Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прогнозирование как элемент планирования

Значительно снизить риск принятия решения в качестве плана может обеспечить грамотно составленный прогноз. В общем виде под прогнозом следует понимать научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Возможные разновидности прогнозов:

1. Экономические прогнозы - носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям.

2. Прогнозы развития конкуренции - характеризуют возможную стратегию и тактику поведения конкурентов.

3. Прогнозы развития технологии - ориентируют пользователя относительно перспектив развития технологий.

4. Прогнозы состояния рынка - используются для анализа рынка товаров.

5. Социальное прогнозирование - исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям.

Методы прогнозирования делятся на количественные (формализованные) и качественные (интуитивные).

Применение количественныхметодов прогнозирования целесообразно в случаях устойчивой экстраполяционной направленности исследуемого явления. Термин «экстраполяция» имеет несколько толкований. В широком смысле слова экстраполяция – это метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над явлением или его частью, на это же явление в других условиях его проявления или на другую часть явления в тех же условиях его существования. Чаще всего речь идет о перенесении тенденций развития системы или совокупности процессов из прошлого в будущее.

Разграничивают формальную и прогнозную экстраполяцию. Если первая базируется на простом сохранении тенденций прошлого в будущем, то вторая увязывает фактическое состояние исследуемого объекта с гипотезами о динамике его развития. Экстраполяция в экономике базируется на анализе временных рядов. Для повышения точности экстраполяции используют различные приемы (построение тренда с использованием метода наименьших квадратов, метода экспоненциального сглаживания, применение метода скользящей средней и т.п.). К приемам количественного прогнозирования относятся эконометрическое моделирование и определение уровня экономических индикаторов (уровень инфляции, уровень доходов населения, уровень конкуренции, демографический состав населения, политическое состояние в обществе и т.п.).

Качественные методы прогнозирования наиболее эффективны, когда составляя прогноз деятельности предприятия аналитик располагает неполной информацией, достаточной для количественных методов прогнозирования. Качественные (интуитивные) методы прогнозирования используются и в случаях необходимости решения сложных неформализуемых процессов (явлений).

Качественные методы предполагают выявление мнения определенных групп людей. При составлении прогноза можно использовать мнению как конечных потребителей (модели ожидания потребностей), так и мнения независимых экспертов - людей наиболее компетентных по исследуемым вопросам (методы экспертных оценок). Вторая группа методов, получившая гораздо большее распространение, делится на методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

Примеры методов индивидуальных экспертных оценок:

· метод интервью предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», При этом главное при такого рода опросе – выявить мнение опрашиваемого по поводу перспектив развития явления (объекта, процесса);

· аналитический метод основан на самостоятельной работе эксперта без его непосредственного контакта с опрашиваемым, а лишь на основании получаемой от него через третьих лиц информации;

· метод написания сценария предполагает предварительное построение логики процесса или явления и лишь затем получение необходимых для прогнозирования данных в строго определенных объеме и порядке.

Примеры методов коллективных экспертных оценок:

· метод комиссии основан на создании специальной группы экспертов (комиссии, жюри), задача которой заключается в распределении обязанностей по формулировке вопросов анкет, проведению опроса потребителей или его представителей, обработке материалов и выработке окончательной гипотезы развития объекта (процесса, явления) в будущем;

· метод Дельфи исходит из анонимности экспертов, полного отсутствия контакта между ними, многоуровневой процедуры опроса экспертов, обеспечение экспертов всей имеющейся информацией об исследуемом объекте (процессе, явлении);

· метод коллективной генерации идей (метод мозговой атаки) предполагает отбор наиболее квалифицированных специалистов-экспертов, перед которыми ставится определенная задача и сроки ее решения. При этом может быть набор базовых идей, которые требуют либо отбраковки, либо одобрения;

· метод морфологического анализа исходит из возможности последовательного разбора этапов процесса (явления, объекта) и получения информации по каждому из этапов возможных вариантов его развития, Чаще всего при применении этого метода строится дерево решений или матрица решений, и цель экспертов состоит в последовательном соединении параметров каждого уровня поочередно со всеми параметрами прочих уровней на предмет выявления всех возможных альтернатив прогноза.

Как правило индивидуальные методы экспертных оценок ориентированы на высокий интеллектуал экспертов, в то время как методы коллективных экспертных оценок исходят из преимущества группового мышления.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организации (предприятия), их типы и факторы выбора | Основные методы текущего планирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.