КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства направлена на обеспечение государства денежными ресурсами и эффективное их использование.
Она состоит из двух блоков: - налоговая политика; - политика государственных расходов. Налогообложение всегда представляет собой компромисс между государством и теми, кто платит налоги. Поиски подобного компромисса лежат в основе налоговой политики, которая определяет требования к налоговой базе, тяжести налогового бремени и способам изъятия налогов. Тяжесть налогового бремени измеряется величиной налоговых изъятий, отнесенных к валовому внутреннему продукту. Она определяется такими условиями, как величина полученных доходов, сложившиеся в стране традиции, фаза промышленного цикла. Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления составляли в среднем 10% ВВП. В настоящее время среди наиболее развитых стран они колеблются от 30 до 50% ВВП. В странах, реализующих модель социально ориентированной экономики (например, шведская модель), уровень налогового бремени составляет около 50% ВВП. Здесь через перераспределение доходов активно поддерживается уровень жизнеобеспеченности тех слоев населения, которые не в состоянии решить эти вопросы самостоятельно. В странах, развивающихся на основе монетарных принципов, налоговое бремя составляет около 30% ВВП. Представители монетарной школы считают, что государство не должно усердствовать в перераспределении национального дохода, поскольку высокие налоги ослабляют стимулы к труду и бизнесу. Существует разное видение направлений налоговой политики у кейнсианской и монетаристской экономических школ. Это выражается в предлагаемых ими антициклических программах. В кейнсианских стабилизационных программах для выхода из экономического кризиса предлагается снизить налоги для увеличения совокупного спроса. Во время же подъема — увеличить налоговые ставки для покрытия государственного долга, накопленного в депрессивный период, когда возрастали государственные расходы во имя поддержки производства. В монетарных стабилизационных программах предлагается снижать ставки налогов не в начале экономического кризиса, а лишь после того, как производство достигнет своей низшей точки падения, по окончании волны банкротств. Это будет стимулировать только эффективные хозяйства, и продвигать развитие рыночного хозяйства.
Снижение налогов как один из путей экономического роста должно быть для новых производителей, малого бизнеса, для производства приоритетных товаров.
Бюджетная политика - направление действий государства по использованию бюджетных средств.
Ее целью является не только удовлетворение текущих потребностей, но и использование ресурсов для активизации экономического роста, придания ему устойчивости, и решение социальных проблем. Потребности общества многоплановы, поэтому необходимо определять приоритеты направления ресурсов. Расходы государства служат эффективным экономическим регулятором. Увеличивая расходы бюджета, государство может расширять совокупный спрос (через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); ускорять развитие нужных сфер экономики - прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды. Причем государственные расходы обладают мультипликационным эффектом. Подобный эффект объясняется тем, что увеличение госинвестиций (например, в строительство дорог) вызывает рост не только первичного производства (самого дорожного строительства). Но и вторичного (производство асфальта), третичного (добыча для асфальта сырья), четвертичного (геологических работ) и т.д.
Возвращаясь в заключение к налогам и финансам в целом, отметим, что фискальная политика складывается из двух направлений: - дискреционной фискальной политики; - и автоматической. Дискреционная фискальная политика предполагает сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей, т. е. находится в состоянии рецессии, спада. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что стимулирует совокупный спрос, но, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Ограничительная фискальная политика проводится в случае неожиданного повышения совокупного спроса, вызывающего повышение цен на факторы производства. Она осуществляется за счет сокращения правительственных расходов и повышения налоговых ставок, что снижает совокупный спрос. Антициклическая фискальная политика необходима, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Такой тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления. Дискреционную фискальную политику иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только подготовили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономике, а пока его обсуждали, ситуация стала «старой», и уже надо разрабатывать новый законопроект. Экономисты называют такие запаздывания лагами. Более того, при осуществлении дискреционной фискальной политики ни в одной стране мира невозможно достичь полной экономической целесообразности, принимая необходимые решения. Дело в том, что сам процесс формирования такой политики как по своему содержанию, так и по форме в большой мере является политическим процессом. В нем участвуют различные политические партии, ветви власти, группы давления, лоббисты и т.д. Поэтому она зачастую неизбежно становится не столько итогом экономических потребностей, сколько равнодействующей интересов политических сил.
В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика.
Автоматическая фискальная политика предполагает экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономической ситуации без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
Такие экономические механизмы называют также встроенными стабилизаторами, ибо они предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета. Основные встроенные стабилизаторы: 1) Пособия по безработице. Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения таких пособий снижаются из-за общего падения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Во время подъема, наоборот, объем таких выплат уменьшается, что тормозит совокупный спрос и дает возможность экономить бюджетные средства. 2) Налоги на прибыль корпораций. Прибыль — самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она уменьшается сильнее остальных видов доходов во время рецессии и растет быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Снижение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, и наоборот. 3) Прогрессивный подоходный налог. Налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глубину и размах циклических колебаний. Борьба между сторонниками расширительной и ограничительной фискальной политики началась в России с момента запуска реальных реформ в конце 1991-го — начале 1992 г. и продолжается по сей день.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение государственных финансов. Каковы их основные признаки.
2. Перечислите функции финансов и раскройте их содержание. 3. Назовите основные звенья финансовой системы. 4. Перечислите статьи доходов и расходов государственного бюджета. Какие статьи являются наиболее важными? 5. Как можно преодолеть бюджетный дефицит. 6. Что входит в понятие государственный долг? Опасен ли он для национальной экономики в целом. 7. Раскройте экономический смысл кривой Лаффера. 8. Дайте определение налогам: а) прогрессивному, регрессивному и пропорциональному; б) прямому и косвенному. 9. Что может служить объектом налогообложения? 10. Личный подоходный налог и налог на доходы корпораций несут на себе основную фискальную нагрузку (т.е. именно за счет этих налогов образуется основная часть поступлений в бюджет). Почему в конце 80-х - начале 90-х гг., несмотря на растущие бюджетные дефициты, правительства развитых стран проводят сокращение налоговых ставок и снижают перечень облагаемых этими видами налогов доходов? 11. Предложите варианты использования налоговых льгот для уменьшения загрязнения окружающей среды. 12. Назовите основные цели фискальной политики.
Блицопрос (Да/нет):
1. Дефицит государственного бюджета существует, если увеличиваются государственные расходы. 2. Налог на добавленную стоимость относится к прогрессивным подоходным налогам. 3. К косвенным налогам относится налог с наследства и дарений. 4. Автоматическая фискальная политика не зависит от решения властей. 5. Резкое увеличение налогов стимулирует инвестиции. 6. Примером автоматического стабилизатора является пособие по безработице. 7. Дефицит госбюджета является следствием циклических колебаний в экономике. 8. Государственный долг — это сумма задолженности государства по внутренним и внешним займам. 9. Дискреционная фискальная политика - это сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |