Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Нестория и начало христологических споров




С принятием Символа веры тринитарные споры были практически завершены. Но их продолжением в известной степени была дискуссия о втором лице Троицы, пик которой приходится на середину V в. Толчок этой дискуссии дал константинопольский патриарх Несторий, который стал утверждать, что Дева Мария родила не Богочеловека, а простого человека Иисуса, который только через наитие Святого Духа стал Христом, и что второе лицо Троицы, предвечно рожденное от Бога-Отца, со­единилось с человеком Иисусом лишь внешним образом и обитало в нем как в храме. По мнению Нестория, божественная и человеческая природа Иисуса Христа находятся лишь в относительном соединении, а Дева Мария является не Богородицей, а человекородицей.

Поскольку в христианстве уже сложился культ Богородицы и утвердился этот термин, то заявление Нестория вызвало возмущение. Тогда он в виде компромисса предложил название «Христородица», но это его не спасло от нападок. Ряд церковных авторитетов выступил с осуждением высказываний Нестория и провозгласил анафему тем, кто отделяет Сына Божия от сына Марии. Тем не менее учение Нестория приобрело большое число сторонников и всю империю охватило движение, подобное тому, какое было при возникно­вении арианства.

Поэтому для разрешения догматического спора императором был созван в 431 III Вселенский собор в Эфесе (город в Малой Азии, в котором по преданию прошли последние годы жизни Девы Марии). Сторонники Нестория на соборе оказались в явном меньшинстве и его учение было осуж­дено как еретическое. Собор постановил признавать соединение в Иисусе Христе двух природ: божественной и человеческой, а Деву Марию считать Богородицей. Несторий был низложен и сослан в глухой египетский оазис, где и умер.

Однако, несторианство не исчезло. Его приверженцы, подвергнутые преследованиям а Римской империи, бежали на Восток - в Персию и другие страны, на территории которых в раннее средневековье несторианство получи­ло некоторое распространение. В настоящее время в Индии, Иране, Ираке, Сирии сохранились немногочисленные общины несториан. В Закавказье и на юге России проживают представители новоассирийцев (айсоров), народности, традиционной религией которой является христианство несторианского толка.

Почти одновременно с несторианством, в середине V в образе одно течение в христианстве - монофизитство, учение которого по смыслу прямо противоположно несторианству. Опровергая учение Нестория, считавшего, что божественная и человеческая природа Иисуса Христа были соеденены лишь внешним образом, некоторые церковные иерархи впали, как это нередко бывает в идейном споре, в противоположную крайность и стал и утверждать, что в Иисусе Христе божественное и человеческое начала до такой степени слиты и перемешаны, что в сущности составляют одно естестве Божественное. Отсюда происходит и название «монофизитство», по-гречески «монос» означает «один», а «физис» - «природа», «естество». Иначе говоря, божественная природа Иисуса Христа как бы поглотила, или подавила че ловеческую природу. Поэтому, с точки зрения монофизитов, Иисус Христос является не Богочеловеком, а Богом в самом полном смысле этого слова.

На первый взгляд это учение, в отличие от арианства и несторианства, принижавших в явной или неявной форме божественное достоинство основателя христианства, не должно было вызвать особых нареканий. Но в действительности монофизитство ставило под сомнение краеугольный камень христианского вероучения - представление о том, что Иисус Христос своими муками на кресте искупил первородный грех человечества, ибо в случае принятия монофизитской точки зрения возникал целый ряд крайне непростых вопросов: как Иисус. Христос, будучи только Богом, мог страдать на кресте, ведь страдание – это свойство человеческой природы?; а если Иисус Христос не испытывал страданий, то в чем тогда заключается его искупительная жертва?

Созванный в 451 г. в Халкидоне (город в Малой Азии) IV Вселенский, собор отверг монофизитское учение и определил, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. По своей божественной природе он единосущен Богу-Отцу, а по человеческой - единосущен людям. Таким образом, было признано, что Иисус Христос, будучи Богом, в то же время во всем подобен нам, людям (но только Он свободен от первородного греха).

Что же касается проблемы соединения в Нем двуx природ, то Собору удалось принять формулу, отвергающую обе крайности - и монофизитскую, и несторианскую. Согласно этой формуле при воплощении (рождении от Девы Марии) божественная и человеческая природы соединились в Иисусе Христе неслиянно, неизменно (против монофизитства), нераздельно, неразлучно (против несторианства). Поскольку на Халкидонском соборе были осуждены и монофизитство, и еще раз несторианство, то они получили в литературе на­звание «нехалкидонских» ветвей христианства.

