Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местного самоуправления населением




Формы непосредственного осуществления

2.1. Местный референдум. Основополагающие требования к проведению референдумов в России закреплены в Федеральном законе РФ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон 2002 г. № 67-ФЗ) и в Законе 2003 г. № 131-ФЗ.

В Законе 2002 г. № 67-ФЗ местный референдум определяется как референдум, проводимый в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. В Законе 2003 г. № 131-ФЗ (ч. 1, 2 ст. 22) установлено, что местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Местный референдум проводится в несколько этапов:

1-ый этап: Инициатива. С инициативой о проведении местного референдума могут выступить: граждане РФ, имеющие право на участие в местном референдуме; избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в референдуме; представительный орган совместно с главой местной администрации.

2-ой этап: Назначение местного референдума. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных и общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, требуемое количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 % числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. При соблюдении всех требований закона представительный орган муниципального образования обязан назначить референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган документов о выдвижении инициативы его проведения. В случае, если в установленные сроки референдум не был назначен представительным органом, он назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора.

В ст. 13 Закона 2002 г. № 67-ФЗ названы обстоятельства, исключающие проведение местного референдума. Местный референдум, в частности, не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории России либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

3-ий этап: Подготовка к голосованию. Данный этап включает следующие стадии: формирование комиссий референдума; составление списков участников референдума; образование участков референдума; агитацию.

Подготовку и проведение местного референдума, защиту права граждан на участие в нем осуществляют комиссии муниципальных образований и участковые комиссии по референдуму.

Регистрации (учету) подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом, проживающие в границах территории муниципального образования. Списки участников референдума составляются на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации участников референдума.

Для проведения голосования и подсчета голосов территория муниципального образования делится на участки. Они создаются для обеспечения максимально благоприятных условий участия в референдуме из расчета не более 3000 участников на каждом участке.

При проведении референдума обеспечивается возможность агитации, которая может осуществляться через СМИ, путем проведения собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий и т.д.

4-ый этап: Голосование по вопросу, выносимому на референдум. О времени и месте голосования муниципальные и участковые комиссии обязаны оповестить участников референдума не позднее чем за 20 дней до дня его проведения. Участнику, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Каждый участник голосует лично. Участковая комиссия по референдуму обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем лицам, в том числе тем, кто по состояния здоровья не может прибыть на участок для голосования.

5-ый этап: Подсчет голосов участников референдума проводится открыто и гласно членами комиссии с правом решающего голоса на основе поданных бюллетеней. При подсчете признаются недействительными бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление участников референдума, бюллетени неустановленной формы. Составляется протокол итогов голосования. На основании протоколов участковых комиссий муниципальная комиссия устанавливает результаты местного референдума и составляет протокол. Муниципальная комиссия признает местный референдум несостоявшимся, если в нем участвовало не более половины участников референдума, внесенных в списки.

6-ой этап: Официальное опубликование результатов местного референдума, осуществляется в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее одного месяца со дня голосования муниципальной комиссией. Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в дальнейшем утверждении. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения определить срок подготовки этого нормативного правового акта и обеспечить его принятие.

На местный референдум могут быть вынесены вопросы, только находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования. Не могут быть вынесены на местный референдум вопросы (п. 8 ст. 12 Закона 2002 г. № 67-ФЗ):

1. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов либо об отсрочке указанных выборов;

2. о персональном составе органов местного самоуправления;

3. об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

4. о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на местный референдум, должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, и чтобы на них можно было дать лишь однозначный ответ.

 

2.2. Муниципальные выборы. Муниципальные выборы – это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Конституция РФ и Закон от 2003 г. № 131-ФЗ предоставляют населению муниципального образования право самому определять структуру органов местного самоуправления, порядок их формирования. Муниципальные выборы – понятие многоаспектное, обозначающее:

1. форму непосредственного осуществления местного самоуправления населением;

2. единственный установленный законом способ формирования представительных органов местного самоуправления;

3. избирательный процесс.

Правовой основой проведения муниципальных выборов являются: Конституция РФ, Закон 2003 г. № 131-ФЗ, Закон 2002 г. № 67-ФЗ; законы субъектов федерации (например, законы Нижегородской области от 6 сентября 2007 г. № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» и от 6 сентября 2007 г. № 109-З «О выборах глав муниципальных образований в Нижегородской области»), другие нормативные правовые акты.

Одним из важных факторов, влияющих на организацию и проведение выборов, является тип избирательной системы. Избирательная система – это условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.

Законодательство предусматривает возможность использования на местах мажоритарной, пропорциональной и смешанной системы.

Суть мажоритарной системы заключается в разделении избирательной территории на одномандатные округа. Пропорциональная система предполагает, что депутатские места в представительном органе распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединений и блоков в зависимости от количества голосов, полученных каждым блоком. Смешанная система предполагает использование одновременно в различном соотношении мажоритарной и пропорциональной систем. Так, в соответствии с ч. 3.1 ст. 23 Закона 2003 г. № 131-ФЗ не менее половины депутатских мандатов в представительном органе муниципального района и городского округа с численностью 20 депутатов и более распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, что предполагает возможность использования в соответствующих муниципальных образованиях смешанную систему.

Достоинствами мажоритарной системы выборов является приближенность избранных депутатов к своим избирателям, а недостатком отсутствие у сформированного на такой основе органа, единого проекта развития территории муниципального образования.

В качестве недостатка пропорциональной системы следует сказать, что при ней ослаблены личные качества и ответственность депутатов перед избирателями, но в то же время есть достоинство – представительный орган или входящие в него группы депутатов являются выразителями общих интересов.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч. 1 ст. 23 Закона 2003 г. № 131-ФЗ).

