляли и Борис Годунов, и Алексей Михайлович, и Петр I, и Екатерина II. (вспомним хотя бы приглашение в Россию иностранных ученых, деятелей культуры). Различия между Россией и Европой, конечно, были. Это – русский национальный характер, сознание, «русская идея», русская душа» и т. д.

Необходимость модернизации, реформирования России.

К концу XVII в. Россия все больше отставала от развитых стран Европы как в объемах промышленного производства, так и в темпах промышленного строительства. Россия полностью зависела от европейского купечества и его флота. Всё это увидел молодой русский царь Петр I (родился в 1672, царем провозглашен в 1682), побывший в Европе с Великим посольством (1697-1698).

Личность самого Петра I, безусловно, была катализатором, ускорителем процесса реформирования России. Образцами для «европеизации» России Петр I избрал шведскую камеральную систему государственного управления, сочетающей четкое разграничение сфер деятельности с коллегиальностью принятия решений, военные структуры Швеции и Пруссии, флотскую организации Швеции и Англии, а также немецкую законопослушность.

Основные направления «европеизации» страны.

Идейной основой преобразований Петра I стали труды западноевропейских ученых-философов второй половины XVII – начала XVIII в. (Г. Гроция, Т. Гоббса, Г.-В. Лейбница и др.), заложивших основы теории регулярного (или полицейского) государства. В поддержании бесперебойного функционирования всей государственной системы важная роль отводилась полиции, становившейся, по выражению Петра I, «душой гражданства».

Начатая Петром I европеизация страны носила форсированный характер, протекала в условиях тяжелых войн (из 36 лет правления 28 лет Петр I воевал), сопровождалась ломкой старых традиций и порядков. Создание империи как регулярного государства и ее рост были связаны с колоссальным напряжением платежных возможностей крестьянского и городского населения, суровой воинской повинностью, ограничением свободы передвижения. Паспортная и рекрутская реформы Петра I, введение им подушной подати на столетия закрепили бесправное положение крепостного российского крестьянства.

Реформы проводились широким фронтом.

Эволюция социальной структуры общества.

Важнейшим шагом в социальной сфере была податная реформа Петра I в 1718-1724 гг. Главным в ней была замена подворного обложения, существовавшего с 1679 г., подушным, т.е. налогом с души мужского пола (от старика до младенца). Целью ее было обеспечить финансирование вновь созданной регулярной армии. Подушная подать осталась главной статьей государственных доходов и в конце XVIII в. составляла 34% этих доходов. На втором месте стоял «питейный» доход, который давал 29% доходов казны.[6] Дворянство и духовенство были освобождены от налогов. Его платили крестьяне и посадские люди. Они же выполняли постойную, подводную и другие повинности, которые придумывали «прибыльщики».

Податная реформа ограничила свободу передвижения и личную свободу основной массы населения, укрепила принципы крепостничества в социальных отношениях, явилась важнейшей в ряду других преобразований Петра I.

Указ о единонаследии (1714 г.) уравнивал в правах вотчинников и помещиков, обеспечил слияние вотчинников и помещиков в единый господствующий класс, обеспечил пополнение рядов чиновников и офицеров армии и флота из дворян. По указу лишь один из дворянских сыновей мог не служить и заниматься хозяйством, унаследовав его от отца. Остальные должны были получить образование и служить, начиная с низших (в армии – с рядовых) чинов. Петровское законодательство вмешивалось даже в личную жизнь дворянина, запрещая ему жениться до получения образования.

Система государственной службы получила окончательное оформление в Табели о рангах (1722 г.), которая разделила служилое сословие на 14 классов и открыла путь в дворяне лицам иных сословий – за заслуги, а не по происхождению. Лицо недворянского происхождения могло получить дворянство, выслужив первый офицерский чин на военной (13 ранг) или чин 8-го класса на гражданской службе. Такой порядок сохранялся до 1917 г. Дворянское сословие даже своим внешним видом, одеждой, манерами в поведении, использованием иностранных языков значительно отличался от всех прочих сословий. Женщины-дворянки стали участвовать в светской жизни.

Бюрократия при Петре I усилилась и приобрела огромное влияние. Место Боярской думы занял Сенат, состоявший из лиц, назначаемых царем. Приказная система, существовавшая до Петра I, была заменена коллегиальной (12 коллегий). Для контроля за деятельностью госаппарата были созданы два института – фискальная служба и прокуратура. Все местные органы власти назначались вышестоящими инстанциями или самим царем, например, губернаторы. Работу государственных органов определяли инструкции и регламенты, многие из которых были написаны лично Петром I.

В крестьянском населении сохранявшееся крепостничество культивировало хозяйственную пассивность, психологию социального иждивенчества, отсутствие навыков свободного волеизъявления, веру и надежду в «доброго барина».

Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Государство контролировало и направляло сферу экономики. Государство старалось заинтересовать будущих мануфактуристов. Им бесплатно отводилась земля, лес, была провозглашена «горная свобода» (каждому жителю страны разрешалось искать руду на чужих землях, в том числе и на помещичьих). Часто, как поощрительная мера, применялась передача казенных мануфактур (обычно убыточных) в частные руки. Но такая передача чаще всего была принудительной.

Проблема рабочей силы для мануфактур сначала решалась посылкой военнопленных, солдат, а затем пришлось обеспечивать промышленность крепостным трудом. С 1721 г. купцам разрешили покупать крепостных крестьян для работы на фабрике. Крепостные и сама мануфактура становились не собственностью купца, а лишь его условным владением – посессией. Собственником такой мануфактуры юридически считалось государство.

Таким образом, при Петре I было четыре вида мануфактур: казенные, посессионные, вотчинные (принадлежавшие дворянам на праве полной собственности) и купеческие (мануфактура, основанная на труде помещичьих крестьян, отпущенных на оброк).

За короткий исторический срок (25 лет) к концу царствования Петра количество мануфактур достигло 233 (до Петра было около 30). Фактически заново возникли железоделательная, медеплавильная, суконная, писчебумажная, стекольная, табачная и другие отрасли тяжёлой и лёгкой промышленности.

Развитие промышленности позволили России в ходе петровской модернизации преодолеть технологическое отставание от развитых европейских стран, создать мощную современную армию, добиться экономической независимости от Англии и Швеции. Россия стала вывозить не сырье, а готовые изделия, например, железо и парусину.

Под особым покровительством государства находилась внешняя торговля. Именно для ее расширения велась длительная Северная война со Швецией, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. Петербург Петр I сделал главным торговым пунктом для всей России (основан в 1703 г., стал столицей в 1712 г.). Для облегчения торговых сделок в 1703 г. в Петербурге была открыта первая в России биржа. На ведущее место в экспорте вышли промышленные товары, экспорт превысил импорт. В целом политика Петра I в торговой сфере основывалась на идеях протекционизма (защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции).

Создание Балтийского флота и регулярной армии.

С 1699 г. армия стала комплектоваться на основе системы рекрутских наборов (по одному рекруту от определенного количества крестьянских и посадских дворов). В армию могли записаться и добровольцы из всех слоев населения, кроме крепостных крестьян. От рекрутской повинности было освобождено лишь духовенство. Служба в армии была бессрочной. В 1712 г., борясь с дезертирством и уклонением от военной службы, Петр I приказал делать рекрутам татуировки на руке в виде креста (чтобы узнать беглого рекрута и донести на него). Рекруты проходили хорошую военную подготовку, получали казенное обмундирование и вооружение. Они освобождались от крепостной зависимости, служили бессрочно, а их дети считались свободными.

Петр I отказался от системы наемной армии (как было тогда в Европе). Он считал необходимым иметь армию национальную. К концу царствования Петра I регулярная русская армия (вместе с казачьими частями) составляла 318 тыс. человек.

Дворяне несли военную службу, как и низшие сословия, начиная с солдатского чина. Устав воинский (1716 г.) регламентировал порядок в армии в военное и мирное время. Устав требовал от офицеров активности, самостоятельности, доблести, строго карал любого военнослужащего (особенно нижних чинов) за преступления.

Офицерские кадры готовились в военных учебных заведениях: бомбардирская, преображенская, морская, инженерная, медицинская и другие военные школы. К концу своего правления Петр I полностью отказался от приглашения иностранных офицеров на русскую службу. В начале 20-х годов по указу Петра были основаны 50 гарнизонных школ для подготовки унтер-офицеров.

Вместо ранее существовавших разнородных воинских формирований была учреждена однотипная организация войск (полк – дивизия – армия) и вооружения, вводилась единая форма одежды. Петр I централизовал военное управление: заменил многочисленные Приказы Военной коллегией и Адмиралтейств-коллегией.

Петр I был создателем и регулярного военно-морского флота, сначала на Азовском и Каспийском морях, а затем на Балтике. К концу правления Петра I российский флот на Балтике насчитывал 32 линейных корабля с вооружением от 50 до 96 пушек каждый, 16 фрегатов, 85 галер и множество других мелких судов. Общая численность русских военных моряков составляла около 30 тыс. Как и армия, флот комплектовался на основе рекрутской повинности. Офицеры готовились не только за границей, но и в собственной Навигацкой школе. Для военнослужащих, отличившихся на флоте и в армии, вводилась наградная система.

Церковная реформа.

