Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования современного религиоведения




Для выявления базовых моделей или структур религии необходимо использование различных дисциплин. Такие дисциплины, как социология и психология, применяются для осуществления сравнительного исследования – когда изучаются лишь существующие в данный момент доктрины различных религий. Однако они должны быть дополнены данными истории, филологии, археологии и других наук, спецификой которых является исследование прошлого. Философия стремится проанализировать сущность религии, ее наиболее общие характеристики и концепции, хотя в этой области трудно провести разграничения между философией религии, религиозной философией и теологией.

1. Исторические и филологические исследования. Колониальная экспансия европейских стран в начале XIX в. вкупе с развитием научных методов в истории и филологии позволили перейти на новую ступень гуманитарного знания. Открытие и издание священных текстов различных культур, прежде всего египетских и индийских, оказали глубокое влияние на европейскую науку и философию. Знаменательным событием в истории религиоведения стала публикация серии «Священные книги Востока», предпринятая немецко-английским филологом и антропологом Максом Мюллером (1823 – 1900), которого по праву считают основателем научного религиоведения. Большую роль в исследовании религиозных традиций сыграл и сравнительный анализ мифологии. Были опубликованы тексты Вед, тщательное изучение которых поколебало распространенное мнение о том, что происхождение политеизма связано с природными культами. В конце XIX века исследование китайских классических текстов дополнило знания о восточных религиях. Исследование культуры Среднего Востока на рубеже XIX – XX вв. ознаменовано открытием «Эпоса о Гильгамеше», основного источника сведений о религиозной жизни Месопотамии; в Египте данные археологии способствовали изучению «Книги мертвых». Исторические и текстологические исследования позволили проследить эволюцию иудаизма, процесс зарождения ислама. В самой же Европе осуществлялся сбор сведений о дохристианских религиях на основе изучения греческих, римских, германских, скандинавских и кельтских текстов. Подробному анализу подверглись текст Библии, сочинения отцов церкви.

2. Археологические исследования. Археологические исследования в Малой Азии, Египте, на Крите и на территории Междуречья во многом способствовали формированию знаний о греко-римской и средневосточной культурах. Открытие цивилизации в долине реки Инд, существовавшей в IV тыс. до н.э., позволило определить первичный слой индийской религиозной традиции. Важную роль сыграла археология и в изучении верований доисторического периода. Открытие памятников доисторического периода, в том числе и пещерных рисунков на территории Юго-Западной Европы и в других местах, стало основанием для изучения эволюции религии, начиная с самых ранних времен существования человечества.

3. Антропологические исследования. Антропология – наука о происхождении и эволюции человека. Антропология занимается вопросом происхождения религии, как правило, на материале бесписьменных и примитивных культур, хотя сегодня исследованы и более сложные по своей организации общества. На теорию происхождения религии оказало влияние учение об эволюции Чарльза Дарвина (1809 – 1882). Основной вклад в утверждение эволюционного подхода к религии внес английский этнограф Эдуард Бернетт Тайлор (1832 – 1917), который в труде «Первобытная культура» выступил с обоснованием так называемой анимистической теории религии. Анимизм, вера в существование души, по Тайлору, является не только исходной элементарной формой религии, но и основой всей религии в целом. Из анимизма развиваются культ предков, фетишизм, тотемизм, политеизм и, наконец, монотеизм. Видное место в развитии теории религии принадлежит британскому фольклористу Джеймсу Джорджу Фрэзеру (1854 – 1941). В труде «Золотая ветвь» он собрал и подверг сравнительному анализу материал различных исторических эпох. В его схеме магия предшествует религии как вере в сверхъестественные существа. С развитием научного знания религия уступает место науке. Магия, религия, наука – такова последовательность исторических форм мышления, средств объяснения мира и овладения им.

Параллельно этим теориям развивались и другие. Английский антрополог Роберт Рейналф Маретт выдвигает на первый план концепцию аниматизма как основы религии. Опираясь на исследование верований народов Меланезии, Африки и Америки, он говорит о наличии в них сверхъестественной силы, повсеместной, обезличенной, однако способной концентрироваться в определенных людях, природных объектах. Эта сила получила название «мана» (в соответствии с традицией меланезийских народов). Маретт обосновывает идею преанимизма, существование некой первичной стадии религии, предшествующей анимизму. Проблема происхождения религии со временем была оттеснена структурно-функциональными исследованиями. Они рассматривали социальные модели и институты в связи с их функцией в общекультурном контексте (Клод Леви-Стросс).

4. Социологические исследования религии. Огюст Конт (1798 – 1857), основатель современной социологии, в труде «Курс позитивной философии» представил схему трех стадий человеческой истории, которые одновременно являются и стадиями человеческого мышления: теологическая, которая использует для объяснения явлений не рационально обоснованные доказательства, а ссылки на сверхъестественные существа; метафизическая, философская; это период господства абстрактных построений; позитивистская, связывается с наукой, с поиском объективных законов природы и человеческого общества, с использованием научных и практических методов в познании. Каждая из этих стадий имеет соответствующую социальную организацию. Конт отводит религии интегративную функцию, поддерживающую социальные связи. Исторический прогресс с неизбежностью ведет к упадку религии, и потому встает вопрос о структуре, которая могла бы выполнять ее функции в обществе. Изначально Конт полагает в качестве таковой науку во главе с социологией, впоследствии он обращается к идее «позитивной религии», культу Человека как единого «Великого существа».

Другое направление социологии религии представлено марксистской теорией, разработанной К. Марксом (1818 – 1883) и Ф. Энгельсом (1820 – 1895) и их последователями В.И.Лениным (1870 – 1924 ) и К. Каутским (1854 – 1938). Оно опирается на социологическую интерпретацию религии в свете концепции классовой борьбы – религия есть принадлежность классового общества, она возникает в условиях подчинения большей его части меньшей и становится инструментом эксплуатации. Религия есть форма отчуждения от этого мира. Религия осуществляет следующие функции: идеологическую (оправдание либо осуждение существующего социального порядка), интегративную (за исключением отдельных случаев), компенсаторную (обещание лучшей участи в загробной жизни, апология смирения).

В концепции Эмиля Дюркгейма (1858 – 1917) религия рассматривается как основа единства общества. Источник религии – само общество, вне зависимости от его классового устройства; религия появляется в ответ на определенные требования, связанные с условиями существования общества. Главным в религии Дюркгейм считает разделение священной и профанной (мирской, обыденной) сфер. Элементарную форму, своего рода универсальную характеристику религии, Дюркгейм видит в тотемизме. Дюркгейм понимал тотем как символ священного и делал вывод, что само священное почитается как олицетворение социальной общности. Интегративная функция религии выводится им на первый план. Дюркгейм прогнозирует возникновение новой религии в обществе, «религии человечности», которая станет почитать Человека. В числе недостатков теории Дюркгейма – отождествление религии с идеологией, абсолютизация интегративной функции религии.

Одним из наиболее значительных теоретиков в области социологии культуры является Макс Вебер (1864 – 1920), основное внимание уделявший роли религии в экономической и политической сфере. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он исследует связь учения протестантизма с процессом формирования капиталистической системы хозяйствования. Кальвинистская доктрина предопределения, согласно которой спасены будут лишь изначально избранные Богом, а также сложившаяся в ее рамках концепция трудовой этики и дисциплины, по мнению Вебера, стали одним из решающих факторов в развитии современной западной цивилизации. Вебер исследовал ислам, иудаизм, индийские и китайские религии, заложив основы сравнительной социологии религии; классифицировал типы пророчеств; ввел такие понятия, как харизма (духовная власть, основанная на экстраординарных личных способностях) и расколдовывание (исключение из сферы человеческой деятельности всего, связанного с магией, утверждение рационалистического образа действий, направленного на овладение природой).

5. Анализ религии в психологии. Психологический подход в изучении религии дополняет социологический, определяя роль и место религии во внутреннем мире человека. В рамках психологии религии осуществляется сбор и классификация данных, построение и проверка объясняющих их теорий. Предмет психологии религии – индивидуальный религиозный опыт и его воздействие на поведение людей. Развитие психологии религии связано с именем американского философа и психолога Уильяма Джеймса (1842 – 1910). В работе «Многообразие религиозного опыта» утверждается эмоциональная и индивидуальная природа религии. Религиозный опыт выступает в качестве первичного и фундаментального, тогда как социальные проявления религии вторичны. Джеймс выдвигает концепцию «религиозного гения» – личности, которой дан непосредственный религиозный опыт постижения божественного. Обычные люди способны лишь воспринимать религиозные чувства от других. Анализ психологического материала позволил Джеймсу утверждать, что природа религиозного чувства уникальна, оно отлично от других сфер восприятия. В числе атрибутов религиозного чувства – его внеконфессиональный характер (оно одинаково у верующих всех конфессий), направленность на религиозный объект, иррациональность. Контакт человека с потусторонним миром радикально обогащает человеческий опыт, расширяя сферу воспринимаемого и постигаемого. Религия – необходимое условие практического действия, результат свободного выбора, опора человека в борьбе против засилья техники и культа науки.

