Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская православная церковь в синодальный период




В конце XVII в. после раскола и отпочкования ряда сект православная церковь переживала непростые времена. Для укрепления православных устоев в Москве была создана Сла­вяно-греко-латинская академия, которая помещалась недалеко от Кремля — на Никольской улице. При Академии появилась большая библиотека и типография. Правивший в то время сын Алексея Михайловича Федор Алексеевич лично покровитель­ствовал делу духовного образования. Немалую роль играла и его сестра — царевна Софья (ставшая впоследствии в оппозицию к Петру I). Федор, Софья и ее фаворит — князь В.В. Голицын отличались «прозападными» настроениями и готовили рефор­мы, предвосхищающие реформы Петра Великого (хотя до осу­ществления они доведены не были). Для преподавания в Академии в это время привлекли церковных деятелей из Киева (ко­торый, как вы помните, был в церковном отношении независим от Москвы и в большей степени находился под влиянием запад­ной культуры). Виднейший из привлеченных — Симеон По­лоцкий был не только богословом, но и филологом, а также одним из первых стихотворцев на Руси. Одновременно в Ака­демии существовала и другая — более ортодоксальная группи­ровка, в конечном итоге одержавшая верх. Эта борьба в стенах Академии оказалась символична: России предстояли огромные перемены, коснувшиеся и церкви. Затем на престоле появился молодой царь Петр I. В юно­сти он находился под сильным влиянием протестантов, живущих в Москве в Немецкой слободе. К церкви у него было сложное отношение. С одной стороны, он считал себя веру­ющим христианином, с другой - относился к священству и церкви явно без почтения. Чего только стоили грубые и ко­щунственные развлечения юного Петра в селе Преображен­ском, разыгравшего со своим окружением «всешутийный и всепьянейший церковный собор». Петр, продолжая линию своего отца царя Алексея, выигравшего схватку за первенство у патриарха Никона, стремился сделать церковь орудием сво­ей неограниченной власти. Единство духовной и светской власти, т.е. главное условие осуществления русской самодер­жавной идеи в XVII в., было окончательно разрушено Пет­ром. Когда в 1700 г. умер последний (одиннадцатый по сче­ту) патриарх Адриан, Петр, вместо объявления нового патриарха, заявил в гневе, что он «сам де патриарх» и отны­не церковь должна стать послушной воле царя. Так как цер­ковью впоследствии стал управлять Синод - ведомство церковных дел, подчиненное светской власти, дальнейший период церковной истории в России принято называть сино­дальным периодом. Он продлился до 1917 г. Первоначально (до 1721г.) существовала Духовная Коллегия, а чле­ны Синода назначались по указанию царя. Большую роль играл обер-прокурор Синода светский человек, фактически руководивший цер­ковными делами. В течение этого периода церковь потеряла значительную часть имущества: произошла секуляризаиия земель, а священ­ство стало жить на обычное государственное жалованье. В цер­ковную жизнь проникла бюрократия, влияние православия на все сферы жизни уменьшилось. Это, конечно, не означает, что в жизни церкви в этот период не было значительных событий и выдающихся деятелей. Православие оставалось фактически государственной религией России, законодательно считалось «первенствующей и господствующей» верой, хотя другие вероис­поведания были разрешены и сосуществовали с православием. I

Огромным авторитетом пользовались монастыри, а особо чтимые из них получали почетное наименование Лавры ( Лавра с гр. буквально городской квартал, улица - особо значи­мый мужской монастырь в православии; Троице-Сергиева, Александро-Невская и др.). Возрождалось русское монашеское старчество: Серафим Саровский (1760— 1833), Амвросий из Оптиной пустыни (1812—1891), Иоанн Кронштадтский (1829—1908) и другие крупнейшие духовные авторитеты России. Русские люди всех сословий и званий шли к монахам-старцам, ища у них духовной поддержки и благословения. Старчество отнюдь не всегда пользовалось поддер­жкой у высших церковных иерархов и у светской власти.

Выдающиеся личности этого времени среди церковных де­ятелей — это Московский митрополит Платон (конец XVIII—начало XIX вв.) — крупнейший философ, богослов и историк церкви, а также Московский митрополит Филарет (середина XIX в.) — в миру В.М. Дроздов. Несколько де­сятилетий Филарет занимал митрополичью кафедру, впадал в немилость при Аракчееве, конфликтовал с руководством Тре­тьего отделения. При Александре II он оказался вовлеченным в разработку реформы по отмене крепостного права и внес в нее немалый вклад, являясь составителем Манифеста 19 фев­раля 1861 г. Филарет — автор монументальных историко-церковных и богословских трудов, один из переводчиков Свя­щенного писания на русский язык. Что касается его взглядов на устройство церкви, то Филарет был противником каких-либо преобразований, считая, что церковь «особенно нужно охранять от потрясения, когда многое потрясено». Известным идеологом русского самодержавия был обер-прокурор синода К.П. Победоносцев. Он утверждал, что рас­пад единства церкви и государства гибелен для страны. Прав­ление царя Александра III, на которое пришелся расцвет деятельности Победоносцева, характеризовалось усилением влияния церкви, православной идеологии и культуры. В этот период усилились гонения на некоторых иноверцев, старообрядцев и сектантов.

В конце Х1Х - начале XX вв. начался процесс религиозного православного и национального возрождения в России. Одним из материальных памятников этого возрождения (коснувшегося литературы, музыки, живописи, архитектуры) и стал знамени­тый храм Христа Спасителя в Москве. Появилась плеяда светских философов, стоявших на позициях православия, но по-новому смотревших на важнейшие вопросы религиозного миро­воззрения. До сих пор их произведения не утратили актуально­сти и вызывают жаркие споры и дискуссии. В этих трудах ставились глобальные вопросы о перспективах развития России, о ее будущем, т.е. обо всем том, о чем сейчас так много говорят и спорят. Надо надеяться, что вы самостоятельно познакоми­тесь с произведениями В. С. Соловьева, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. А. Флорен­ского (удивительного человека — физика, искусствоведа, св4-щенника, погибшего в сталинских лагерях).

Все эти люди и их труды составляют золотой фонд российской национальной культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.