КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смешанная экономическая система
Смешанная система – система большинства развитых стран мира.
Смешанная экономика – это рыночная система, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, регулируемая государством. Место государство в смешанной экономике сведено к следующим моментам: 1. Государство вырабатывает «правила игры» (т.е. правовую основу). Государственные органы должны: а) пресекать злоупотребления монопольным положением на рынке крупнейшими фирмами; б) вести борьбу с недобросовестной конкуренцией; в) обеспечивать защиту прав собственности и т.д. 2. Для стабилизации экономики: - обеспечить полную занятость; - максимально возможное сглаживание циклических колебаний; - создание устойчивой денежной системы; - регулирование платежного баланса; - не допускать гиперинфляцию. 3. Необходимость вмешательство государства: - некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т.д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов; - оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб окружающей среде от деятельности коммерческих фирм). Сложным в теоретическом и практическом плане является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику т.к. социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства. Например: желание обеспечить в Швеции достойный уровень жизни всем членам общества, заставило правительство Швеции повысить уровень налогообложения с наиболее высоких индивидуальных доходов, что подорвало у высокооплачиваемой части населения стимулы к овладению сложными специальностями. В то же время у получателей социальных пособий появилась возможность жить хорошо, не работая, это тоже не способствовало укреплению семьи, т.к. пособие получали только одинокие матери.
Кроме того, - чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации. Вывод: государство должно вмешиваться в тех случаях, когда рыночный механизм не может обеспечить решение проблем стоящих перед обществом, или когда действие рыночного механизма порождает негативные явления, противоречащие интересам общества. В заключение необходимо отметить, что какова бы ни была экономическая система, она никогда не может быть совершенной. Важно, является ли экономическая система жизнеспособной и несет ли она прогресс. Контрольные вопросы: 1. Назовите известные вам экономические системы и укажите, какие критерии используются при их классификации. 2. Укажите, каким образом и кем принимаются экономические решения в традиционной, плановой и рыночной экономике. 3. Что представляет собой административно-плановая система общества, какие черты характеризуют эту систему. 4. Краткая характеристика смешанной системы. 5. Почему командная или рыночная экономика в чистом виде не реализованы сегодня нигде в мире, и каждая реальная экономическая система является смешанной. 6. Приведите примеры того, как экономические системы влияют на стимулы и поведение людей. Тесты (Выберите правильный ответ): 1. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика: а) традиционная; б) командная; в) рыночная; г) смешанная. 2. Какие черты характерны для административно – командной системы:
а) конкуренция производителей; б) дефицит потребительских товаров; в) цены на подавляющее большинство товаров назначаются государством; г) верно а и б; д) верно б и в. 3. В административно – командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают: а) потребители; б) государство; в) зарубежные инвесторы. г) запрет или ограничение частного предпринимательства. 5. Какой из ниже перечисленных элементов является наиболее важным для рыночной экономики: а) эффективные профсоюзы; б) всеобщее государственное регулирование; в) взвешенные действия предпринимателей; г) активная конкуренция на рынке? 6. Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике: а) социальные гарантии; б) деньги; в) услуги специалистов мирового уровня; г) интеллектуальные товары? Основные понятия:
Экономическая система. Традиционная экономика. Командная экономика. Смешанная экономика Модель экономической системы.
Раздел 3. Товарно-денежные отношения
Тема: Натуральное хозяйство и товарное производство План:
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |