Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование воспитательных и культурно-образовательных традицв цивилизациях Двуречья

Развитие образовательно-воспитательных систем в Древнем Китае

Особенности воспитания и обучения в Древней Индии

Семейное и общественное воспитание в Древнем Египте

Формирование воспитательных и культурно-образовательных традиций в цивилизациях Двуречья

ТЕМА 3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Временные и территориальные границы цивилизаций Древнего мира огромны: он существовал с 5-го тысячелетия до н.э. до 19 века и охватывал 4 материка – Европу, Азию, Африку, Америку. Именно эти цивилизации оставили первое наследие организованного воспитания и обучения

Начало истории школы и воспитания, как особых сфер общественной деятельности связано с зарождением и развитием цивилизаций Древнего Востока: Двуречье, Индия, Китай, Египет (5 тысячелетие до н.э.). В древнейших государствах воспитание осуществлялось преимущественно в семье. В эпоху, переходную от общинно-родового строя к рабовладельческому, в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические идеи патриархальной семьи были закреплены в таких литературных памятниках Древнего Востока, как «Законы вавилонского царя Хаммурапи» (1750 лет до н.э.), книга «Притч иудейского царя Соломона» (начало 1-го тысячелетия до н.э.), индийская «Бхагавадгита» (середина 1-го тысячелетия до н.э.). В этих книгах было отражено призвание отца быть наставником своим детям («Слушайте дети наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму»).

Помимо семьи средоточием обучения и воспитания в этих цивилизациях были церковь и государство. Поскольку семья могла не обеспечить общество достаточным числом людей, умеющих читать и писать, а также понимающих в законах, подготовкой чиновников стали заниматься учебно-воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

Одновременно с укреплением общественных государственных структур, для осуществления специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов, начал формироваться новый социальный институт – школа. Важным фактором в развитии школы явилось возникновение письменности. Приблизительно с 3-го тысячелетия до н.э. речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо стали частично дополняться собственно письменностью – клинописной и иероглифической. Следовательно, письмо становится более сложным и требует специального обучения.

Возникшие ранее 3-го тысячелетия до н.э. государства в междуречье Тигра и Ефрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно высокоразвитую культуру. Здесь спешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи. Почти в каждом городе были школы.

Американская ученая Диана Шманд-Бессер и другие археологи считают, что на Среднем Востоке (округа нынешних Ирака и Ирана - всего сотни километров от округи Кавказа, куда многократно выходили переселенцы из Скифии) около 10 тыс. лет назад уже сложилась система хранения и передачи информации с помощью глиняных объемных символов (tokens). Эти "бирки" говорили о многом, символизировали числа и качества товаров. Любопытно, но бирки-цилиндры (со знаками) применялись при пометке собственности и связок товаров и в средневековом Новгороде. Ученые давно отметили продолжение средневековой Русью мер и весов, других важных черт древневавилонской жизни (например, восковых цер для письма). Русские летописи считают, что "нарци еже суть словене" обитали почти 5 тыс. лет назад в той округе и вместе с 72-мя первыми народами на планете строили там Вавилонскую башню.

Архаичные таблички сменялись массой табличек с идеографическим письмом, что тоже фиксировало принадлежность и движение товаров. При храмовых складах возникали архивы табличек и школы писцов, умеющих вести учет. Обучение неразрывно связывалось с трудом.

Писцы храмов города Шуруппака около 2600 г. до н.э. готовились не только для учета хозяйственной деятельности, но и для юриспруденции и накопления культовых знаний. Это был уровень высшего образования для своего времени. Писцы становились самостоятельной профессиональной группой и уже не участвовали в производстве. Знания и квалификация писцов были много шире, чем требовали хозяйственные нужды храма. Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (знаков, знаний) (по-шумерски – э-дубы, эддубы). Это название происходит от названия глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Письмена вырезались при помощи деревянного резца на сырых табличках, которые затем обжигались. По данным археологов первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию, а уже с начала 1-го тысячелетия стали использоваться деревянные таблички (из коры дуба), покрытые тонким слоем воска, на которых выцарапывались письмена. Писцы Шумера и Египта, ряда других древних стран нередко служили при храмах, но являлись светскими деятелями (редко кто из них затем посвящался в жрецы).

Незаслуженно не повезло "дубу". Ныне "дуб дубом" - учащийся, который никак не может освоить новое знание. Однако у шумеров это понятие могло означать - "знаток всезнающий". Богатырская "дубина" в былинах не столько здоровенный кол с корневищем, сколько прочное и глубокое знание, позволяющее одолеть любых врагов.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического обусловило появление новой специальности – учителя. Первые школы были небольшими учреждениями с одним учителем, в обязанности которого входило управление школой и изготовление табличек – моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения.

