Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие образовательно-воспитательных систем в Древнем Китае

В основе педагогических традиций Древнего Китая, как и других цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания. Существующий педагогический идеал предусматривал воспитание начитанного, вежливого человека с внутренним самообладанием.

Первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, которые брались обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Позже школьные учебные заведения стали называться сюэ (учить, учиться) (16-11 вв. до н.э.). Как и во многих других странах, посещали школу лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили 6 искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

В период с 11-3 вв. до н.э. в школах обучались дети высокопоставленных городской знати (госюэ) и менее родовитой знати из провинциальных городов (сансюэ). Главной целью обучения было освоение иероглифической письменности (до возникновения первых школ ею владели только так называемые пишущие жрецы). Сначала для письма использовались черепашьи панцири и кости животных. С 10 века до н.э. иероглифы стали высекаться на металле, а с 8 века до н.э. для письма стали использовать расщепленный в пластины бамбук и шелк, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. И уже с начала 2 века н.э. стали применять бумагу и тушь, в связи с чем обучение иероглифическому письму существенно упростилось. В функции учителя входило обучение учеников самостоятельности ставить и решать различные вопросы.

В Китае (наряду с немногими древними цивилизациями) были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование, в связи с чем к 6 в. до н.э. сформировались основные философские школы: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Первым возникло такое философское направление как даосизм (основатель Лаоцзы – 7 в. до н.э.). Образование рассматривалось как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Основное внимание уделялось сближению человека с природой с помощью таких приемов как молчание и бездеятельность.

Буддизм как разновидность этической религии и как философская основа педагогических традиций пришел в Китай из Индии.

Наибольшее же воздействие на развитие педагогических мыслей оказало конфуцианство. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение 3 тысячи учеников. В дальнейшем учитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика образования в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. В основе конфуцианства лежали общефилософские и социальные воззрения. Воспитание, нравственное совершенствование рассматривались как существенные факторы, необходимые для благополучного человеческого бытия. От воспитания зависит стабильность всего общества.

Огромный философский смысл заложен в определении Конфуцием роли природы и общества в воспитании (проблема соединения биологического и социального начал). По мнению Конфуция, природа человека – тот материал, из которого при правильном воспитании можно сформировать идеальную личность. Подчеркивая огромную социальную созидательную мощь воспитания, Конфуций, однако, не считал его всесильным и связывал конечный педагогический результат с наследственностью человека. В соответствии с этим он выделял обладателей высшей мудрости («сыны неба», «правители»), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам («благородные мужи», «опора государства»), и людей, не способных к познанию («чернь»).

Описав идеальный образ воспитанного человека (наличие таких качеств как:благородство, стремление к истине, правдивость, почтительность, богатая духовная культура), Конфуций, по сути первым сформулировал идею всестороннего развития личности, в которой преимущество перед образованностью отдается нравственному началу. Классический философский труд Конфуция, отражающий его педагогические взгляды – это трактат «Беседы и суждения» («Лунь юй»), в котором воспроизведены беседы философа с учениками. Начиная со 2 века н.э. этот трактат был обязательным в программе школьного обучения и заучивался наизусть.

Высокое назначение и принципы воспитания и обучения могут быть определены с помощью следующих философских изречений: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться - губительно», «Если не можешь совершенствоваться сам, то, как ты сможешь совершенствовать других людей?», «Учиться без пресыщения», «Учиться и время от времени повторять изученное».

Последователями Конфуция в период с 4-1 вв. до н.э. был составлен трактат «Книга обрядов», в котором школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека («Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении»). В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть», «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца», «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях», «Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься», «Питай почтение к последовательности», «Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны», «Учитель и ученик растут вместе» и т.д.

В трактате есть глава «Об учении», где излагаются задачи и программа 9-летнего образования и воспитания. Обучение предлагалось начинать с 7-8 лет. После первого года обучения выясняли умеет ли школьник читать и каковы его способности, через 3 года – есть ли у ученика склонность к учению, приятно ли ему общество товарищей, через 5 лет – насколько глубоки его знания и сильна привязанность к наставнику, через 7 лет – способен ли он к рассудочным действиям и умеет ли выбирать друзей, а через 9 лет ученик должен был «твердо стоять в науке».

Помимо Конфуция, существенный вклад в развитие философских взглядов на образование внесли такие мыслители как Мэнцзы (Мен Кэ – 372-289 гг. до н.э.) и Сюньцзы (Сюнь Куан – 298-238 гг до н.э.), которые также имели свои школы. Мэнцзы выдвигал тезис о доброй природе человека и определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, наоборот, отстаивал тезис о злой природе человека и задачу воспитания видел в ее преодолении.

Таким образом, на исходе эпохи Древнего Китая (2 в. до н.э. – 2 в. н.э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила широкое распространение, вырос престиж обученного человека. Школьное образование стало неотъемлемой частью государственной политик, возникла система государственных на чиновничьи должности, что открывало путь в продвижении карьеры.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какие факторы обусловили возникновение и развитие первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока?

2. Расскажите о практике организованного обучения в цивилизациях Древнего Востока (на примере нескольких стран);

3. Какие факторы определили специфику воспитательно-образовательной деятельности в странах Древнего Востока?

4. Расскажите о первых попытках теоретического осмысления воспитательно-образовательного процесса древневосточными мыслителями.

 

Темы для самостоятельной разработки:

 

Тема 1. Школа Конфуция;

Тема 2. Домашнее воспитание и его традиции в древнейших цивилизациях Востока;

Тема 3. Традиции кастового воспитания в Древней Индии;

Тема 4. Педагогические идеи в письменных памятниках Древнего Востока.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности воспитания и обучения в Древней Индии | Особенности воспитания и обучения в Древнем Риме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.