Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономическое развитие 1953-1985 гг




Со второй половины 1953 г. по конец 1950-х гг. в СССР были про­ведены хозяйственные реформы, которые благотворно отразились на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством.

Сельское хозяйство. В начале 1954 г. был взят курс на поднятие целинных и залежных земель. Этого требовали интересы быстрейшего решения острой про­блемы — зерновой. Народ жил впроголодь. На целину поехали десят­ки тысяч энтузиастов. На целине создавались зерновые совхозы.

Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них в ка­честве председателей было направлено более 30 тыс. партработнике («тридцатитысячники»). Более 120 тыс. специалистов сельского хо­зяйства из управленческого аппарата перешли на работу в село (одН# добровольно, другие по принуждению). В 1958 г. началась реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) в РТС (ремонтно-тракторные станции). Технику продавали колхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит материальную базу колхозов и ликвидирует «двоевластие» на земле (колхозов и МТС), ук­репит власть колхозов, развяжет их инициативу.

В целом крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953— 1958 гг., можно свести к следующему: резко повысили закупочные це­ны (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными); списали с колхозов и совхозов долги прошлых лет; в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды дерев­ни; отменили налог на личное приусадебное хозяйство и разрешили в 5 раз увеличить его размер; провозгласили принцип планирования сни­зу; стали вводить пенсии для колхозников; начали выдавать паспорта колхозникам; колхозы получили право вносить изменения в свои уста­вы с учетом местных условии; наконец, за пять лет реализовали круп­ную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель..

Два сильных удара сверху подорвали экономику села, сорвали про­цесс расширенного воспроизводства. Во-первых, технику МТС не от­дали колхозам, а заставили ее выкупить, да еще в сжатые сроки (за год) и по высоким ценам. Одним этим ударом государство в течение года смогло вернуть себе средства, вложенные в деревню в предыдущие го­ды. Во-вторых, вместо дальнейшего укрепления и расширения лично­го подсобного хозяйства жителей деревни начался новый поход на него (третий после проведения коллективизации). Освободив приуса­дебное хозяйство от налогов, объявили курс на его свертывание, так как оно будто бы тормозит окончательную победу социализма на селе. Этот курс был закреплен в 1958 г. на декабрьском пленуме ЦК КПСС. По предложению Н. С. Хрущева. Хрущев призвал сельских жителей личный скот продать государству или колхозам, а взамен покупать у них (или получать на трудодни) мясо-молочную продукцию.

По предложению секретаря ЦК Л. И. Брежнева пленум принял реше­ние поручить государственным органам в 2 - 3 года скупить скот у рабо­чих совхозов и рекомендовать колхозам встать на этот путь.

Началось новое раскрестьянивание селян. В 1930-е гг. их освободи­ли от земли, теперь от коровы, кормилицы крестьянской семьи. В ре­зультате к середине 1960-х гг. личные приусадебные хозяйства дере­венских жителей во многих районах страны деградировали до уровня более низкого, чем в начале 1950-х гг. Это не замедлило сказаться на обострении продовольственной проблемы в СССР. Аграрная полити­ка государства после сентября 1953 г. была непоследовательной, поло­винчатой, а потому не привела к устойчивому успеху.

Однако чудо не наступило, и в 1962 г. правительство приняло реше­ние стимулировать животноводство повышением в 1,5 раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них, в г. Новочеркасске, подавили си­лой оружия. Были жертвы.

В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроений.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959—1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%.

В области сельского хозяйства в 1970-е -первой половине 1980-х гг. упор делался на агропромышленную инте­грацию, т. е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают, — промышленность, транспорт, торговля, строи­тельство (в той их части, что связана с селом). Эту интеграцию громко назвали второй коллективизацией. После экспериментов в Молдавии, Грузии и Эстонии была определена и главная форма интеграции — районное агропромышленное объединение (РАПО). Агропром рас­сматривался как главное направление сращивания двух форм собст­венности — государственной и кооперативно-колхозной, столбовая дорога к бесклассовому обществу. В 1985 г. по инициативе М. С. Гор­бачева был создан Госагропром СССР. Объединив пять министерств, он стал единым органом управления огромного агропромышленного комплекса СССР.

В 1970-е гг. широко развернулся поход на «вторую целину» -Нечерноземье. В 1974 г. ЦК партии и союзное правительство приняли совместное постановление «О мерах по дальнейшему развитию сель­ского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР». Принять документ за­ставило беспокойство по поводу растущего бегства молодежи из дере­вень центральной России. Программа подъема Нечерноземья была рассчитана на пятнадцать лет, т. е. до 1990 г. Она предполагала резко увеличить капиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства стали выделять, но пробле­ма осталась нерешенной.

В 1970-х гг. разработали проект ликвидации 200 тысяч неперспектиных деревень. В 1970-е — начале 1980-х гг. были проведены огромные работы по мелиорации сельскохозяйственных угодий с целью повышения урожайности. Построили грандиозные каналы и системы для обвод­нения и орошения: Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский и др. каналы. В начале 1980-х гг. бы разработаны проек­ты переброски части северных рек на юг: сибирских — в Среднюю Азию, европейских — в Каспий через Волгу. Но благодаря резкой кри­тике писателей и публицистов проект отложили.

Наконец, событием особой важности стало принятие в 1982 г. Про­довольственной программы. Она предполагала решить продовольствен­ный вопрос в СССР к 1990 г.

