Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие христианства на Руси

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало моло­дое русское государство в период княжения Владимира Святославича (980-1015). Положение Руси заметно упрочи­лось. Владимиру удалось построить мощную оборонительную систему и крестить Русь.

В Х в. в Киеве была уже церковь св. Ильи, христиан­ского двойника языческого бога Перуна. Христианская ли­тература, написанная на старославянском языке, проникла на Русь из соседней Болгарии. Киевские князья сознатель­но медлили с принятием христианства, так как при тогдаш­них богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообра­щенного народа в зависимость от Византии. В конце Х в., точнее в 988 г., князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и заставил креститься всех остальных.

К тому времени структура церковной иерархии сложи­лась в основном следующим образом. Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константи­нополя или самим киевским князем с последующим избра­нием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митропо­лит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание церквей жертвовали почти десятую долю своих дани и оброков. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться прак­тически во все стороны жизни своих прихожан. Одной из сильных организаций церкви были монастыри, которые во­обще играл и важную роль в истории средневековых госу­дарств, в том числе и в древнерусском государстве. Все это пришло в Россию с усилением влияния христианства.

Смена религиозных культов сопровождалась уничто­жением изображений некогда почитаемых язычниками бо­гов, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.

С принятием христианства эти же мето­ды были привнесены и в Киевскую Русь, где церковные учреждения наряду с княжескими создают крупную земель­ную собственность, концентрируя в своих руках большие земельные владения. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликви­дировать элементы рабского труда, которые сохранились в некоторых районах Древней Руси. В известной мере хрис­тианская церковь боролась и против незаконного порабо­щения людей. Влияние византийского духовенства сказалось и в разработке на Руси феодального законодательства. Хрис­тианство сыграло большую роль в идеологическом обосно­вании и тем самым в укреплении власти киевских князей: церковь присваивает киевскому князю все атрибуты хрис­тианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Ки­евская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения проявилось и в художествен­ной области. Греческие художники создавали в новообра­щенной стране новые шедевры, которые приравнивались к лучшим образцам византийского искусства, к примеру, Со­фийский собор в Киеве, построенный еще Ярославом в 1037 г. В настоящее время он является крупным музеем. Кто бы­вал в Киеве, не мог не полюбоваться этим шедевром древ­нерусского искусства. Образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 г. Софийский собор в Новгороде. Из Византии в Киев проникла и живопись на досках. В связи с крещением появились в Киевской Руси и образцы греческой скульптуры. Заметный след оставило крещение и в области просвещения, книгоиздательского дела.

Письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы из которой вошли и в современный русский алфавит. Быстрое развитие русской письменности происходило в XI в., после признания христианства официальной религией на Руси. Потребность в церковных книгах на славянском языке рез­ко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность.

В истории Древней Руси христианство было явлением прогрессивным. Заимствованное от греков и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, оно в конечном сче­те оказалось не византийским и не римским, а русским. В истории Руси русская церковь играла сложную и много­гранную роль. Однако ее положительная роль заключалась в том, что она как организация объективно помогала укреп­лению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социально-экономическое развитие | Русь и сопредельные народы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.