Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение (развитие) общества




Одной из характерных черт общества как особого типа социальной общности является, на что уже обращалось внимание, устойчивость, длительность существования, силовое производство. Не менее важной четой всего общества (и общества как такового, т.е. как мирового сообщества людей и как специфичной части природы) является его подвижность, изменчивость, развитие. Общество - это целостный, сохраняющийся длительное время живой организм.

В социологии сложность и существует целый ряд концепций, в которых делается попытка осмыслить динамичную сторону общества, его изменение и развитие.

В XIX веке под влиянием дарвинизма прочные позиции в социологии занял эволюционизм, система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Если эволюция общества – естественноисторический процесс, то роль ученого виделась в выявлении основных параметров происходящих трансформаций, в поисках того решающего звена, модификация которого влечет за собой изменение всего облика общества.

О. Конт таким определяющим фактором считал процесс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной, научной считал он, обуславливают переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляющему благодаря человеческому разуму иной уровень производства и удовлетворение потребностей.

Г. Спенсер видел сущность эволюции в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации, сопровождающейся ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе развития. Движение общества от гомогенности сопровождается ростом свободы индивидов, общество перестает все больше и больше обслуживать их интересы. Усложнение общества, ведущее к росту самостоятельности граждан, - такого понимание Г. Спенсером социального процесса.

Марксизм определяющим фактором социального развития считает производительные силы, рост которых ведет к смене способа производства, провоцирующего соответствующие изменения всего общества и обеспечивающего смену общественно-экономических формаций. Эволюционистским по своей сути был подход сторонников теорий индустриального и постиндустриального общества. В основе движения к новой стадии лежат качественные сдвиги в науке, технике, характере производства, в социальной структуре, в знаниях и т.д.

Отличительной чертой марксизма стало настоятельное стремление соединить эволюцию с революцией, придать последней легитимный характер, т.е. доказать ее крайне важное значение для поступательного развития общества. К. Маркс считал, что прогресс возможен только на основе кардинального обновления способа производства. Революция должна была выполнить роль повивальной бабки, помочь родиться новым экономическим и политическим структурам. Без нее общество не сможет избавиться от причин, вызывающих гниение. Именно поэтому революция по Марксу – это локомотив истории, обеспечивающий обновление и ускорение общества.

Для других представителей эволюционизма революции были лишь эпизодом, кровавым и жестоким, в развитии обществ, причем эпизодом скорее случайным, возникающим под воздействием экстремальных факторов, чем закономерным. А. де Токвиль, говоря о Великой французской революции, отмечал, что все, что революция сделала, было бы сделано и без нее.

Значение эволюционизма заключается прежде всего в признании объективности развития. Ход истории неотвратим, и общество изменяется во времени. Последовательно, но неуклонно преобразуются социальные структуры, институты, нормы, ценности, а следовательно, и сам индивид со своими интересами, идеалами и ориентациями. И наоборот, возвышение потребностей, активизация мышления, приращение знаний толкают человека к целенаправленным действиям по изменению своей социальной среды.

В рамках этого направления удалось определить и некоторые тенденции социальной эволюции. Общество движется от простого состояния к более сложному, то есть более структурированному, более дифференцированному. Усложнение социальной структуры одновременно является условием и следствием растущего многообразия запросов, устремлений индивидов. Творческая личность с широким кругозором становится основным творцом истории. Она требует раскрепощения своего внутреннего созидательного потенциала, стремится к обществу, которое в наибольшей степени может обеспечит свободу.

Однако процесс развития настолько сложен, что эволюционизм несмотря на свое победное шествие в XIX в. начал спотыкаться о подводные камни истории. Я имею в виду его неспособность ответить на целый ряд вопросов, которые ставила социологическая наука. Прежде всего, в рамки традиционного эволюционизма, исходящего из принципа поступательного, восходящего развития общества, не укладывались попятные движения, кризисы и распады обществ, обратились к теориям циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби). Эволюция общества представала теперь не как прямолинейное движение посередине и восстанавливая стабильность.

Камнем преткновения для эволюционизма стала также проблема критериев развития, проявившаяся в стремлении найти универсальные параметры социального прогресса. Чуть ранее я уже называл эти критерии, т.е. те основные звенья, изменение которых и влечет за собой восходящее развитие: знания, социальная дифференциация, свобода личности, солидарность, технический прогресс, производственные силы. Однако при углубленном изучении роли этих звеньев стало очевидным, что они могут дать импульс не только позитивным, но и негативным процессам. Знание может быть использовано для создания оружия массового уничтожения, дифференциация и неконтролируемая свобода – спровоцировать социальную энтропию, солидарность, напротив, подавить инициативу и самостоятельность индивида, научно-техническая революция – привести к экологической катастрофе.

