Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О разновидностях социальных общностей




Авторы "Общей социологии", о которой здесь идет речь, выделяют три разновидности социальных общностей:

1. Мнимые (множества)

2. Контактные

3. Групповые

Множества. В них нет подлинной коллективности, имеют место лишь одна её видимость. Главный их признак - отсутствие взаимных социальных действий, солидарной социальной связи при наличии совпадающих целей, интересов (скажем, пассажиры в поезде и др.).

Формы множеств: категории, агрегации, массы.

I. Категории. Формально – статистическое множества. Выделяются не по наличию между людьми социальных связей, а по какому – то общему признаку, присущему каждому из индивидов, составляющих данное множество. Примеры: профессиональные, возрастные, половые, имущественные, учащаяся молодежь – студенчество, школьники и т.д.

II. Агрегации. Это объединение людей, пространственно находящихся в одном месте (локализованное множество) – пассажиры одного автобуса, пешеходы на конкретной улице. Их характеризует совпадающее местоположение. Солидарных действий опять же нет (хотя они легко могут возникнуть). Здесь уже имеет место какое – то ощущение неодиночности.

III. Массы. Множество, которое характеризуется уже действием, (правда, не социальным) по сравнению с категориями и агрегациями. Пример: дождь – люди раскрывают зонты. Главный признак массы – не только однородность социального положения (а точнее местоположения), но и однородность реакции на внешний объект (ответный действий, ориентации, ожиданий). NB: Однако Г.Блумер писал, что массы не являются формой общности, так как у неё нет никакой социальной организации. Она просто состоит, из некоего конгломерата индивидов, которые сами по себе изолированы, анонимны… индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу. Массовидная коллективность проявляется во множестве форм социальной жизни: масса избирателей, слушающих по радио выступление кандидата, паника в горящем ресторане, (кинотеатре) и т.д.

Контактные социальные общности. Общности – кратковременные,узконаправленные. В отличие от множества, контактные общности характеризуются наличием «ориентации на другого», социальным действием, социальной связью. Правда,…связь эта выступает лишь как контакт (неустойчива, случайна, узконаправленна, самоневозобновляемая).

Виды: (1) аудитория (2) толпа (3) социальные круги.

(1) Аудитория. Лектор и слушатели. Газета и читатели. Радио и его слушатели. Напоминает массу. Однако здесь индивиды не изолированы, а находятся в прямом и мысленном контакте друг с другом.

(2) Толпа. Объект большого интереса ученых, политиков, обывателя. Из ученых здесь следует назвать Г.Лебова, Г.Тарда, Г.Блумера, С.Московичи и др.

Особенности толпы как социальной общности: спонтанность, недолговременность существования, отсутствие какой-либо организованности, упорядоченности, нормирования поведения, культурных традиций. Это – временное сборище. Хотя какие-то все же элементы координирования действий могут быть: они могут исходить от вожака, инициатора тех или иных действий здесь имеют место социальные действия, но они плохо организованы, носят неускоренный, несамовозобновляющийся характер.

Виды толпы:

а) случайная толпа (зеваки, наблюдающие драку)

б) обусловленная толпа (очередь за билетами на концерт организующая контроль и т.д.)

в) действующая толпа – сборище, восставшая толпа; мятежи

Полуорганизованные виды толпы (митинг, демонстрация, пикетирование, шествие, манифестации). Эти действия уже организуются. Они более устойчивы.

Социальные круги.

В этих общностях имеет место малообязывающий, поверхностный обмен эмоциями, общением, информацией. Этот обмен не порождает серьезных взаимных обязательств людей, устойчивых (регулярных) взаимодействий. Примеры: круг друзей, знакомых, людей одного социального положения и т.д., собравшихся вместе, чтобы удовлетворить свои социальные потребности в общении, в заботе о других, в признании и т.д. Например, конференция ученых, студенческий бал и др.

Теперь о групповых общностях или социальных группах.