Обучение в древних школах (сколы, что созвучно самоназванию скифов - "сколоты") оплачивалось родителями учащихся, а размер платы зависел от авторитета учителя. Попадать в школы было престижно и перспективно. По содержанию учебных табличек прослеживается преподавание различных дисциплин (письма, счета, экономики, астрономии и т.п.), наличие разных преподавателей. В какой-то степени это были древнейшие "академии" и "университеты", высшие школы для своего времени. Учителя и ученики увлекались систематизацией и классификацией не только экономических, но и всех явлений окружающего мира.

В школах продолжались традиции древнейшего семейного воспитания, вероятно, существовавшего со времен палеолита. Глава-директор школы (нередко состоявшей из одной или двух комнат храма, дворца, частного здания) именовался "отцом школы". Учителя к ученикам обращались со словами "маленький", как родители к детям. Все ученики считались "сыновьями школы", но выпускники - "большими братьями" (маленьких). Вне официальной обстановки учителя и ученики именовались "коллегами".

Возраст обучения определяли родители, поэтому начинать учебу могли и "великовозрастные ученики". Максимальный возраст выпускников в Шумере и Египте достигал 25 лет. В школах обычно училось 20 - 30 учеников. Занятия проводились до 24 дней в месяц. Нередко для поддержания дисциплины использовались физические наказания. В каждой школе преподавало 4 - 5 учителей, которые могли и совмещать различные должностные обязанности. "Отец школы" все чаще назывался "уммиа" (умнейший), преподававший - как правило - письмо и "литературу". Таким образом, обучение предусматривало, прежде всего, подготовку к ремеслу писца. По заказам храма ученики писали не только хозяйственные документы, но и храмовые гимны, молитвы, плачи. Если обучались в царском дворце, гимны были уже во славу царя. Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших, а быт и учеба в школе напоминали жизнь большой семейной общины.

Процесс образования в «домах табличек» был сложным и трудоемким. Вначале учеников учили считать, писать и читать. Универсальными способами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба) состоял в запоминании и копировании из табличек-моделей в таблички-упражнения, при этом необожженные таблички-упражнения корректировались преподавателем. Ученикам следовало запоминать множество клинописных знаков. Постепенно ученики переходили к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретали практические знания, умения и навыки, необходимые для расчетов и составления различных деловых документов. Первостепенное внимание уделялось изучению языка (как официального, так и разговорного), который ученики должны были знать назубок. Кроме того, ученики изучали математику, табличный учет (бухгалтерское дело), юриспруденцию, богословие, литературу и музыку. Экзамены, вероятнее всего, были письменными. (Перлов Б. И. Шумеро-Вавилонские школы Ш - П тысячелетия до н.э.: Автореф. дис.... канд. истор. наук. М.: Ин-т востока РАН,1995. - 21 с.,).

Таким образом, в основе методики обучения лежало простое многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

Позже стали зарождаться и иные приемы обучения: беседы ученика с учителем, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался приме диалога-спора, при этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, опровергали, утверждали и отрицали.

Со временем, возникшие в Шумере и Аккаде «дома табличек» претерпели ряд изменений и стали своеобразными культурно-просветительскими центрами. Появилась специальная учебная литература для школ (таблички с первыми методическими пособиями – словарями, хрестоматиями были изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до н.э. и содержали поучения, наставления, выраженные в фольклорной форме, что облегчало обучение). Храмовые и дворцовые эдуббы часто располагались в культовых зданиях – зиккуратах и имели множество помещений для хранения табличек, научных и учебных занятий (Вавилон – 2-е тысячелетие до н.э.). Подобные комплексы стали именоваться домами знаний.

В 1-м тысячелетии до н.э. в связи с дальнейшим развитием культуры, процесса разделения труда, усложнялась и программа школьного обучения, в которую стали входить занятия философией, литературой, историей, географией, геометрией, правом, музыкой. Особое внимание уделялось математике (образованные люди были знакомы с логарифмами, квадратными и кубическими корнями) и медицине (изучалась как отрасль магических религиозных культов). В этот период появились эдуббы для девушек из знатных семей, которых обучали письму, религии, истории и математике. Существовало также обучение и при библиотеках, где писцы создавали новые таблички и вели сбор ранее существовавших табличек на разные темы. Наиболее крупными центрами такого рода были библиотеки в Ассуре и Ниппуре. Об объеме работы писцов свидетельствует библиотека царя Ашшурбанипала, где было найдено до 24 тысяч клинописных табличек (6 век до н.э.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Усложнение воспитательного процесса. Появление организованных форм воспитания | Семейное и общественное воспитание в Древнем Египте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.