Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения. Степень влияния различных факторов на спрос и предложения определяется на основе концепции эластичности




Степень влияния различных факторов на спрос и предложения определяется на основе концепции эластичности, суть которой состоит в измерении реакции спроса и предложения на изменении цены товара и дохода потребителя.

Эластичность – это чувствительность одной переменной к изменению другой. Для определения степени реагирования потребителей на изменение цены товара используют эластичность спроса на цены. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене, который показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения цены на 1%. Коэффициент эластичности спроса по цене Еdp определяется по формуле:,

где ∆Q/Q – Относительное изменение спроса (в %);

∆Р/P – относительное изменение цены (в %).

 

Виды ценовой эластичности спроса
Вид эластичности Соотношение изменение цены и спроса Коэффициент эластичности Изменение выручки от реализации (Р x Q) в результате
Уменьшения цены Увеличения цены
Совершенно неэластичный спрос Цена растет (падает) – спрос постоянен Еdp = 0 Уменьшается Увеличивается
Неэластичный спрос Цена изменяется больше, чем изменяется спрос Еdp < 1 Уменьшается Увеличивается
Единичная эластичность спроса Цена и спрос изменяются одинаково Еdp = 1 Не изменяется Не изменяется
Эластичный спрос Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос Еdp > 1 Увеличивается Уменьшается
Совершенно эластичный спрос Спрос изменяется, цена постоянна Еdp = Уменьшается Увеличивается

 

Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:

– Количество заменителей данного товара: чем больше хороших заменителей, тем выше эластичность;

– Удельный вес цены данного товара в доходе потребителя: чем выше доля цены товара в доходе, тем выше эластичность;

– Значимость товара (является ли товар первой необходимости или предметом роскоши) – спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

– Время, имеющееся в распоряжении покупателя: чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

Практическая значимость измерения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку, которая определяется, как произведение цены и количества рассматриваемого товара. Производитель товаров, используя теорию ценовой эластичности спроса, может определить минимальную цену продажи товара и объем его продажи, чтобы выручка от продажи обеспечивала ему соответствующий уровень эффективности производства.

На спрос оказывает влияние цены и на другие товары. Для определения этого влияния находят перекрестную (взаимную) эластичность спроса.

Перекрестная эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар (а) при изменении цены товара (в), коэффициентом перекрестной эластичности (Еав):

Где ∆ Qа/ Qа - относительное изменение спроса на товар а (в %);

∆ Рb/ Рb - относительное изменение цены на товар в (в %)

Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными по отношению друг к другу. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то количество пользующейся спросом продукции А находится в прямой зависимости от изменения цены товара В, а данные товары являются взаимозаменяемыми. При отрицательном значении перекрестной эластичности товары А и В будут взаимодополняемыми. В качестве примера взаимодополняемых товаров можно назвать чай и сахар, а взаимозаменяемых – чай и кофе.

При нулевой перекрестной эластичности товары нейтральны по отношению друг к другу.

Знание перекрестной эластичности важно для корпоративного планирования. Например, предположите, что ожидается резкое поднятие цен на природный газ. Вероятно, это увеличит спрос на электроэнергию, т.к. оба продукта считаются взаимозаменяемыми для отопления и приготовления пищи. Электосбытовые компании планируют следовательно удовлетворить повышенный спрос на свой продукт, если им известна его перекрестная эластичность (ПЭС). Например, если ПЭС в долгосрочном плане равно 0,8, тогда 20%-ное увеличение цены природного газа увеличит объем спроса на электроэнергию на 16%.

Перекрестная эластичность широко используется и при проведении антимонопольной политики.

Эластичность предложения характеризует применение предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения (Еs):

 

uде ∆ Qs/ Qs - относительное изменение предложения (в %);

∆ Р/ Р – относительное изменение цены (в %).

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложениеs < 1). Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обуславливает увеличение предложения, то мы имеем дело с абсолютно эластичным предложениемs =∞). Если коэффициент эластичности предложения равен 0, то предложение совершенно неэластично. Например, кривая предложения картины И.Шишкина «Утро в лесу» является совершенно неэластичной, потому что в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко не поднялась цена.

Эластичность предложения меняется под воздействием следующих факторов:

· Способности производства к быстрой переналадке;

· Возможности хранения продукции;

· Времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. (Чем больше у производителя времени для перераспределения ресурсов в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот).

Тема 4 «ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ»

1. Понятие полезности, закон убывающей предельной полезности

2. Производственные факторы и производственная функция

3. Эффект масштаба и закон убывающей отдачи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.