Решения собора означали новый раскол христианства, так как целый ряд стран их не признал. Считается, что под флагом монофизитства Армения, Сирия и Египет вели борьбу за церковную и политическую независимость от Восточной Римской Империи. В результате от христианской церкви отпало го­раздо большее число последователей, чем при осуждении арианства и несто­рианства. И хотя позднее монофизитские церкви сильно пострадали от му­сульманских завоеваний, тем не менее и сейчас - это самое многочисленное из нехалкидонских течений. В наше время существуют четыре независимых друг от друга монофизитские церкви:

1. Армянская (или Армяно-григорианская) церковь. Одна из древнейших христианских церквей. Армения была первой страной в мире, провозгласившей хри­стианство своей официальной религией. Это произошло в 301 году, на 23 года раньше, чем христианство стало государственной религией Римской империи. Во главе Армянской церкви стоит патриарх, католикос всех армян, резиденция которого находится в Эчмиадзине (близ Еревана).

2. Сирийская Яковитская церковь. К ней принадлежит около 10% населения Сирии.

3. Египетско-коптская церковь. Копты - потомки древнего населения Египта, сохранившие в условиях многовекового господства арабов-мусульман христи­анскую веру, но испытавшие определенное влияние ислама. 4. Эфиопская церковь. Наиболее распространенной среди народов Эфиопии религией является монофизитство, которое исповедует около 70% населения этой страны.

Христологическая проблема, решенная в основном на Халкидонском соборе, продолжала тем не менее волновать христиан еще в течение двух с лишним столетий. Ее отголоском был разгоревшийся в VII веке спор о нали­чии у Иисуса Христа одной воли или двух, результатом которого было образо­вание еще одного направления, получившего название «монофелитство» (от греческих слов «монос» - один и «фелема» - воля).

Светским и церковным правителям Восточной Римской империи, верным идее единой государственной церкви, было трудно примириться с отпадением монофизитов Сирии и Египта. Отсюда их стремление преодолеть раскол с помощью компромиссного решения догматических разногласий. Именно с этой целью в начале VII века была предложена примирительная формула, со­гласно которой Иисус Христос имеет две природы - божественную и человече­скую, но только одну волю (божественную). Однако эта формула мало кого устроила и яростные споры вокруг нее продолжались несколько десятилетий, в течение которых в мире произошли важные перемены. Сирия и Египет - оплоты монофизитства оказались под властью арабов-мусульман, а огромная часть их населения была обращена в ислам. Поиски компромисса с монофизитами утратили свое политическое зна­чение для правителей империи. На VI Вселенском соборе состоявшемся в 680 г. в Константинополе, монофелитство было признано ересью. Собор постановил признавать в Иисусе Христе две природы и соответственно им две воли - божественную и человеческую. Причем человеческая воля в Иисусе Христе подчиняется его Боже­ственной воле, но не уничтожается ею. Немногочисленные сторонники монофелитства обосновались в Ливане и Сирии, получив со временем название «марониты». В средние века они вступили в унию с Римским папой, отказавшись от монофелитства и приняли ряд чисто католических догматов. Но полностью с католиками марониты, со­хранившие свои старые обряды и обычаи, так и не слились и составляют сей­час особую религиозную (отчасти и национальную) общность, на долю кото­рой приходится более трети населения современного Ливана. Таким образом, из четырех течений, отделившихся в IV—VII вв. от главного направления христианства, до настоящего времени сохранились только два - несторианство и монофизитство. По своей обрядности они довольно близко стоят к православию (особенно монофизитство), но в догматическом отношении нехалкидонские ветви резко отличаются и от православия, и от всех других течений в христианстве.

Литература.

1. Кулаков А.Е. Религии мира: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

2. Елисеев А. История религий. «Дрофа», 1997.

3. История религий: Учеб. Для студентов выс. учеб. Заведений: в 2-х т. / Под общей редакцией проф. И.Н. Яблокова.

4. Попов В.В. Петренко С.П. Введение в историю религий / Под общ. ред О.А. Солодухина. 1993.

5. Лекции по истории религии. Учебное пособие. СПб, 1997.

6..Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. Минск, 1997.

7. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М.: Политиздат, 1990.

8. Религии мира. Пособие для учителя / Под ред. Я.Н. Щапова. М., 1994.

9. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

10. Резник Е.В., Чудина Ю. Ю. Религии мира. Православие. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

11. Интымакова Л.Г., Надолинская Л.Н. История религий: Учебное пособие / Под ред. проф. В.В. Попова – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.