Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межэтнические отношения и их типы

Сложность структуры этноса определяет и многогранность взаимоотношений между этническими группами. Частью этой проблемы является понимание национализма в современном мире.

В отечественной науке взаимоотношения между этносами определяются понятиями «национальные отношения», «межнациональные отношения». В западной социологии используется термин «социология расовых и этнических отношений». Термин «национальные отношения» длительное время использовался в отечественной литературе потому, что основной объект анализа составляли титульные этносы бывших союзных республик страны, по отношению к которым термин «нация» был правомерен по отмеченным параметрам (нация – согражданство, этнонация).

Межэтнические отношения рассматриваются в широком и в узком смысле слова. В широком – это взаимодействие народов в разных сферах: экономике, политике, культуре, социальной сфере и т.д. В узком – как межличностные отношения людей разных национальностей, имеющие место в разных сферах общения – семейно-бытовой, трудовой, досуговый, соседский, других видах неформального общения. Они имеют два уровня – институциональный (макроуровень), оказывающий немалое воздействие на всю гамму отношений между национальными группами, и межгрупповой, межличностный (главный в этносоциологии).

В межэтнических отношениях проявляются интересы, как настоящего, так и прошлого, охватывающие разные сферы; взаимодействие реализуются не только в поступках, но и во взглядах, установках, ценностных ориентациях. Межэтнические установки как установки на взаимодействие – положительное или отрицательное – с иноэтническими общностями, их представителями в любой сфере жизнедеятельности и в любом виде (личностное общение, восприятие разнообразных явлений связанных с другими этносами) аккумулируют как свой опыт, так и опыт предыдущих поколений. Особая роль принадлежит национальным стереотипам, укорененным в традиционной культуре этносов.

На межэтнические отношения влияет множество факторов: исторические (союзы, присоединения, завоевания, депортации); политические (формы государственного устройства, правления, взаимоотношения политических элит); социальные (соотношение этнической и социальной стратификации общества, различия в социальной мобильности); культурные (близость культур; традиций, языков и др.); психологические; ситуативные и т.д.

Стабильное состояние общества, экономики, повышение благосостояния граждан, национальная политика государства, направленная на добрососедские или дружеские отношения между народами, содействуют их сближению, взаимоотношению, расширению интеграционных процессов, формированию общности духовного облика представителей различных этносов.

Положительное влияние на межнациональные отношения оказывают общие интересы, цели этнических групп, позитивная поддержка правительства, средств массовой информации, делающих акцент на равноправие, самоценность каждого этноса, общее прошлое, индифферентность к национальным различиям, готовность к взаимной терпимости, принятие людей другой национальности такими, какие они есть. Так среди русских 10-15% этничных индифферентны, 60-80% готовы к межэтническим контактам. Исследования, проведенные Ю.В.Арутюняном, свидетельствуют о том, что они ориентированы на межэтнические контакты в работе, семейных отношениях, как в России, так и в странах бывшего СССР[176].

В условиях кризиса общества межэтнические отношения осложняются. Растет напряженность по поводу межгрупповых различных (например, в связи с преобладанием среди «богатых людей» или властных групп представителей иной национальности. Так, в Прибалтике «не граждане» ограничены в доступе к власти, а эстонцы и латыши считают, что 60% бизнеса находятся в руках русских и евреев. Усиливается позитивная оценка действий собственной группы и негативная оценка инонациональной группы, ответственность за ухудшение жизни переносится на других, происходит смещение «оправдательных» оценок на «обвинительные» («братские народы» превращаются в «оккупантов», «инородцев»). Психологическая напряженность сопровождается «заряженностью агрессией, особенно во время массовых выступлений, связанных с национальными проблемами.

С межнациональными отношениями связана проблема национализма и обусловленные им типы этнического поведения.

Национализм, как идеологическое, политическое, социально-психологическое явление по мощности воздействия на поведение людей приравнивается современными исследователями к либерализму. Оно имеет как положительное значение (сохранение целостности этноса, национального государства, стимулирование этнической мобилизации), так и отрицательное (этноцентризм, ставка на неравенство, исключительность положения в государстве, недружелюбность по отношению к другим народам).

Национализм – это система взглядов, чувств, идеология в основе которых лежит этноцентризм. Он имеет большую социально-политическую направленность.