Петр I был человеком религиозным, но он не терпел праздной жизни монахов. Царь считал, что духовенство должно стать посредником между властью и крестьянскими массами, быть проводником в их среде государственной идеологии и исполнять определенные полицейские функции.

Указом царя 1718 г. все подданные обязывались посещать воскресные службы и ежегодно исповедоваться. Священники должны были составлять списки исповедующихся прихожан (уклоняющихся – штрафовали). Позднее священников обязали доносить на своих прихожан, если в исповеди звучали какие-либо заговоры против государства.

Подчинение церкви государству проявлялось и в том, что с 1700 г. выборы нового патриарха не проводились, а в 1721 г. была создана коллегия по управлению церковными делами – Святейший Синод. Его члены и обер-прокурор назначались царем, а деятельность определялась Духовным регламентом.

Для «церковных детей» обучение в школах было обязательным. Они проходили трехзвенную систему образования для получения сана священника. Допетровская система начального образования в церковно-приходском варианте была дополнена системой средних (епархиальных) и высших (столичных) духовно-учебных заведений. Подготовке образованного духовенства Петр I придавал важное государственное значение в духовно-нравственном воспитании народа и популяризации проводимых реформ.

Русской православной церкви было поручено управление школьными и типографскими делами (1721 г.), учреждался духовный надзор за издававшейся в России литературой (как религиозного, так и светского содержания). Преследование старообрядцев продолжилось, для них вводилось двойное налогообложения. Жизнь верующих строго регламентировалась.

Таким образом, при Петре I церковь была превращена в составную часть государственного аппарата, приобрела статус одного из государственных институтов.

Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны.

Европеизация страны протекала в условиях тяжелых войн, носила форсированный характер. По окончании Северной войны и после подписания Ништадтского мира осенью 1721 г. сначала Синод, а затем Сенат преподнесли Петру I императорский титул, а также почетные наименования «Отец Отечества» и «Великий». Российское государство отныне стало называться Российской империей.

Принятие Петром I титула императора завершило процесс перехода России к абсолютной монархии. Указ Петра о престолонаследии (1722 г.) вводил новый принцип наследования престола – это право принадлежало только государю. Но сам император этим правом воспользоваться не успел, что усложнило проблему передачи власти. Деяния Петра Великого стали для России важнейшим рубежом, с которого начался собственно новый период ее истории.

Россия победила Швецию и укрепилась на берегах Балтики. Возросшая военная и экономическая мощь Российской империи заставили считаться с ней другие государства Европы. Был задан высокий темп развития экономики и культуры страны. Россия прочно вошла в европейское сообщество. Без голоса России и ее мнения теперь не решался ни один важный вопрос в Европе. Россия окончательно оформилась как имперская держава и заняла то место в мировой системе государств, которое занимала на протяжении последующих столетий.

Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

Вот уже 300 лет в отечественной и зарубежной исторической науке существует множество разнообразных оценок петровских преобразований.

В современной отечественной историографии преобладает точка зрения, согласно которой с XVIII в. Россия вступает в Новое время. Действительно, модернизация в результате петровских реформ политической и административной системы России проходила в соответствии с западноевропейскими образцами.

Большая часть исследователей признают, что Петру I удалось преодолеть кризис традиционализма путем модернизации аппарата и процедур управления, социальной структуры населения, уклада жизни и культуры, а также за счет ликвидации технологической отсталости. Россия стала активным, полноправным и авторитетным участником системы международных отношений, одной из ведущих мировых держав.

Однако, Петр I смог добиться только сближения России с Европой, преодолеть разрыв между уровнями их развития, но не обеспечил ей перспектив развития именно по европейскому пути. Россия и при Петре I, и после него оставалась в положении догоняющей державы, отсюда вытекала догоняющая модернизация, к которой Россия оказалась «приговоренной» на несколько веков.

Петр I научил русских торговать, воевать, но не научил их главному – прежде всего быть гражданами. Реформы привели к дальнейшему отчуждению народных масс от власти, от государства. Закрепление и развитие в социальных отношениях принципов крепостничества, ущемление личных прав всех социальных групп делали невозможным развитие элементов гражданского общества, тормозили дальнейшее экономическое и социальное развитие страны и готовили почву для нового системного кризиса.

Петровские реформы – один из этапов большого пути, пройденного российским самодержавным государственно-крепостническим строем. Петр Великий придал ему законченный, практически современный облик, оставив возможность для последующего реформирования.

Для многих людей Петр Великий стал харизматической личностью, ему поклонялись, подражали в течение нескольких веков. Петр I своей деятельностью создал модель идеального государя – труженика, неписаную систему критериев, по которым оценивали всех его преемников.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Американская революция и возникновение США. Война за независимость североамериканских колоний | Просвещенная монархия в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.