Избирательный процесс состоит из нескольких этапов.

1-ый этап: Назначение выборов. Закон 2003 г. № 131-ФЗ определяет, что правом назначения муниципальных выборов обладает представительный орган муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

Единым днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября.

Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

Депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран гражданин РФ, достигший 18 лет. В отношении возраста, по достижении которого гражданин РФ может быть избран выборным должностным лицом местного самоуправления, то Конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином РФ пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2-ой этап: Подготовка к выборам. Он включается в себя ряд стадий:

В ходе подготовки к муниципальным выборам образуются избирательные округа, участки, формируются избирательные комиссии. На основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, образуются избирательные округа с обозначением их границ, номеров и центров, а также числа избирателей в каждом избирательном округе. Представительный орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они формируются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. В целях реализации и защиты избирательных прав, осуществления подготовки и проведения муниципальных выборов создаются избирательные комиссии: муниципальная, окружные и участковые;

Для проведения выборов избирательными комиссиями составляются списки избирателей. В эти списки включаются граждане РФ, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, а также иностранные граждане в соответствии с международными договорами, достигшие 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования;

Выдвижение кандидатов (списка кандидатов). Право выдвижения кандидатов принадлежит избирателям, а также может быть осуществлено в порядке самовыдвижения. Кроме того, кандидаты могут быть выдвинуты избирательными объединениями (блоками). В поддержку кандидатов (списка кандидатов) собираются подписи избирателей. Подписи собираются только среди лиц, обладающих активным избирательным правом;

Регистрация кандидатов (списков кандидатов) осуществляется при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирательной комиссией, а также при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации принимает избирательная комиссия.

Предвыборная агитация – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Предвыборная агитация может проводиться на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; посредством проведения агитационных публичных мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; иными не запрещенными законом методами.

3-ий этап: Голосование. Помещение для голосования предоставляются в распоряжение избирательной комиссии, в них устанавливаются кабины для голосования. Форма и текст избирательных бюллетеней, а также порядок их изготовления, количество утверждаются соответствующими избирательными комиссиями не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Заполненные избирательные бюллетени опускаются в опломбированные ящики для голосования. Подсчет голосов избирателей производится открыто и гласно. Он начинается сразу после окончания голосования и осуществляется на участке без перерыва до установления окончательных итогов и составления протокола.

4-ый этап: Определение результатов выборов. На основании полученных от участковых комиссий протоколов вышестоящая избирательная комиссия, наделенная правом решающего голоса, устанавливает результаты выборов, о чем составляется в трех экземплярах протокол и сводная таблица за подписью членов избирательной комиссии.

Выборы признаются несостоявшимися, если: голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании; менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов; за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу; все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования.

5-ый этап: Опубликование результатов выборов, а также данных о количестве голосов избирателей, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), и голосов, поданных против всех кандидатов (списков кандидатов), осуществляется не позднее одного месяца со дня голосования. Официальное опубликование полных данных результатов выборов осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования.

Результаты муниципальных выборов признаются недействительными: если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; если они признаны недействительными не менее чем на одной четверти избирательных участков; по решению суда.

 

2.3. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Законом 2003 г. № 131-ФЗ.

Основания и процедура устанавливаются уставом муниципального образования. Вместе с тем основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Однако, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления включает следующие этапы:

1-ый этап: Инициатива проведения отзыва. Для инициирования отзыва необходимо создать и зарегистрировать в избирательной комиссии инициативную группу. Эта группа будет осуществлять дальнейшие действия – сбор подписей, агитацию и др.;

2-ой этап: Назначение голосования. Процедура отзыва устанавливается уставом муниципального образования;

3-ий этап: Подготовка к голосованию. На этом этапе формируются избирательные комиссии, составляются списки избирателей, проводится агитация, инициативная группа формирует финансовый фонд;

4-ый этап: Голосование. Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

5-ый этап: Определение результатов голосования. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

6-ой этап: Опубликование результатов голосования. Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В Законе 1995 г. № 154-ФЗ предусматривалось, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает в случае утраты доверия населения. В настоящий момент по такому основанию отозвать лицо нельзя, а отзыв возможен только при совершении противоправного действия или принятия противоправного решения, и лишь в случае их подтверждения в судебном порядке.

 

2.4. Сход граждан. В соответствии со ст. 25 Закона 2003 г. № 131-ФЗ в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход осуществляет все полномочия, включая исключительные полномочия представительного органа. Он может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. Глава муниципального образования имеет право лично председательствовать на нем, если сами граждане не изберут председателем другое лицо. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников, и подлежит обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию. Однако трудно себе представить, чтобы у поселения, где живет менее 100 избирателей, был собственный печатный орган, поэтому чаще всего такие решения обнародуются путем вывешивания соответствующего текста в специально установленных местах, наиболее доступных для граждан.

В соответствии со ст. 25.1. Закона 2003 г. № 131-ФЗ сход граждан может проводиться:

1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);

2) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения;

3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;

4) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;

5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;

6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

Сход граждан, предусмотренный ст. 25.1. правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Таким образом, законодатель в ст. 25 и 25.1 разграничил возможности проведения схода граждан, осуществляющего полномочия представительного органа муниципального образования и схода, правомочного решать строго установленные в Законе 2003 г. № 131-ФЗ вопросы. Первый необходимо проводить для решения текущих вопросов местного значения и только в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Второй проводится по определенным законом вопросам и в границах территории не только поселения, но и населенного пункта.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.