Промышленность. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на группу «А». Особенно быстро раз­вивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (в 1950-х и в первой половине 1960-х гг. объем их производства вырос в 4—5 раз).

Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, дерево­обрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развива­лись значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В це­лом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10%. Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими. Выводы за­падных экономистов о неизбежном «затухании» темпов по мере воз­растания экономического потенциала СССР отвергались как попыт­ки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и об­щественные науки. Несмотря на подведение машинной базы под на­родное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и кресть­ян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности — 40%, в сельском хозяйстве — 75%). Эти проб­лемы обсуждались в 1955 г. на июльском пленуме ЦК КПСС, посвя­щенном научно-техническому прогрессу (НТП). Был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет, в 1958 г., было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции, — хи­мия. Форсированное развитие химической промышленности обосно­вывалось усилением ее роли в создании материально-технической ба­зы коммунизма.

Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос живот­ных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул первый чело­век планеты, советский человек. Имена первых советских космонав­тов были на устах всей страны — Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриан Николаев, Валентина Терешкова.

Реформа 1965 г. С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул обще­ственного производства, начав стабилизацию общества с села и сель­ского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. — мартовском (по сельскому хозяйству) и сентябрьском (по про­мышленности). Решения партийных пленумов положили начало ме­рам, которые вошли в историю как «экономическая реформа 1965 г.».

Мартовский пленум наметил следующие меры по сельскому хозяй­ству: повысить государственные закупочные цены на сельскохозяй­ственную продукцию, установить твердый план государственных закупок на шесть лет (1965—1970 гг.); ввести 50%-ную надбавку к ос­новной цене за сверхплановую продажу сельскохозяйственной продукции государству; увеличить капиталовложения в деревню. Сентябрьский пленум наметил реформу управления промышленнос­тью и меры экономического стимулирования промышленного произ­водства: вернуться к отраслевому управлению; перевести предприятия на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирова­ние); сочетать единое госпланирование с местной инициативой (встречным планированием). Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1966—1970). Объем промышленного про­изводства вырос на 50%. Было построено около 1900 крупных пред­приятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти. В 1970 г. он на­чал выпускать первые «Жигули». Сельскохозяйственное производство выросло на 21%.

Реформа 1965 г. ушла в песок, хотя ее никто никогда не от­менял. Рыночные механизмы управления производством были задав­лены командно-административной системой. Вместо пяти плановых показате­лей их стало к середине 1980-х гг. более тысячи. Министерства перетя­нули в свои руки все права предприятий, покончив с их самоуправлени­ем. Даже сам инициатор реформы, глава правительства А. Н. Косыгин, потерял к ней интерес. Наконец, события в ЧССР в 1968—1969 гг. усилили в советском руководстве консервативное крыло. Экономиче­ская реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

В 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное решение об ускоренном развитии здесь нефте- и газодобычи и строительстве объектов нефтяной и газо­вой промышленности. В 1970-е гг. ускорение получила угледобыча — было развернуто строительство двух ТПК по добыче угля открытым способом: в Казах­стане — Павлодарско-Экибастузский ТПК; в Красноярском крае ~ Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК). Это был самый дешевый уголь страны. Восток страны превратился в стро­ительную площадку, куда более мощную, чем в годы сталинской инду­стриализации. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. На базе Саяно-Шушенской ГЭС разворачивался Саянский ТПК по обработке цветных металлов. В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Вос­тока в 1974 г. было решено вернуться к строительству Байкало-Амур­ской магистрали (БАМ, первая попытка ее создания предпринималась накануне Великой Отечественной войны). Строительство более трехтысячекилометровой магистрали было в основном завершено в 1984 г. Она связала Восточную Сибирь с Дальним Востоком. При строитель­стве преследовали цель создать в этих районах крупные ТПК. Однако комплексное освоение территорий затянулось, поэтому в 1980-е гг. БАМ не окупила вложенных в нее средств, как и многие другие стройки. В 1970-е гг. началось строительство крупнейшего в Средней Азии ТПК — Южно-Таджикского агропромышленного. Его сердцем стала Нурекская ГЭС, вышедшая в 1979 г. на проектную мощность. Нурекское водохранилище создало условия для орошения земель трех среднеазиат­ских республик (Таджикистана, Туркмении, Узбекистана). В 1970-е гг. был создан КамАЗ — Камский автозавод в Набережных Челнах.

Последняя крупная попытка переломить ситуацию в «эпоху Бреж­нева» была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальные постановления по управлению народным хозяйством и повышению эффективности производства. Был проведен ряд экспе­риментов по совершенствованию управления экономикой. В целях концентрации производства и управления создавались производст­венные и научно-производственные объединения. Ряд отраслей пере­водился на хозрасчет.

Итоги экономического развития. Падение темпов экономического роста началось в девятой пятилетке (1971 — 1975). За 15 лет (1970— 1985) темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается один­надцатой пятилетки (1981—1985), то она не была выполнена ни по од­ному основному показателю. В истории государственного пятилетне­го планирования это был первый случай общего срыва плана. В то же время в СССР проводилась широкомасштабная социаль­ная политика. Отсутствие безработицы, бесплатное образование и здравоохранение, гарантированное пенсионное обеспечение, высо­кие расходы государства на науку, культуру, спорт требовали крупных бюджетных средств, которые все с большим трудом доставляла экс­тенсивная экономика. Кроме того, огромных затрат стоило содержа­ние раздутого государственного аппарата, прежде всего вооруженных сил. Крупные средства тратились на поддержание международной по­литики СССР.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.