В этой связи рядом исследователей была поставлена под сомнение сама идея объективности социального прогресса. Научный анализ не должен базироваться на оценках “лучше”, “совершеннее”, ибо оценочные представления носят субъективный характер и зависят от идеологических воззрений исследователя, его ориентации, ценностей и идеалов, в свою очередь формирующихся под влиянием социального окружения. Люди не могут одинаково ответить что прогрессивнее: общество, построенное на принципах социального равенства, или общество, где основополагающим является принцип индивидуальной свободы. Ответы на эти и аналогичные вопросы лежат в области ценностных предпочтений и вряд ли могут стимулировать научный поиск единственно верного, магистрального направления развития человечества. Кроме того, эволюционизм, создавая впечатляющие картины развития общества в большой исторической ретроспективе, оказался беспомощным в объяснении явлений к более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, повторяющийся по мере его завершения. Менее пессимистичные, но также отрицающие прямолинейность, утверждались маятниковые концепции развития. В соответствии с ними, выделенное из равновесия под воздействием каких-либо факторов, общество начинает совершать колебательные движения от одной крайней точки к другой, застывая где-то на сжатом отрезке времени. Возникавшие сдвиги только тогда приобретали значимость для исследователя, когда они отражали глубинные изменения в поведении людей, деятельности институтов, социальных организаций. Такие “мелочи”, как правительственный кризис, рост преступности, девиантное поведение и многие другие оставались за кадром эволюционных теорий. Требовался иной подход к изучению социального развития, который смог бы преодолеть указанные ограничения. Так появились теории социального изменения, суть которых можно раскрыть на примере концепции Т. Парсонса.

Т. Парсонс к проблеме социального изменения подходит с позиций системного анализа. Он исходит из того, что общество как система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, проявляющуюся в постоянстве и стабильности ее основных структурных элементов. Если в наблюдаемый момент в результате каких-либо действий, событий нарушается соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие системы (происходит рост влияния какой-либо группы, формируется новый состав государственных органов и т.п.), то этот вид изменений он называет “изменением равновесия”. Его отличительной чертой является то, что общественная система в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменным и благодаря этому быстро восстанавливают утраченное равновесие. Приспособление системы к изменившимся условиям осуществляется за счет внутренних резервов, она интегрирует в себя новые образования, оставаясь в целом неизменной. В качестве иллюстрации Т. Парсонса можно сослаться на неоднократные попытки проведения реформ в 50-60-е гг. в СССР. Изменение социальных потребностей, рост демократических настроений побуждали руководство к применению мер по созданию адекватных возможностей их выражения. Однако сама социальная система обладала такой высокой устойчивостью, что абсорбировала, интегрировала новые веяния, при этом все основные структурные элементы, и продолжала функционировать на прежних принципах.

Второй вид социального изменения по Т. Парсонсу – “структуры”, когда давление на систему изнутри и извне с настолько сильный, что она оказывается неспособной восстанавливать утраченное равновесие. С целью сохранения целостности общества, повышения его адаптивной способности происходит трансформация ее важных структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций). Модификации подвергаются экономическая, политическая, система ценностей.

Т. Парсонс даже вводит понятие эволюционных универсалиев, т.е. таких структур, возникновение которых свидетельствует о явлении качественно нового состояния системы. Первоначально в социальной системе складываются четыре универсалии: система коммуникаций, система родства, религия и технология. Последующие изменения системы – это возникновение в ней стратификационной структуры с соответствующей культурой, легитимизацией ее принципов, появление бюрократии, денег и рыночного комплекса, нормативного регулирования и демократических объединений.

На мой взгляд, на этапе структурной перестройки или, в соответствии с терминологией Т. Парсонса, на этапе внедрения новых эволюционных универсалиев, находится наше российское общество. Его выживание как целого непосредственно зависит от успешного создания таких элементов, структур, которые придадут всей системе качественно иное содержание, повысят ее адаптационную способность в изменившихся условиях.

Системный подход Т. Парсонса давал возможность увидеть явления и процессы, происходящие в обществе, ведут к его структурной перестройке, а какие, несмотря на кажущийся размах, остаются малозначимыми, второстепенными. Признавая определенные имуществ этого подхода, следует видеть и его ограничительные рамки. Развитие по Т. Парсонсу – это скорее отклонение от нормального положения общественной системы, чем ее естественное состояние. Он видел слабые места своего методологического подхода, но считал его применение тем не менее необходимым для успешного решения познавательных задач, выявления того, что изменилось и каковы последствия этих изменений.

 

5. Дополнение к вопросу о типах общества (из книги “Современная западная социология: Словарь” – М., Политиздат, 1990. С. 270-271)

 

Постиндустриальное общество – широко распространенный в западной социологии термин, применяемый для обозначения современного общества. На формирование концепции постиндустриального общества существенное теоретическое влияние оказали теории индустриального общества (в особенности концепции Арона и Ростоу). Концепция постиндустриального общества была разработана американским социологом Беллом. Своеобразие историко-культурного развития капитализма в различных странах обусловлено формированием различных вариантов концепций постиндустриального общества, среди которых можно выделить два основных: либеральное, опирающееся на американскую модель капиталистического развития (среди ее представителей Белл, Гэлбрейт, З. Бжезинский, Канн, Тоффлер, Боулдинг и др.), и радикальное, основывающееся на европейской модели (наиболее ярко выражены в концепциях Туркна, Арона, Фурастье). В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В доиндустриальном обществе определяющим являлась сельскохозяйственная сфера, с церковью армией как главными институтами общества; в индустриальном – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе; в постиндустриальном обществе – теоретические знания, с университетом как главным местом его производства и сосредоточения.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется рядом фактов: изменением от товаропроизводящей экономике, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства; изменением в социальной структуре общества (классовое деление уступает место профессиональному), центральным местом теоретического знания в определении политики в обществе (университеты как центры сосредоточения этого знания становятся главными институтами общества); сознанием новой интеллектуальной технологии, введением планирования и контроля над технологическими изменениями. С точки зрения представителей концепции, возникновение постиндустриального общества связано, прежде всего, с изменениями, происходящими в социальной структуре общества, т.е. изменениями в экономике и профессиональной системе, обусловленными новой ролью науки и техники. В постиндустриальном обществе, утверждает, например, Белл, исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, обладающая высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социальной стратификации общества теряет свое значение, решающим становится уровень образования и значения. В отличие от индустриального общества, где основной конфликт между трудом и капиталистом обусловлен сосредоточением собственности в руках капиталистов, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется в борьбе между знанием и некомпетентностью. В конце 60-х гг. концепция постиндустриального общества была подвергнута критике со стороны «новых левых», которые увидели в ней не новую стадию общественного развития, а идеализированный вариант капиталистического общества В. Н. Фомина.

 

 

Литература

Афанасьев, С.Л. Будущее общество: Ведущие социально-жон. Тенденции современности [Текст]/ С.Л. Афанасьев // М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, - 2000.

Валентен, С.Д. Развитие общества в теории социальных альтернатив [Текст]/ С.Д. Валентен; Л.И. Нестеров; РАН; Ин-т экономики // М.: Наука, - 2003.

Валлерстайн, И. Конец Знакомого мира. Социология 21 века. [Текст]/ И. Валлерстайн: Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исслед. Постиндустриального о-ва // М.: Логос, - 2003.

Волков, Ю.Г. Социология: Учебник [Текст]/ Ю.Г. Волков // М.: Гардарики, - 2005.

Гидденс, Э. Устроение общества [Текст]/ Э. Гидденс // М.: Академический проект, - 2003.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: В 15 т. [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко II М.: Инфра-М. - Т. 1.Теория и методология, - 2003.

Заславская, Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учеб.пособие [Текст]/ Т.И. Заславская //М.: Дело, - 2004.

Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельно-структурная концепция [Текст]/ Т.И. Заславская: Моск. Шк. Соц. И экон. Наук. - 2-е изд., испр. и доп. // М.: Дело, - 2003.

Комаров, М.С. Социология: Учеб. пособие для вузов [Текст]/ М.С. Комаров // М.: Аспект-Пресс, - 2003.

Кравченко. А.И. Социология [Текст]/ А.И. Кравченко // М.: Проспект, - 2005.

Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст]/ Пер. с англ. Под общ. ред. А.Б. Толстова // М.: Идея-Пресс:Дом интелектуалбной книги, - 2000.

Левада, Ю.А. Россия и варианты исторического выбора: несколько соображений о ходе российских трансформаций // Экономические и социальные перемены в России. Мониторинг общественного мнения, - 2003, - №1.

Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис // СПб.: Питер, -2004.

Парсонс, Т. О социальных проблемах [Текст]/ Т. Парсонс // М.: Академический проспект, - 2002.

Руткевич, М.Н. Общество как система: Социологические очерки [Текст]/ М.Н. Руткевич // М.: Алетейа, - 2001.

Сорокин, П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этик/; права и общественных отношений [Текст]/ П. Сорокин; Пер. с англ, В. В. Сапова. - СПБ // М: РХГИ, - 2000.

Соколов. С.В. Социология: Учеб.пособие [Текст]/ С.В. Соколов // М.: ФОРУМ,-2008.

Социологическая энциклопедия: в 2т. [Текст]/ Рук.науч. проекта Г.Ю. Семинин // М.: Мысль. - Т.2: Н-Я, - 2003.

Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек [Текст]/ Ф. Фукуяма // М.: Ермак, - 2004.

Холодковский, К.Г. Включение России в мейнстрим исторического процесса и его последствия // Куда пришла Россия? Итоги социальной трансформации / Под. ред. Т.И. Заславской II М.: МВШСЭН,-2003.

Шилз, Э. Общество и общества: макросоциологический подход [Текст]/ Э. Шилз Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с анг. — М.: Прогресс, - 1972.

Щебанова, М.А. Современный трансформационный процесс в контексте свободы: синтез макро- и микропроцессов [Текст]/ Россия, которую мы обретаем отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина // Новосибирск.: Наука, - 2003.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.