Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое развитие России в 1993- 1998 гг

Парламентские выборы 1993 г. 2 декабря 1993 г. состоялись выбо­ры в Государственную Думу 1-го созыва. 225 депутатов избирались по одномандатным округам, 225 — по партийным спискам.

За активное участие в событиях в Москве 3—4 октября 1993 т. ряд об­щественных организаций были лишены права участвовать в выборах. В их числе — Фронт национального спасения (лидеры — И. Константи­нов, А. Макашов), Российская коммунистическая рабочая партия (В. Анпилов), Общественный клуб «Союз офицеров» (С. Терехов), Союз социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и чле­нов их семей «Щит» (В. Уражцев), Российский коммунистический союз молодежи (И. Моляров), Русское национальное единство (А. Баркашов).

Из 13 избирательных блоков и объединений, допущенных к учас­тию в выборах, 5%-ный барьер, необходимый для вхождения в Думу, преодолели 8. Сенсацией выборов стала победа Либерально-демокра­тической партии России (ЛДПР, лидер В. Жириновский). Ее партий­ный список получил более 25% голосов. Но с учетом депутатов, из­бранных на персональной основе, победителем стал блок «Выбор России» (Е. Гайдар). Его стали называть правящей партией.

В январе 1994 г. прошедшие в Госдуму партии и объединения сфор­мировали фракции и депутатские группы. Их численность составила: «Выбор России» — 76 мест; ЛДПР — 63; Аграрная партия России (М. Лапшин) — 55; КПРФ — 45; блок «Яблоко» (Г. Явлинский, Ю. Болдырев, В. Лукин) — 25; Демократическая партия России (Н. Травкин) — 15; «Новая региональная политика» (первая группа, сложившаяся после открытия Госдумы, В. Медведев) — 65; Партия российского единства и согласия (С. Шахрай) — 30; фракция «Жен­щины России» (А. В. Федулова, Е. Ф. Лахова, Н. Г. Гундарева) — 23. Председателем Государственной Думы стал И. П. Рыбкин (АПР), его первым заместителем — М. А. Митюков («Выбор России»).

12 декабря 1993 г. была избрана и верхняя палата российского пар­ламента — Совет Федерации. В этот орган входили по два депутата от каждого субъекта РФ. В 1995 г. был принят закон, не предусматривав­ший выборность членов Совета Федерации. В Совет Федерации стали входить «по должности» выборные главы исполнительной и законода­тельной власти субъектов Российской Федерации. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко.

Таким образом, с декабря 1993 г. высшим законодательным орга­ном в России стало Федеральное Собрание, состоявшее из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Конституция РФ 1993 г. 12 декабря путем всенародного голосова­ния была принята новая Конституция РФ. В голосовании приняло участие 55% избирателей, около 60% из них (треть от общего числа из­бирателей) сказали «да» новому Основному Закону страны, сменив­шему Конституцию РСФСР 1978 г.

Конституция провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция утвердила в стране президентскую форму правления, а Россию — президентской республикой. Президент провозглашался главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент сосредоточил в своих руках всю исполнитель­ную власть и наделялся законодательными полномочиями. Он мог нала­гать вето на решения Федерального Собрания, для преодоления вето требовалось две трети голосов в каждой из палат. В сравнении с другими президентскими республиками мира в России президент наделялся наи­большими прерогативами: фактически власть его была бесконтрольна. Это позволяло резко ускорить процесс реформирования страны.

Помимо президента государственную власть в России осуществ­ляли, согласно Конституции, двухпалатное Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство, федераль­ные суды.

Конституция декларировала широкий круг прав и свобод человека и гражданина, включая право частной собственности, охраняемое за­коном.

Конституция закрепила новое федеративное устройство, сложив­шееся после заключения Федеративного договора 1992 г. Субъектами Федерации стали 89 национально-государственных и административ­ных образований: 21 республика, 6 краев, 2 города (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область (Еврейская), 10 автономных окру­гов. Конституция признала субъектом РФ Чеченскую республику.

После трагических событий октября 1993 г., принятия новой Кон­ституции и выборов в Государственную Думу политическая актив­ность в России резко упала. Она возрастала преимущественно во вре­мя парламентских и президентских выборов и была сосредоточена главным образом в парламенте.

