Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение религии и её ранние формы




Происхождение религии - одна из важнейших проблем богословия и религиоведения. Решая ее, исследова­тели пытаются ответить на три вопроса: какова природа религиозных верований и обрядов? когда возникла религия? в каких формах она существовала на ранних этапах своего развития? Соглас­но богословским воззрениям, которые господствовали в Европе на протяже­нии многих веков, религия имеет бо­жественную природу, она возникла вместе с человеком и притом сразу же в виде монотеизма (веры в единого Бога). Распространенность и живучесть этих воззрений объясняются тем, что они находят свое подтверждение в текстах Священного Писания, авторитет которых не подлежит сомнению среди верующих людей.

Лишь во второй половине XIX в. богословская концепция П.р. была подвергнута серьезной критике. Этому предшествовало накопление эмпири­ческого и теоретического материала в сравнительном изучении мифологии, фольклористике, языкознании, архео­логии, этнографии, антропологии, пси­хологии, социологии. На стыке этих наук возникло религиоведение, которое с самого начала поставило своей задачей беспристрастное исследование мира. В ходе такого исследования сформулировано предположение, что монотеизм является не исходным пунк­том развития религии, а продуктом ее многовековой эволюции. К самым ран­ним формам религии были отнесены верования и обычаи первобытных на­родов, свидетельства о которых были собраны, тщательно изучены и систе­матизированы археологами, этнографа­ми и антропологами. Затем следовал ряд более сложных религиозных сис­тем, сильно варьировавшихся в зависи­мости от социокультурных условий их возникновения и развития.

В противовес этому околоцерков­ными и богословскими кругами была выдвинута теория прамонотеизма, или первобытного монотеизма. Впервые она была сформулирована шотланд­ским литератором и ученым Э. Лэнгом (1844— 1912 ) в его книге « Становление религии». В наиболее полной форме она была изложена католическим патером В. Шмидтом (1868—1954), который по­святил обоснованию этой концепции 12-томную работу «Происхождение идеи Бога». Суть теории прамонотеизма сводится к тому, что за всем много­образием существующих верований можно обнаружить остатки древней­шей веры в единого Бога-Творца. Имен­но она предшествовала всем формам религии, и лишь впоследствии к ней примешались «загрязнившие» ее эле­менты. Для подтверждения этой тео­рии Шмидт привлек огромный массив этнографических фактов, давая им тео­логическую интерпретацию.

Первоначальные религиозные верования датируются временем верхнего палеолита (40-20 тыс. до н.э.) Одной из глубоко древних форм религии является тотемизм. Термин происходит от алгонкинского слова «тотем» («его род»). Под этим термином принято понимать веру в сверхъестественное родство, которое существует между определенной группой людей и определённым типом материальных предметов, чаще всего животных, иногда растений. Подобная группа людей - примитивный род. Род носит имя какого-либо животно­го это его «тотем» Люди данного рода считают себя связанными каким-то особым родством с тотемом, его не почитают, но считают «отцом», это выра­жается в запрете убивать тотемное животное, употреблять его в пищу; выражается в вере в зависимость между людьми рода и их тотемом; в мифах о происхождении рода от тотема и т.п. Распространение тотемизма среди раз­ных народов достаточно обосновано. Можно считать, что на определенном этапе исторического развития, тотемизм был знаком всем народам. Тотемизм является религией раннеродового общества, искаженно отражающий эту примитивную форму общественного строя. Первобытные общины представляют собой группы, построенные по принципу родового родства. Тесная связь рода со своей территорией, с ее животным и растительным миром осознается как кровное родство с ними. Тотемические верования направлены в первую оче­редь на объекты материального мира. Однако тотемизм нельзя считать почи­танием или культом животных, культом природы: тотему не поклоняются как божеству, а считают его вроде как своим родственником. Достаточно четко в тотемизме видна его действительная земная основа, его социальность - чело­веческий коллектив, род, как субъект тотемических представлений. Учитывая что основа тотемизма - раннеродовая организация, являющаяся исторически переходящей формой общественных отношений и рано уступает свое мест о более высшим формам, то и основывающийся на ней тотемизм вместе с ней и распадается.