«Социальная группа»

«Социальные группы», которые мы сейчас рассматриваем. Их значимость в социологической науке столь велика, что как уже говорилось, иногда вообще не различают «социальную общность» и «социальную группу» как понятия. Или, скажем, начинают с «группы» как более широкого понятия по отношению к понятию «социальная общность»[106]. Здесь говорится, что по отношению к социальным общностям понятия «социальная группа» является родовым понятием. Напомню, что у А.Г.Эфендиева более широким является понятие «социальная общность», «социальная группа» рассматривается как видовое понятие «социальной общности».

Как же социологи определяют «социальную группу»? Что они понимают под ней? Какие разновидности социальных групп выделяются в социологии при изучении ею общества?

В социологии термин «группа» употребляется вместе с прилагательным «социальная». «Социальная группа» в социологии – это не просто категория населения (наличие общих признаков у индивидов, образующих категорию населения); не просто «масса» (однородность реакций у ее представителей на какие-либо события),это – именно «социальная группа».

В социологическом словаре, изданном «Пингвином» (Аберкромби, Хилл, Тернер), говорится: «Социальные группы – это коллективы индивидов, вступающих в определенные взаимодействия и формирующих социальные отношения»[107] Р.Мертон (США) понимает под социальной группой совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами данной группы с точки зрения других. Примерно такое же определение социальной группе дает американец Н.Смелзер: «… совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом определенным образом, чувствуют свою принадлежность к данной группе и воспринимаются другими как члены этой группы»[108].

В.Г.Харчева- так определяет социальную группу: «это объединение людей, основанное на их общем участии в некотором деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами»[109]. Выходит, что для данного автора понятие «социальная группа» является более широким, нежели понятие «социальная общность». Социальные общности у нее – это наиболее крупные социальные группы. Она идет от группы к общности, а Эфендиев, напоминаю от общности к группе. Хотя общность понимают примерно одинаково. Расхождения касаются понимания социальной группы: у Эфендиева группа понимается как высшее выражение общности (а общность характеризуется солидарными взаимодействиями); а у Харчевой – группа, хотя и объединение людей, однако оно не обязательно характеризуется солидарными действиями.

Несколько слов о многообразии социальных групп.

Эфендиев считает, например, что оно обусловлено различием задач, для решения которых образовались эти группы.

Он выделяет три вида социальных групп.

1. Социальные группы, образованные по приписанному от рождения признаку (расовые, этнические, территориальные, родственные[110], социально-демографические и т.д.)

2. Статусные (и профессиональные). Возникают в результате разделения труда (рабочий класс, крестьянство, учительство, предприниматели и т.д.)

3. Целевые группы (организации), т.е. группы, организованные для решения тех или иных задач – хозяйственных, научно-исследовательских, политических, просветительских. Для них характерны формальность, регламентация(жесткая) взаимоотношений, разделение функций и т.д.

В социологии важное значение с точки зрения ее исследовательских задач имеет разделение социальных групп на малые и большие, первичные и вторичные.

 

Для малой группы, считает А.Г.Эфендиев, «характерно наличие непосредственных личных солидарных взаимодействий, которые, естественно, могут сложиться лишь среди небольшого числа партнеров». «Малую группу можно определить как психологическую и единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга» (В.Г.Харчева).

 

Особенностями малых групп являются.

1. Относительно небольшое число участников (от 2 до 20-25, а может и более человек). Иногда считают, что максимально это – 10-15 человек, а оптимально – 7-9 человек(психологи)

2. Прямой или косвенный контакт между индивидами, составляющими группу Харчева наличие прямого взаимодействия членов группы (Эфендиев)

3. Взаимодействия носят персонифицированный характер (Эфендиев)

4. Переживание общих чувств (Харчева)

5. Достаточно определенная (четкая) локализация в пространстве (Харчева)

6. У участников группы сравнительно легко формируется «Мы-сознание» (Эфендиев)

7. Эффективный групповой контроль (и самоконтроль), который сравнительно легко устанавливается (Эфендиев)

Малые группы являются важным объектом изучения в социологии.

Дело в том, что они опосредуют отношения между личностью и обществом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.