Первой крупной акцией Государственной Думы стало амнистиро­вание 23 февраля 1994 г. обвиняемых по «Делу ГКЧП» и участников событий 3—4 октября 1993 г. в Москве. Использовав свое конституци­онное право на амнистию, Госдума положила начало процессу обще­ственного примирения в стране. Эта инициатива была поддержана президентом, и в апреле 1994 г. между руководством всех ветвей влас­ти и представителями крупнейших общественно-политических объе­динений был подписан «Договор об общественном примирении и согласии». Политические партии и общественно-политические движе­ния страны обязались вести свою деятельность парламентскими сред­ствами в рамках Основного Закона.

Второй политической акцией Государственной Думы, получившей широкий общественный резонанс, стало принятие в марте 1994 г. по­становления о признании недействительным решения о ликвидации СССР, закрепленного «Беловежским соглашением» 8 декабря 1991 г. Однако это постановление так и не приобрело силы закона.

Парламентские выборы 1995 г. 17 декабря 1995 г. состоялись выбо­ры в Государственную Думу РФ 2-го созыва. В них приняли участие около 65% избирателей, на 10% больше, чем в 1993 г. Из 43 избира­тельных блоков и объединений, внесенных в избирательный бюлле­тень, 5%-ный барьер преодолели четыре: КПРФ (22,3%), ЛДПР (11,2%), «Наш дом — Россия» (НДР, 10,1%), «Яблоко» (6,9%). Эти объ­единения получили право на формирование депутатских фракций. Из 225 партийных мандатов КПРФ получила 99, ЛДПР - 50, НДР - 45, «Яблоко» — 31. Кроме этих фракций в Думе были образованы Аграр­ная депутатская группа (37 человек), депутатская группа «Народовла­стие» (37 человек) и депутатская группа «Российские регионы» (42 че­ловека). Поскольку относительное большинство в Госдуме составили коммунисты, ее прозвали «красной» (общая численность фракции КПРФ с учетом проголосовавших по партийному списку и по одно­мандатным округам составила на момент регистрации 183 человека). Представитель КПРФ — Г. Н. Селезнев — был избран председателем Думы, его первым заместителем — А. Н. Шохин (НДР).

Парламентские выборы 1995 г. укрепили российский парламента­ризм, сделали многопартийность в России устойчивой реальностью. К началу 1996 г. министерство юстиции зарегистрировало 83 партии. Российское общество совершило серьезный шаг в развитии политико-правовой культуры и демократии.

В январе 1996 г. был сформирован новый состав Совета Федерации. Две трети его состава были избраны в субъектах Российской Федера­ции, остальные — главы исполнительной власти — были назначены указами президента (осенью 1996 г. система назначений была замене­на системой выборов). Председателем Совета Федерации второго со­зыва стал глава администрации Орловской области Е. С. Строев.

Президентские выборы 1994 г. В июне—июле 1996 г. состоялись президентские выборы — первые выборы Президента суверенной России. Они проходили в условиях политической нестабильности об­щества, вызванной ухудшением социально-экономического положе­ния и военных неудач в Чечне. Рейтинг (популярность) президента среди избирателей был крайне низок (10% в мае 1996 г.).

Благодаря массированной агитационно-пропагандистской кампа­нии, в которой главную роль играло общественно-политическое движение «Наш дом — Россия» во главе с председателем правительства В. С. Черномырдиным, авторитет президента стал расти. Однако на выборах 16 июня победить своих соперников (на пост президента пре­тендовало 10 человек) он не смог. Ни один из кандидатов не набрал аб­солютного большинства голосов избирателей, а за бывшего Президен­та СССР М. С. Горбачева проголосовало менее 1% избирателей, принявших участие в выборах.

Во втором туре президентских выборов (3 июля 1996 г.) Б. Н. Ель­цин, победив кандидата от оппозиции, лидера КПРФ Г. А. Зюганова, был избран президентом страны на второй срок.