Вредоносная магия - («порча», колдовство) является не менее древней религией, чем тотемизм Исходной основой магии выступает межродовая рознь. Вера в способность человека нанести таинственным путем вред другому человеку порождена чувством страха перед тем, кому подобная способность приписывается. Подозрение во вредоносной магии возникало раньше и чащи чем она практиковалась. Каждая смерть и болезнь вызывало такое подозре­ние У каждого народа были профессиональные колдуны, которые по всеоб­щему мнению способны посылать "порчу" даже и на соплеменников. Кстати, люди, считающиеся колдунами, обычно действительно обладали особыми пси­хическими качествами, которые вызывали страх и удивление Практика вредо­носной магии была одним из основных главных источников возникновения образов злых духов.

Лечебная магия и знахарство Сфера лечебной магии пронизана верой в сверхъестественное, на ее основе рождались и чисто религиозные образы - святые-целители, чудотворные иконы и т. д. Лечебная магия представляет собой совокупность обрядов и суеверных представлений, которые тесно связаны друг с другом, но зато слабо связаны с другими религиозными представлениями. Лечебные обряды и cyeверные представления имеют свое самостоятельное возникновение.

Анимизм- вера в духов и души Анимизм - обязательный элемент любой религии. Анимистические образы – это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы.

Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства Как элемент, фетишизм входит во все ранние формы религии

Шаманизм - значительный круг анимистиеских верований и культов, характерных для периода разложения первобытнообщинного строя Спепифическая черта шаманства - вера в особых людей (шаманов), которые могут выступать в качестве посредников в общении между человеком и духами 06щение шамана с духами происходило в состоянии экстаза при выполнении особых ритуалов.

Для ранних форм религии также характерны «погребальный культ» «промысловые культы», «культ личных духов-покровителей», «обожествление вождей», «земледельческие культы», «культ племенных богов».

Типология и классификация религий.

Мировые религии - это термин, который применяется к буддизму, христианству и исламу. Мировые религии появились в периоды великих исторических переворотов, связанных с переходом от одной цивилизации к другой Мировым религиям свойственны прозелитизм (настойчивое стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания) пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер.

Национальные религии - один из исторических типов религии. К ним|относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство, и многие другие. Национальные религии непосредственно связаны с родоплеменными религия­ми, образы и элементы культа которых они в значительной степени переработали. Национальные религии эволюционировали в процессе становления народностей, а затем и наций. Субъектами национальных религий выступают в основном представители данной этнической принадлежности. Национальным религиям свойственны детальная ритуализация поведения людей быту, специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний.

Монотеизм и политеизм

Монотеизм (греч - «единобожие») - это религиозное представление о едином "Боге, единобожие. Монотеисты - _иудаисты, христиане и мусульмане. Однако принцип монотеизма последовательно ни проводится ни одной религией Политеизм{греч - «многобожие») - многобожие предполагает поклонение нескольким богам. Возникает при разложении первобытной общины. В представляемой иерархии богов определенное отражение нашло разделение труда, а также социальные отношения. Классическим примером политеизма принято считать древнегреческую религию.

 

Литература:

1. Кулаков А.Е. Религии мира: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

2. Елисеев А. История религий. «Дрофа», 1997.

3. История религий: Учеб. Для студентов выс. учеб. Заведений: в 2-х т. / Под общей редакцией проф. И.Н. Яблокова.

4. Васильев Л.С. История религий Востока: Учеб. Пособие для вузов/Л. С. Васильев. – 4-е изд. – М.: Кн. Дом «Ун-т», 1999.

5. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций / Радугин А.А. – 2-е изд. М.: Центр, 2001.

6. Основы религиоведения. Учебник. Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994.

7. Религиоведение. Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. М, 1988.

8. Лекции по истории религии. Учебное пособие. СПб, 1997.

9.Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск, 1997.

10. Виппер Р.Ю. История Древнего мира. М., 1997.

11. Пучков П.И., Казъмина О.Е. Религии современного мира. Догма­тика. Обрядность.

12. Религии мира. Пособие для учителя / Под ред. Я.Н. Щапова. М., 1994.

13. ТайлорЭ.Б. Первобытная культура. М., 1989.

14. Токарев С.А. Ранние формы религий. М., 1989.

15. Чичерен Б. Н. Наука и религия. М., 1999.

16. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М., 1994.

17. Корнеев А.В. Религии мира. Шаманизм. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.158.248.219
Генерация страницы за: 0.098 сек.