Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность конкуренции

Конкуренция в системе бизнеса.

5.3 Конку­ренция и монополия

 

В рамках позитивной концепции бизнеса конкуренцию обычно опреде­ляют абстрактно, как некое абсолютно положительное явление, развитие ко­торого осуществляется автоматически, а ее последствия всегда благоприятны. Напротив, в рамках критической концепции бизнеса о конкуренции упоми­нают лишь как об анархическом механизме функционирования и развития экономики, применение которого обусловливает непримиримые противоре­чия в обществе, социальное неравенство, эксплуатацию чужого труда и повсе­местно агрессивные настроения в отношениях между предпринимателями.

В реальной действительности конкуренция между субъектами бизнеса, разворачивающаяся в среде бизнеса, выступает и как противоречивое явле­ние, и как фактор повышения конкурентоспособности каждого из субъектов бизнеса.

Неоднозначная роль конкуренции в экономике была впервые последо­вательно раскрыта великим английским экономистом Адамом Смитом в конце 18 века. Проведенный им анализ природы человека, взаимодействия и взаимосвязи человека и общества был положен в основу формулировки понятия «Homo economics»- «экономический человек». Он считал, что ос­новным стимулом экономической активности человека является частный интерес. Реализовать свой интерес человек может лишь путем взаимообме­на с другими людьми результатами частной экономической деятельности. Преследуя частные интересы, люди объективно удовлетворяют потребно­сти друг друга. Процветание общества возможно только на путях индивиду­ального благополучия.

Основой экономического учения А. Смита был принцип свободой кон­куренции. Он считал, что только при свободном передвижении капитала, то­варов, денег, людей ресурсы общества могут быть использованы оптимально.

Свободная (совершенная) конкуренция, возникла при за­рождении рыночной экономики, когда излишки натуральных хозяйств предъявлялись на рынок в небольшом количестве многими продавцами и им противостояли многие покупатели. Конкуренция называлась свободной потому, что, с одной сто­роны, осуществлялась юридически свободными, вышедшими из-под крепо­стной зависимости субъектами бизнеса, а с другой стороны, она велась при фактическом отсутствии каких-либо правил, общественных и администра­тивных регуляторов конкурентного поведения.

Наиболее характерным для совершенной конкуренции состоянием рын­ка является так называемая полиполия. Полиполия это состояние рынка, диаметрально противоположное монополии. В условиях полиполии ни один из субъектов бизнеса не имеет возможности навязывать свои интересы дру­гим субъектам бизнеса.

Несовершенная конкуренция - это соперничество субъектов бизнеса в условиях успешной реализации от­дельными конкурентами стратегий монополизации, разде­ла ими рынков и возникновения олигополии.Она возник­ла в первой половине двадцатого века как антипод совер­шенной конкуренции.

Данный тип конкуренции характерен для такой орга­низации рыночных отношений, при котором реально мо­гут быть образованы:

· монополия единственный поставщик (прода­вец) одноименных товаров и услуг (в истории эко­номики еще ни разу не было случаев ни монополии, ни полиполии в чистом виде);

· дуополия — наличие на рынке всего лишь двух поставщиков (продавцов) одноименных товаров и услуг, делящих данный рынок на две части;

· олигополия — наличие на рынке ограниченного числа поставщиков (продавцов) товаров и услуг, являющихся наиболее удачливыми субъ­ектами бизнеса в своем виде предпринимательской деятельности.

Эффективная конкуренция это соперничество субъектов бизнеса в условиях активного включения органов государственной власти и управления в экономику в качестве экономического цент­ра, обеспечивающего каждому из субъектов бизнеса возможности полноценного развития, а также гарантии постоянного воспроизве­дения деловых отношений на всех уровнях организации экономиче­ской среды бизнеса.

Эффективная конкуренция начала формироваться во второй половине двадцатого века и в настоящее время имеет повсеместное распространение в мире. Она отличается от предшествующих типов конкуренции тем, что уча­стие государства в развитии экономики непременно включает меры антимо­нопольного регулирования деловых отношений.

 

Контрольные вопросы

 

1. В рамках какой концепции бизнеса конкуренцию обычно определяют абстрактно, как некое абсолютно положительное явление, развитие которого осуществляется автоматически, а ее последствия всегда благоприятны?

2. Кем была впервые последовательно раскрыта неоднозначная роль конкуренции в экономике?

3. Какое состояние рынка является наиболее характерным для совершенной конкуренции?

4. Соперничество субъектов бизнеса в условиях успешной реализации отдельными конкурентами стратегий монополизации, раздела ими рынков и возникновения олигополии. К какой экономической категории относится данное определение?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие банкротства | Типы конкурентного поведения фирмы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.