После выборов президент активизировал процесс реформирования экономики, приостановленный накануне выборов. Весной 1997 г. он усилил в правительстве В. Черномырдина позиции реформаторов, введя в состав кабинета в качестве первых вице-премьеров А. Чубайса и Б. Немцова (губернатора Нижегородской области). В их руках ока­зались ключевые экономические ведомства — Минфин, Минтопэнер­го. Обновленное правительство получило название кабинета «моло­дых реформаторов».

Ключевой фигурой кабинета в сфере публичной политики стал Б. Немцов. Под его руководством радикальные демократы развернули мощную кампанию против «консерваторов» в правительстве и прези­дентских структурах (В. Черномырдина, Е. Примакова, С. Шахрая, А. Тулеева, В. Серова) и левой оппозиции во главе с Г. Зюгановым. Поводом для этого послужил договор Союза России и Белоруссии, подписанный в апреле. Радикалы расценили его как «тихий, или пол­зучий», государственный переворот, проводимый с целью фактичес­кого отстранения Президента России от власти, которая якобы должна была перейти в руки Высшего Совета Союза, где большинство было за представителями прокоммунистических и консервативных сил.

В мае 1997 г. «младореформаторы» обнародовали одобренную пре­зидентом политическую декларацию о целях деятельности правитель­ства — «Программу семи главных дел». Этими делами были: реструк­туризация естественных монополий, бастионов государственного капитализма (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС), переход к системе адресной социальной помощи и отмене неоправданных со­циальных льгот, борьба с коррупцией, ликвидация института уполно­моченных банков, создание жесткой системы распределения бюджет­ных ресурсов, секвестирование (сокращение) госбюджета на 1997 г., проведение налоговой и бюджетной реформ. Эта программа получила название программы «второй либеральной революции».

Реализация этой программы требовала слома сопротивления со стороны естественных монополии, региональных лидеров, силовых ве­домств, госаппарата, а также левой оппозиции. Первые вице-премьеры выступили с инициативой роспуска «красной» Государственной Думы

и хотели в своей борьбе опереться на Совет Федерации. Однако в ию­не 1997 г. 92 сенатора подписали заявление «О поддержке конституци­онного строя в стране», где предупредили исполнительную власть о не­допустимости попыток неконституционного роспуска Думы.

Правительственные кризисы 1998 г. Под давлением «консервато­ров» президент был вынужден снять с министерских постов правых радикалов, но вскоре отправил в отставку их главного противника, председателя правительства В. Черномырдина (23 марта 1998 г.). Он предложил Государственной Думе утвердить на пост премьер-минист­ра С. В. Кириенко, бывшего первого заместителя Б. Немцова в прави­тельстве, члена его «нижегородской команды». Это вызвало конфликт президента с Думой. Она дважды отклоняла предложенную кандида­туру. Однако в апреле 1998 г., оказавшись перед угрозой роспуска, бы­ла вынуждена отступить.

Новый премьер-министр, продолжив курс прежнего прави­тельства, за пять месяцев привел страну к финансовому кризису авгу­ста 1998 г. и был отправлен в отставку. В. Черномырдин вновь на ко­роткое время (23 августа — 10 сентября 1998 г.) вернулся к руководству правительством в качестве исполняющего обязанности премьера. 10 сентября дважды отвергнутый Думой на пост главы правительства, он снял свою кандидатуру. Новый правительственный кризис за­кончился назначением на пост председателя правительства министра иностранных дел Е. М. Примакова (сентябрь 1998 — май 1999 г.).

Попытка импичмента президента. Осенью 1998 г. по инициативе фракции КПРФ Дума возбудила процесс отрешения президента от должности. Коммунисты обвиняли его в нарушении Конституции, которое выражалось, прежде всего, в проведении социально-экономи­ческой политики, приведшей к обнищанию народа, «яблочники» — в незаконном развязывании кровопролитной войны в Чечне.

Президент в отличие от угрозы первого импичмента весной 1993 г. не опасался быть отстраненным от власти законным путем. По Консти­туции 1993 г. процедура отрешения президента была чрезвычайно слож­на и практически неосуществима. Решение Думы могло стать лишь пер­вым этапом этой процедуры. Но оно не состоялось. Голосование по пяти пунктам обвинения, которое прошло в апреле 1999 г., не набрало в Государственной Думе квалифицированного большинства.

8 мае 1999 г. Б. Ельцин отправил в отставку Е. Примакова, которо­го соратники президента обвиняли в поддержке сторонников импич­мента. 12 мая премьер-министром стал С. В. Степашин.

9 августа 1999 г. указом президента в правительстве была введена дополнительная должность первого заместителя председателя прави­тельства и этим же указом на эту должность был назначен В. В. Путин. В тот же день указом президента кабинет Степашина был отправлен в отставку, а Путин был назначен временно исполняющим обязанности председателя правительства. В телеобращении к народу Б. Ельцин назвал В. Путина своим преемником на посту президента. 16 августа 1999 г. Государственная Дума с первого голосования утвердила В. В. Путина Председателем Правительства РФ.

Чеченская проблема. Главным дестабилизирующим фактом обще­ственно-политического развития России в 1990-е гг. стала Чечня. В октябре — ноябре 1991 г. чеченские националисты во главе с генера­лом Д. Дудаевым разогнали законно избранные органы власти Чече­но-Ингушской республики, вывели Чечню из ее состава, провозгласи­ли независимую республику Ичкерию, заявив о выходе из состава России.

Руководство страны оказалось в сложном положении. С одной сто­роны, оно было заинтересовано в отстранении от власти сил, поддер­жавших ГКЧП (к ним относился и Верховный совет Чечено-Ингуш­ской республики), с другой — чеченский сепаратизм создал угрозу разрушения России.

Политическая борьба между ветвями власти не позволила руковод­ству России решить чеченскую проблему в 1992—1993 гг. Тем не менее, самопровозглашенная Чеченская республика была признана, но не как независимая от России, а как один из ее субъектов. Это было за­креплено в Конституции РФ 1993 г., однако Чечня оставалась самым слабым звеном в цепи российской государственности. Сепаратисты проводили активную политику по подрыву конституционного поряд­ка в республике. В декабре 1994 г. с целью восстановления конституционного по­рядка в Чечню были введены федеральные войска. Чеченские сепара­тисты встретили их огнем из оружия, которое в 1992 г. в огромном ко­личестве было оставлено в Чечне российским военным руководством в процессе вывода частей Северо-Кавказского военного округа из Ичкерии. Вооруженный конфликт стал затяжным и кровавым. Несколько раз он прерывался мирными переговорами и вновь разгорался. В авгу­сте 1996 г. между руководством РФ (секретарь Совета безопасности РФ А. Лебедь) и сепаратистов (А. Масхадов) была достигнута догово­ренность («Хасавюртовские соглашения») о прекращении военных действий, выводе федеральных войск из Чечни, проведении в 1997 г. президентских выборов в республике (состоявшиеся выборы принес­ли победу А. Масхадову). Решение вопроса о политическом статусе Чечни откладывалось до 2000 г. Федеральные войска начали покидать Чечню. Однако соглашение поощрило чеченских сепаратистов не только форсировать процесс выхода из состава Российской Федера­ции, но и вовлечь в этот процесс другие северокавказские субъекты России, прежде всего Дагестан. В борьбе за свои интересы чеченские сепаратисты стали на путь тер­рора. В эффективности этого средства борьбы они убедились в 1995— 1996 гг. Захватывая больницы с тысячами заложников в городах Буден­новске и Кизляре, террористы добивались от правительства России уступок. В августе 1999 г. вооруженные группы боевиков напали на со­седние с Чечней районы Дагестана. Тогда же террористы взорвали жи­лой дом в Буйнакске (Дагестан), в сентябре 1999 г. — два жилых дома в Москве. Террористические акты унесли жизни сотен людей.

В ответ в сентябре 1999 г. правительство России начало широко­масштабную антитеррористическую операцию в Чечне.

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы особенности социально-экономического развития России в начале 90-х гг. ХХ в.?

2. Какими были результаты первых экономических реформ?

3. Назовите причины политического кризиса 1993 г.

4. В чем выразился кризис и его последствия.

5. Перечислите особенности Конституции России 1993 г.

6. Дайте оценку парламентским и президентским выборам 90-х гг.

7. В чем проявились правительственные кризисы?

8. Расскажите об основных этапах чеченской войны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политический кризис | Экономика РФ начала ХХI в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.