Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макроэкономическое регулирование экономики посредством бюджетно-налоговой политики государства




 

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства направлена на обеспечение государства денежными ресурсами и эффективное их использование.

 

Она состоит из двух блоков:

- налоговая политика;

- политика государственных расходов.

Налогообложение всегда представляет собой компромисс между государством и теми, кто платит налоги. Поиски подоб­ного компромисса лежат в основе налоговой политики, кото­рая определяет требования к налоговой базе, тяжести налого­вого бремени и способам изъятия налогов.

Тяжесть налогового бремени измеряется величиной нало­говых изъятий, отнесенных к валовому внутреннему продукту. Она определяется такими условиями, как величина полученных доходов, сложившиеся в стране традиции, фаза промышленно­го цикла.

Чем выше доходы, тем больше доля налоговых отчислений. Так, до первой мировой войны налоговые отчисления состав­ляли в среднем 10% ВВП. В настоящее время среди наиболее развитых стран они колеблются от 30 до 50% ВВП. В странах, реализующих модель социально ориентированной экономики (например, шведская модель), уровень налогового бремени со­ставляет около 50% ВВП. Здесь через перераспределение дохо­дов активно поддерживается уровень жизнеобеспеченности тех слоев населения, которые не в состоянии решить эти вопросы самостоятельно. В странах, развивающихся на основе монетар­ных принципов, налоговое бремя составляет около 30% ВВП. Представители монетарной школы считают, что государство не должно усердствовать в перераспределении национального до­хода, поскольку высокие налоги ослабляют стимулы к труду и бизнесу.

Существует разное видение направлений налоговой поли­тики у кейнсианской и монетаристской экономических школ. Это выражается в предлагаемых ими антициклических програм­мах. В кейнсианских стабилизационных программах для выхо­да из экономического кризиса предлагается снизить налоги для увеличения совокупного спроса. Во время же подъема — уве­личить налоговые ставки для покрытия государственного дол­га, накопленного в депрессивный период, когда возрастали го­сударственные расходы во имя поддержки производства. В монетарных стабилизационных программах предлагается сни­жать ставки налогов не в начале экономического кризиса, а лишь после того, как производство достигнет своей низшей точки падения, по окончании волны банкротств. Это будет сти­мулировать только эффективные хозяйства, и продвигать разви­тие рыночного хозяйства.

Снижение налогов как один из путей экономического ро­ста должно быть для новых производителей, малого бизнеса, для производства приоритетных товаров.

 

Бюджетная политика - направление действий государства по использованию бюджетных средств.

 

Ее целью является не только удовлетворение текущих потребностей, но и использо­вание ресурсов для активизации экономического роста, прида­ния ему устойчивости, и решение социальных проблем. Потреб­ности общества многоплановы, поэтому необходимо определять приоритеты направления ресурсов.

Расходы государства служат эффективным экономическим регулятором. Увеличивая расходы бюджета, государство может расширять совокупный спрос (через повышение пенсий, посо­бий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, до­тации, субсидии предприятиям); ускорять развитие нужных сфер экономики - прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды. Причем государствен­ные расходы обладают мультипликационным эффектом.

Подобный эффект объясняется тем, что увеличение госин­вестиций (например, в строительство дорог) вызывает рост не только первичного производства (самого дорожного строитель­ства). Но и вторичного (производство асфальта), третичного (добыча для асфальта сырья), четвертичного (геологических ра­бот) и т.д.

Возвращаясь в заключение к налогам и финансам в целом, отметим, что фискальная политика складывается из двух на­правлений:

- дискреционной фискальной политики;

- и автомати­ческой.

Дискреционная фискальная политика предполагает созна­тельное регулирование государством налогообложения и госу­дарственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возмож­ностей, т. е. находится в состоянии рецессии, спада. Она осу­ществляется за счет роста государственных расходов и сниже­ния налоговых ставок, что стимулирует совокупный спрос, но, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита.

Ограничительная фискальная политика проводится в случае неожиданного повышения совокупного спроса, вызывающего повышение цен на факторы производства. Она осуществляется за счет сокращения правительственных расходов и повышения налоговых ставок, что снижает совокупный спрос.

