Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы конкуренции




 

В различных отраслях экономики складывается разное состояние конкуренции. Например, предложение картофеля, сахара исходит от большого количества продавцов, а обеспечение нашей квартиры водой, электроэнергией, газом, как правило, возможно, со стороны одного субъекта.

В этих примерах представлены крайности - множество продавцов и единственный продавец. Между полюсами - честная конкуренция и чистая монополия находятся монопольная конкуренция и олигополия.

 

Чистая конкуренция (совершенная) - рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукции, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену (например, пшеница, сахар, акции).

 

Разница в потребительских свойствах отсутствует, поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснениями отличий в качестве, свойствах - их фактически нет. А для продавца практически бессмысленно вести неценовую конкуренцию. Каждый продавец при этом не в состоянии повлиять на цену товара, так как доля любого продавца в общем, объеме предлагаемой на рынке продукции очень незначительна.

Совершенная конкуренция - абстракция, в реальной жизни имеют место элементы «несовершенства» конкуренции. Англ. экономист Джоан Робинсон автора труда «Экономика несовершенной конкуренции»,(1933г), принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция:

• монополистическая конкуренция;

• олигополия;

• чистая монополия.

 

Монополистическая конкуренция - рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие, но не одинаковые товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Например, «шампунь, укрепляющий корни волос», «шампунь от перхоти», «журнал для деловой женщины», «журналы для детей» и т.д.

 

Модель монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков (сеть ресторанов, станции технического обслуживания, сфера банковских услуг и т.д.). Хорошей иллюстрацией подобной рыночной структуры может служить рынок безалкогольных напитков, включающих большое количество разнообразных марок товаров, которые незначительно отличаются друг от друга по вкусу и являются вполне заменимыми.

Важнейшие признаки монополистической конкуренции:

- ограниченный контроль над рыночной ценой (т.к. обладают небольшой долей рынка и

сильно повысить цену нельзя, так как есть товары-заменители);

- тайный сговор с целью искусственного повышения цен почти невозможен;

- каждая фирма определяет свою политику сама, т.к. отсутствует взаимная зависимость между фирмами.

Основным признаком монополистической конкуренции является дифференциация продукта.

Дифференциация проявляется в следующих формах:

- качество продукта;

- услуги и условия, связанные с продажей товара (обходительность служащих магазина, репутация фирмы, гарантии послепродажной эксплуатации товаров и т.д.);

- размещение (например, расположение бензозаправок вблизи автомагазинов);

- стимулирование сбыта и упаковка (реклама, использование торговых знаков, марок).

Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется размерами капитала. Еще может ограничиваться патентами фирм на свою продукцию, авторскими правами на торговые знаки и др.

 

Олигополия - это господство на рынке нескольких фирм, производящих стандартизированные и дифференцированные товары.

Важнейшие признаки олигополии:

- конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до десяти);

- вступление на этот рынок новых фирм затруднено;

- высокий уровень концентрации капитала и производства;

- продукция может быть, как стандартизированная - преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов (например, руды, нефти, стали), так и дифференцированная - преобладает на рынках потребительских товаров (например, автомобили, покрышки, холодильники, компьютеры, пылесосы);

- поведение каждой фирмы зависит от реакции и поведения конкурентов;

- предпочитают неценовую конкуренцию, так как в основном работают на основе соглашения (реклама, фасон, стиль, цвет, качество продукции);

- лидерство в ценах принимает на себя наиболее крупная и мощная компания отрасли.

В России олигополиями являются: Автопром (ВАЗ, ГАЗ и др.), авиационная, судостроительная промышленности.

В США олигополию образуют обычно четыре фирмы отрасли, продаются до 60 % всей продукции.

Например, олигополия картельного типа «ОПЕК» (Организация стран-экспортеров нефти), состоящая из 13 стран смогла повысить цены с 1973 - 1980г. с 2,5 дол. до 34,8 дол. за 1 усл. ед.

 

Чистая (абсолютная) монополия - эта такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей.

Характерны следующие черты:

- господство одной фирмы;

- отсутствие близких заменителей (обходятся без широкой рекламы);

- блокирование вступления в отрасль других фирм.

- диктат цен;

- слеценовая дискриминация.

 

Ценовая дискриминация – это продажа товара разным покупателям по разным ценам безотносительно к различию в затратах на производство и продвижение товара.

Примерами может служить:

· продажа со скидкой детских билетов на соревнования и концерты;

· продаж товаров в больших упаковках по более низким ценам в расчете ан единицу продукции;

· продавец на базаре не вывешивает ценники, он торгуется, оценивая платежеспособность покупателя на глаз – это тоже ценовая дискриминация.

Реальные барьеры вступления в отрасль:

- эффект масштаба (требует от новых фирм, вступивших в отрасль, крупных капиталовложений);

- исключительные права (например, газ, связь) правительство предоставляет фирмам статус единого продавца, но взамен сохраняет право регулировать деятельность таких монополий;

- патенты и лицензии (выдает государство, это ограничивает вступление других фирм в отрасль);

- собственность на важнейшие виды сырья.

Законными формами чистой монополии являются:

патенты - дают изобретателю нового продукта или технологии право контроля за их производством в течение определенного периода времени;

авторские права - дают авторам произведений исключительные правапродавать или тиражировать свои произведения;

товарные знаки - это символики, используемые предприятием - зарегистрировав которую, государство делает незаконным её использование другими.

Нечестные способы:

- физическое устранение конкурента;

- давление на банки с целью воспрепятствовать получению конкурентом кредита;

- переманивание ведущих специалистов фирм - конкурентов.

Рыночной властью может обладать не только продавец, но и покупатель.

 

Монопсония – это один покупатель однородной или дифференцированной продукции

Например, Компания «Де Бирс» в 1990 – х годах по договору с Россией являлась единственным покупателем ее необработанных алмазов, то есть выступала в роли монопсониста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.