Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смешанная экономическая система




 

Смешанная система – система большинства развитых стран мира.

 

Смешанная экономика – это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством.

Место государство в смешанной экономике сведено к следующим моментам:

1. Государство вырабатывает «правила игры» (т.е. правовую основу). Государственные органы должны:

а) пресекать злоупотребления монопольным положением на рынке крупнейшими фирмами;

б) вести борьбу с недобросовестной конкуренцией;

в) обеспечивать защиту прав собственности и т.д.

2. Для стабилизации экономики:

- обеспечить полную занятость;

- максимально возможное сглаживание циклических колебаний;

- создание устойчивой денежной системы;

- регулирование платежного баланса;

- не допускать гиперинфляцию.

3. Необходимость вмешательство государства:

- некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т.д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

- оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб окружающей среде от деятельности коммерческих фирм).

Сложным в теоретическом и практическом плане является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику т.к. социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства.

Например: желание обеспечить в Швеции достойный уровень жизни всем членам общества, заставило правительство Швеции повысить уровень налогообложения с наиболее высоких индивидуальных доходов, что подорвало у высокооплачиваемой части населения стимулы к овладению сложными специальностями. В то же время у получателей социальных пособий появилась возможность жить хорошо, не работая, это тоже не способствовало укреплению семьи, т.к. пособие получали только одинокие матери.

Кроме того, - чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации.

Вывод: государство должно вмешиваться в тех случаях, когда рыночный механизм не может обеспечить решение проблем стоящих перед обществом, или когда действие рыночного механизма порождает негативные явления, противоречащие интересам общества.

В заключение необходимо отметить, что какова бы ни была экономическая система, она никогда не может быть совершенной. Важно, является ли экономическая система жизнеспособной и несет ли она прогресс.

Контрольные вопросы:

1. Назовите известные вам экономические системы и укажите, какие критерии используются при их классификации.

2. Укажите, каким образом и кем принимаются экономические решения в традиционной, плановой и рыночной экономике.

3. Что представляет собой административно-плановая система общества, какие черты характеризуют эту систему.

4. Краткая характеристика смешанной системы.

5. Почему командная или рыночная экономика в чистом виде не реализованы сегодня нигде в мире, и каждая реальная экономическая система является смешанной.

6. Приведите примеры того, как экономические системы влияют на стимулы и поведение людей.

Тесты (Выберите правильный ответ):

1. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика:

а) традиционная;

б) командная;

в) рыночная;

г) смешанная.

2. Какие черты характерны для административно – командной системы:

а) конкуренция производителей;

б) дефицит потребительских товаров;

в) цены на подавляющее большинство товаров назначаются государством;

г) верно а и б;

д) верно б и в.

3. В административно – командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают:

а) потребители;

б) государство;

в) зарубежные инвесторы.

г) запрет или ограничение частного предпринимательства.

5. Какой из ниже перечисленных элементов является наиболее важным для рыночной экономики:

а) эффективные профсоюзы;

б) всеобщее государственное регулирование;

в) взвешенные действия предпринимателей;

г) активная конкуренция на рынке?

6. Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике:

а) социальные гарантии;

б) деньги;

в) услуги специалистов мирового уровня;

г) интеллектуальные товары?

Основные понятия:

 

Экономическая система. Традиционная экономи­ка. Командная экономика. Смешанная экономика Модель экономической системы.

 

 


Раздел 3. Товарно-денежные отношения

 

Тема: Натуральное хозяйство и товарное производство

План:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.