Антициклическая фискальная политика необходима, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, проти­воположном тому, куда ее толкают силы циклического разви­тия. Такой тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления.

Дискреционную фискальную политику иногда сравнивают со стрельбой по быстро движущейся мишени: только подгото­вили законопроект, связанный с новой ситуацией в экономи­ке, а пока его обсуждали, ситуация стала «старой», и уже надо разрабатывать новый законопроект. Экономисты называют та­кие запаздывания лагами.

Более того, при осуществлении дискреционной фискальной политики ни в одной стране мира невозможно достичь полной экономической целесообразности, принимая необходимые ре­шения. Дело в том, что сам процесс формирования такой по­литики как по своему содержанию, так и по форме в большой мере является политическим процессом. В нем участвуют раз­личные политические партии, ветви власти, группы давления, лоббисты и т.д. Поэтому она зачастую неизбежно становится не столько итогом экономических потребностей, сколько равно­действующей интересов политических сил.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика.

 

Автоматическая фискальная политика предполагает эконо­мический механизм, который автоматически реагирует на изме­нение экономической ситуации без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

 

Такие экономические механизмы называют также встроен­ными стабилизаторами, ибо они предусмотрены законами и «встроены» в расходную часть бюджета.

Основные встроенные стабилизаторы:

1) Пособия по безработице. Если растет безработица, то и по­ступления от налогов для обеспечения таких пособий сни­жаются из-за общего падения занятости. Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Во время подъема, наоборот, объем таких выплат уменьшается, что тормозит совокупный спрос и дает возможность экономить бюджетные средства.

2) Налоги на прибыль корпораций. Прибыль — самая чувстви­тельная к циклическим изменениям форма доходов. Она уменьшается сильнее остальных видов доходов во время рецессии и растет быстрее во время оживления. Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибы­лей корпораций. Снижение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, и наоборот.

3) Прогрессивный подоходный налог. Налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, ав­томатически стабилизируя экономику, т.е. ограничивая глу­бину и размах циклических колебаний.

Борьба между сторонниками расширительной и ограничи­тельной фискальной политики началась в России с момента запуска реальных реформ в конце 1991-го — начале 1992 г. и продолжается по сей день.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение государственных финансов. Каковы их основные признаки.

2. Перечислите функции финансов и раскройте их содержа­ние.

3. Назовите основные звенья финансовой системы.

4. Перечислите статьи доходов и расходов государственного бюджета. Какие статьи являются наиболее важными?

5. Как можно преодолеть бюджетный дефицит.

6. Что входит в понятие государственный долг? Опасен ли он для национальной экономики в целом.

7. Раскройте экономический смысл кривой Лаффера.

8. Дайте определение налогам: а) прогрессивному, регрессивному и пропорциональному; б) прямому и косвенному.

9. Что может служить объектом налогообложения?

10. Личный подоходный налог и налог на доходы корпораций несут на себе основную фискальную нагрузку (т.е. именно за счет этих налогов образуется основная часть поступле­ний в бюджет). Почему в конце 80-х - начале 90-х гг., не­смотря на растущие бюджетные дефициты, правительства развитых стран проводят сокращение налоговых ставок и снижают перечень облагаемых этими видами налогов до­ходов?

11. Предложите варианты использования налоговых льгот для уменьшения загрязнения окружающей среды.

12. Назовите основные цели фискальной политики.

 

Блицопрос (Да/нет):

 

1. Дефицит государственного бюджета существует, если уве­личиваются государственные расходы.

2. Налог на добавленную стоимость относится к прогрессив­ным подоходным налогам.

3. К косвенным налогам относится налог с наследства и да­рений.

4. Автоматическая фискальная политика не зависит от реше­ния властей.

5. Резкое увеличение налогов стимулирует инвестиции.

6. Примером автоматического стабилизатора является посо­бие по безработице.

7. Дефицит госбюджета является следствием циклических колебаний в экономике.

8. Государственный долг — это сумма задолженности государ­ства по внутренним и внешним займам.

9. Дискреционная фискальная политика - это сознательное регулирование государством налогообложения и государ­ственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и эко­номический рост.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.