Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая интеграция как средство разрешения глобальных проблем образования




Необходимость осмысления положения дел в высшем образовании и концептуального определения стратегических направлений его развития вызывается двумя причинами. Первая - это необходимость поиска новых подходов, связанных с изменениями динамики и качества развития общества и производства. Вторая причина связана с необходимостью преодоления подходов к человеку, обществу, экономике, образованию, сложившихся в советский период.

Осознание педагогической общественностью невозможности реализации старых, хорошо освоенных в традиционной педагогической практике подходов привело к тому, что фактически каждое высшее учебное заведение ищет новые пути развития, свою собственную концепцию. Сейчас активно создаются и апробируются новые учебные планы и технологии подготовки специалистов, но чаще всего эта инновационная деятельность ведется только на основе здравого смысла, что не позволяет аргументированно обсуждать вероятную эффективность и целесообразность нововведений. В частности, вопрос о количестве часов, отводимых на общекультурную, предметную, психолого-педагогическую и практическую подготовку будущего специалиста, зачастую определяется предпочтениями авторов учебных планов, не имеющими в основе содержательный анализ требований к деятельности выпускника и не учитывающими технологии обучения.

Великий индийский философ и педагог, основоположник концепции интегральной педагогики Ауробиндо Гхоша (1872-1950) предвосхитил некоторые глобальные образовательные проблемы современности и предложил пути их решения на основе принципа интегрализма. Это гармонизация души и тела, интеграция науки и религии в образовании, интеграция педагогики и теории решения изобретательских задач, согласование традиций и инноваций в содержании образования и педагогическом процессе, подготовка обучающихся к жизни во взаимозависимом мире. Мыслитель ратовал за синтез традиционных духовных ценностей Востока и современных видов знания Запада для преодоления разрыва между прагматизмом западной науки, направленной на установление господства над внешней природой, и идеализмом восточной философии, ориентированной на совершенствование внутренней природы человека.

Для субъектного приобщения к культуре, для превращения в субъекта собственной профессиональной деятельности обучающемуся необходима определенная свобода в выборе учебных курсов и в выстраивании собственной траектории образования. Это, в свою очередь, выдвигает определенные требования и к содержанию образования, и к технологиям обучения, и к управлению образовательным процессом. Важным является создание благоприятной эмоционально-интеллектуальной микросреды, вовлечение в деятельность по оцениванию и коррекции учебного процесса, использование личностно-развивающих методик обучения.

Исходя из того, что основной характерной чертой педагогических технологий является их ориентированность на обучающихся, реализующих свой творческий потенциал в учебной и учебно-производственной деятельности; обучение осуществляется с учетом индивидуальных особенностей конкретных личностей. С позиций личностно-ориентированного обучения выбор педагогических технологий, связан с решением задач по созданию условий достойного, комфортного овладения содержанием учебного материала каждым обучающимся. В этом смысле представляется необходимым обозначить личностную парадигму при проектировании педагогических технологий.

Идеи проектного обучения возникли в начале прошлого столетия и получили развитие как метод проектов, или метод проблем, практически одновременно в США и в России. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей и др. Гуманистическое направление в философии и образовании посредством этого метода разрабатывали американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность обучающегося, сообразно с его личным интересом.

В России внедрение проектных методов обучения в практику преподавания происходило под руководством русского педагога С.Т. Шацкого. К сожалению, из-за ошибок в апробации метод проектов Постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году был осужден, и с тех пор в России до недавнего времени не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в профессиональном образовании.

В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и "модным". Наиболее органично метод проектов сочетается с использованием телекоммуникаций. Мотивация ученика к обучению повышается при взаимодействии с учениками из других школ, городов, стран. Стимулируется интерес к изучаемому предмету с помощью компьютерной электронной почты и использования сравнительного аспекта обучения. Стимулируются активность и самостоятельность учащихся, развитие навыков коллективной работы. Совершенствуется письменная речь учащихся и их коммуникативные навыки. Для педагогов такие проекты служат средством для реализации инновационных педагогических технологий, основанных на продуктивной, а не репродуктивной, деятельности учащихся, педагогике сотрудничества, самостоятельной индивидуальной и групповой работе учащихся; интеграции учебных предметов, глобальном мышлении и видении мира. Работа по методу проектов позволяет максимально использовать богатейший потенциал, заложенный в Интернет. Это и универсальная среда передачи данных, и самое большое хранилище информации, равно доступное всем категориям пользователей для любых целей, и, наконец, это уникальная возможность самореализации личности в общении с себе подобными.

Предполагается, что в будущем метод учебных телекоммуникационных проектов будет одной из важнейших форм организации учебного процесса. Работа под руководством научных сотрудников или при их активном участии существенно повысит значимость проекта и уровень исследований. Причем руководство будет осуществляться с рабочего места ученого по электронной почте и/или посредством теле (видео) конференций. Ученики с помощью телекоммуникаций смогут иметь доступ к новейшим методикам и данным по теме проекта, что будет способствовать сознательному определению в выборе профессии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.