Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антимонопольное законодательство в России

Первым практическим шагом по осуществлению антимонопольных мер стал закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», вступивший в силу в мае 1991г. Значительная часть статей этого закона устарела после августа 1991г., так как была направлена на борьбу с административно – командной системой в управлении. В настоящее время действует Антимонопольный комитет РФ (ГКАП), созданный в соответствии с этим законом.

Российское антимонопольное законодательство запрещает и объявляет незаконными договоры между конкурентам, устанавливающие:

- фиксированные цены и другие способы назначения цен;
- ограничение доступа или устранение других покупателей или продавцов с рынка.

Несмотря на определенные успехи в России предстоит создать оптимальные рыночные структуры, способствующие конкуренции, с одной стороны, и достойно представляющие великую державу за рубежом с другой стороны.

 

Контрольные вопросы и упражнения:

1. Что такое конкуренция. Каково ее место в рыночной экономике.

4. Какие элементы включает неценовая конкуренция.

6. В чем преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции.

7. Что такое дифференциация продукта.

8. Охарактеризуйте рынок монополистической конкуренции.

9. Каковы характерные черты олигополистического рынка. Какие типы олигополии вам известны.

10. Какие факторы обусловили появление монополий.

12. Что такое естественная монополия.

13. Какими методами монополия осуществляет контроль над ценами.

18. В чем смысл проведения антимонопольной политики.

19. Какие акты антитрестовского законодательства США вы знаете.

20. Назовите основные направления демонополизации российской экономики.

Упражнение:

Определите, какой тип рыночной структуры лучше всего описывает следующую ситуацию:

а) на рынке действует мало фирм и высоки барьеры для входа немых компаний;

б) специальный совет определяет, сколько молока должна производить каждая ферма, и требует, чтобы все произведенное молоко продавалось ему;

в) в городе существует множество ресторанов, меню которых отличаются незначительно; очень легко начать свое дело в ресторанном бизнесе;

г) одна главная фирма доминирует на компьютерном рынке, но на нем также существует множество небольших компаний, конкурирующих между собой.

Тесты (Выберите правильный ответ):

1. Из перечисленных условий к рынку совершенной конкуренции относится:

а) продажа однородного товара.

б) фирма — единственный производитель данного товара;

в) единственному продавцу противостоит единственный покупатель;

г) нет верного ответа.

2. Примером естественной монополии является:

а) ОПЕК — международный нефтяной картель;

б) РАО «ЕЭС»;

в) издательство «Известия»;

г) все вышеперечисленное.

5. Большинство рынков в экономике России представляет собой:

а) совершенную конкуренцию;

б) нерегулируемые монополии;

в) совокупность конкурентных и монополистических элементов;

г) естественные монополии.

6. Олигополистический рынок схож с рынком монополисти­ческой конкуренции в том, что:

а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;

б) для фирм характерно стратегическое поведение;

в) действует незначительное количество продавцов;

г) фирмы обладают рыночной властью.

7. Ценовая война представляет собой линию поведения, которой свойственна:

а) совершенная конкуренция;

б) дуополия;

в) монополия;

г) монополистическая конкуренция.

8. На рынке господствует от трех до десяти фирм. Эта ситуация характерна:

а) для монопсонии;

б) дуополии;

в) олигополии;

г) совершенной конкуренции.

9. Единственный продавец, которому противостоит множество покупателей:

а) торгует только однородным товаром;

б) ориентируется на потребности покупателей;

в) выступает в роли определителя цен;

г) не принимает во внимание поведение своих покупателей.

10. Рынки совершенной и монополистической конкуренции име­ни общую черту:

а) производятся дифференцированные товары;

б) на рынке множество покупателей и продавцов;

в) выпускаются однородные товары;

г) поведение фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

Согласны ли Вы с этими утверждениями (да, нет):

1. Любая монополия отличается от олигополии лишь количеством участников.

2. Общей чертой совершенной конкуренции и олигополии является взаимозависимость фирм на рынке.

3. Монополия получает сверхприбыль вследствие более высокой эффективности по сравнению с конкурентной отраслью.

4. Монополия, как и рынок совершенной конкуренции, редко, встречается в современной экономике.

5. Когда отрасль является естественной монополией, общество часто требует ее регулирования со стороны правительства.

6. Любая ценовая дискриминация незаконна.

7. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции.

8. При монополистической конкуренции отраслевой выпуск товаров обеспечивается достаточно большим количеством фирм.

9. Если на олигополистическом рынке фирма повысит цены или объем выпуска продукции, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-конкурентов.

10. На олигополистическом рынке цены менее устойчивы, чем в условиях совершенной конкуренции.

11. При несовершенной конкуренции производители могут оказывать влияние на рыночную цену.

Основные понятия:

Конкуренция. Дифференциация продукта. Естественная монополия. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монопсония. Несовершенная конкуренция. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Ценовая дискриминация. Недобросовестная конкуренция. Антимонопольное законодательство. Патенты. Авторские права. Товарные знаки. Закон Шермана. Закон Клейтона. Закон Робинсона-Пэтмена.

Тема: Доходы в рыночной экономике

План:

1. Заработная плата и определяющие её факторы

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антимонопольное законодательство | Экономическая природа прибыли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.