Многомерность национализма обусловлена разным уровнем рационально-эмоционального восприятия национальных интересов, многообразием факторов, оказывающих воздействие на его проявления.

В отличие от отечественной науки, рассматривающей национализм вплоть до 90-х годов, как отрицательное явление, на Западе, оно видится как принцип, согласно которому национальные и политические интересы должны совпадать. Национализм, подчеркивает Э.Геллнер в работе «Нация и национализм» (на русском языке вышла в 1991 году), выступает выражением новых форм социальной и политической организации, основанной на стремлении этносов к высокой культуре, находящихся под контролем и защитой государства. Для человека национализм является ориентиром приобщения к национальной культуре, рассматривается многими идентично патриотизму.

В науке общепризнано деление национализма на гражданский (государственный), связанный с территорией, с самоопределением личности, рациональный, фактически равный патриотизму и этнонациональный. Последний разделяется на два направления: этнический и этнонациональный. Этнический национализм по преимуществу обосновывает государственность по этническому признаку, а с ней и политические институты, культурные системы, собственность на ресурсы и т.д. Этнонациональный – выступает за культурную целостность языка, историческое наследие и т.д. И в том, и в другом национализме проявляются «гражданские» и этнические элементы в разной степени и в разной форме.

В зависимости от распространенности национализма находятся межнациональные (межэтнические) отношения, которые рассматриваются, как «основные стратегии поведения». Это:

изоляция – специфика поведения этнических меньшинств в традиционном обществе; характеризуется минимумом контактов и максимумом социальной дистанции по отношению к остальным членам общества;

приспособление – основной способ участия этносов в социальной и политической жизни, суть которого в приведении социальной (этнической) группой своего поведения в соответствии с нормами социально-этнической среды;

коммунализм – способ повседневного контроля над обществом со стороны представителей той этнической группы, которая является ведущей силой; концепция, обосновывающая максимальную автономию местных национальных (этнических) меньшинств;

автономия - обособление этнической группы с целью реализации своих интересов. Существует либо в виде культурной автономии, либо политической автономии (самоуправление во всех областях жизни);

сепаратизм – стремление этнической группы к обособлению, отделению и даже к созданию самостоятельного государства, как основы самоопределения;

ирредентизм – стремление к объединению по этническому признаку с родственной группой, проживающей в другом (или других) государстве.

В реальной жизни все выглядит сложнее. Исследования российских этнологов позволили выделить проявления национализма в России в период реформирования общества в конце ХХ века[177]. Наиболее распространенными из них являются следующие проявления национализма.

Национализм классический, направленный на достижение полной национальной независимости в виде образования собственного государства. По такому пути (вольно или невольно) пошли практически все бывшие союзные республики СССР.

Национализм паритетный -направлен к суверенитету, но последний ограничен передачей части полномочий Центру.

Национализм экономический. Его первоначальная задача – экономическая независимость, которая может перерасти в суверенитет.

Национализм защитный – направлен на сохранение и возрождение этноса, особенно языка, культуры и т.д.

Национализм модернизированный, имеющий целью осуществлять прорыв в экономике, культуре, социальной области с тем, чтобы стать притягательной силой других этносов.

Национализм либеральный -отличается плюралистичностью, стремлением понять всех.

Такие намерения и заявления в то же время по-разному проявляются в межнациональном общении - от «империалистических», авторитарных форм до демократических.

Национализм играет огромную роль в мобилизации этнической группы на социальные действия и как таковой приводит к межэтническим конфликтам.

Межэтнические отношения могут характеризоваться как равенством, так и первенством. Это связано, как правило, с тем, что в этническом плане население страны может подразделяться на различные группы, в частности и особенно на преобладающие по численности и малочисленности группы. Обычно в таком случае говорят о большинстве и меньшинстве (о больших группах и меньшинствах – небольших этнических группах людей). Обычно на этой основе складываются различные формы неравенства, например, расизм и дискриминация.

В целом же, как замечает Дж.Масионис, социологи описывают формы взаимодействия между расовыми и этническими категориями с помощью, четырех моделей – плюрализма, ассимиляции, сегрегации и геноцида.

Вот как представляет данные модели межэтнических отношений (взаимодействий) американский социолог в книге «Социология»[178].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интерпретации и определение | Межэтнические конфликты и их типы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.