В рамках психологического подхода значительным направлением стал психоанализ. В ряде работ 3игмунда Фрейда (1856 – 1939) исследуется связь между субъективными влечениями личности и возникновением религии. Одной из ключевых в понимании религии становится идея эдипова комплекса (сексуальное влечение сына к матери и связанное с этим враждебное отношение к отцу). По Фрейду, восстание сына против отца и убийство последнего обусловили появление чувства вины и раскаяния, а перенос сыновних чувств на тотем, который в процессе эволюции превратился в Бога, был призван облегчить возникший психологический конфликт. Иудейский и христианский Бог в психологическом отношении является идеализацией образа отца. Данная теория Фрейда была подвергнута критике как исторически необоснованная и неприменимая к неевропейским религиям. В целом возникновение религии Фрейд связывает с подавлением природных сексуальных инстинктов социальными нормами.

Еще одна модификация психоаналитической теории религии связана с работами Карла Густава Юнга (1875 – 1961). В дополнение к фрейдистскому индивидуальному бессознательному Юнг использует понятие коллективного бессознательного, представляющего собой хранилище человеческого опыта, архетипов – основополагающих идей и образов, встречающихся во всех культурах. Проникновение этих образов из бессознательного в сферу сознания он рассматривает в качестве основы религиозного опыта.

6. Философия религии. Оформление философии религии в отдельную ветвь философской науки датируется серединой XIX в. В философском анализе религии можно проследить три основные тенденции: 1) анализ сущности религии в рамках общей картины мира; 2) осуществление критики или апологии тех или иных религиозных положений в их связи с философией; 3) исследование языка религии.

Концепция религии немецкого философа Фридриха Шлейермахера (1768 – 1834) является субъективно-идеалистической по своему характеру; религия выводится из внутренних переживаний субъекта. Будучи противником кантовского нравственного богословия, Шлейермахер выступил против рационализма, потому что, согласно его убеждению, Божество непознаваемо. Бог как тождество мышления и бытия, идеального и реального представляется недостижимой целью, к которой стремится все научное познание. Так как Бог не может быть познан, то и философия религии является не учением о Боге, а учением о религиозном чувстве, которое понимается как «чувство абсолютной зависимости». Шлейермахер привлек внимание к внутренним аспектам религии, которые долгое время игнорировались предшествующей философской традицией.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) в своей концепции развития абсолюта духа уделяет внимание и роли религии в человеческой жизни. Религия возникает как связь между человеком и абсолютом (высшим духовным началом); она занимает подчиненное положение по отношению к философии, где религиозная истина содержится в более развитом, абстрактном виде.

Развитие таких философских направлений, как эмпиризм в Англии (Джордж Мур и Бертран Рассел) и прагматизм в США (У. Джеймс), ознаменовало новый этап в философии религии. В контексте эмпирической традиции проводится анализ языка религии, преследующий скорее описательные, чем оценочные цели.

Значительное влияние на философию религии оказали экзистенциализм, ведущими представителями которого являются немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889 – 1976) и французский философ и писатель Жан-Поль Сартр (1905 – 1980); феноменология, основоположник которой – немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938).

7. История и феноменология религии. История и феноменология религии традиционно рассматриваются как ненормативные дисциплины, т.е. они осуществляют анализ и описание фактов без вынесения какой-либо оценки с точки зрения той или иной конфессии. В 1900 г. состоялся первый конгресс специалистов по истории религии. Позднее была создана Международная ассоциация по истории религии, которая использовала в своей деятельности преимущественно ненормативные и нетеологические подходы; осуществлялось составление многочисленных энциклопедий по данной тематике.

Задачи феноменологии религии – построение классификационных схем религиозных явлений; описание истолкования религиозным человеком собственных религиозных чувств. Основные объекты феноменологического исследования: священные предметы, пространство и время, слово и текст, священнодействие, представления и переживания, связанные со священным.

Вехой в развитии феноменологии религии стала работа немецкого протестантского богослова и религиоведа Рудольфа Отто (1869 – 1937) «Святое», в которой он разрабатывал понятие «святого» и анализировал его восприятие человеком. Религия, по Отто, есть встреча человека со «святым». «Святое» интерпретируется как духовное, потустороннее начало, объект религиозного поклонения, оно принципиально непознаваемо посредством разума и вызывает у верующего своей таинственностью одновременно и ужас, и благоговение.

Герард ван дер Леув (1890 – 1950), нидерландский религиовед, представил масштабное типологическое описание религиозных феноменов, включая типы жертвоприношений, категории святых, формы религиозного опыта. Он утверждал, что феноменология не принимает во внимание историческое развитие религии, поскольку имеет дело с вневременными сущностями религиозных феноменов.

Один из ведущих представителей феноменологического направления – румыно-американский ученый МирчаЭлиаде (1907 – 1986). Он синтезировал данные широкого спектра религий и создал теорию мифологии и исторического развития религии. Его концепция включает два основных момента: разделение священного и профанного; неприятие архаическими религиями линейной, исторической точки зрения на мир. Элиаде представил описание функций и свойств религиозных пространства и времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.