Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к опыту

Классификация полевых опытов

ТЕМА Полевой опыт – ведущий метод исследования в агрономии

ЛЕКЦИЯ № 3

 

План

1. Классификация полевых опытов

2. Требования к полевому опыту

3. Виды ошибок в полевом опыте. Основные их свойства и причины возникновения.

4. Особенности условий проведения полевого опыта.

5. Выбор и подготовка земельного участка под опыт.

6. Понятие о рекогносцировочном (разведывательном) и уравнительном посеве, дробном учете урожая.

 

Существует большое разнообразие полевых опытов. Поэтому их подразделяют на группы и виды. В основу классификации полевых опытов положено 5 признаков:

1. Назначение полевых опытов.

2. Длительность проведения опытов.

3. Охват пунктов.

4. Количество изучаемых в опыте факторов.

 

1. По назначению все полевые опыты делятся на 2 группы

а) агротехнические

б) опыты по сортоиспытанию с.-х. культур

К агротехническим опытам относятся опыты с обработкой почвы, севооборотами, предшественниками, удобрениями, гербицидами, по изучению приемов борьбы с сорняками, болезнями растений, по изучению сроков посева, глубины и способов посева.

Цель этих опытов – оценить влияние различных приемов возделывания с.-х. культур на урожайность и качество продукции.

Сортоиспытание проводят в ГСУ. В каждой области есть около 10 ГСУ.

Цель этих опытов – дать объективную оценку вновь выведенным сортам и гибридам.

2. По длительности проведения полевые опыты делят на виды:

а) краткосрочные (от 3-4 до 10 лет)

б) долгосрочные (более 10 лет)

Краткосрочные делятся в свою очередь;

3. По месту проведения на 3 вида

а) не стационарные (их проводят ежегодно на разных участках по одинаковым схемам)

б) стационарные (от 4 до 10 лет, проводят на специально выбранных опытных полях)

в) производственные (выполняются в производственных условиях)

Долгосрочные опыты ставят только на стационарах. Их подразделяют на:

а) многолетние (от 10 до 50 лет) опыты с севооборотами, предшественниками, сроками сева, опыты по изучению органических удобрений.

б) длительные (более 50 лет). Изучаются фундаментальные вопросы.Д.И.Пряничников заложил в ТСХА опыт в 1912 году с озимыми культурами.

4. По охвату пунктов полевые опыты делятся на 2 вида:

а) единичные опыты закладывают в отдельных пунктах по различным схемам.

б) массовые или географические опыты. Это опыты одинакового содержания и их проводят по одинаковым схемам и методикам (сортоучастки, удобрения).

5. По количеству изучаемых факторов полевые опыты разделяют на 2 вида:

а) простые (однофакторные). В них изучают действие на урожай, какого либо одного фактора.

б) многофакторные (изучают действие многих факторов, их величину и взаимодействие этих факторов.

 

1. Типичность опыта. – это соответствие условий проведения полевого опыта тем условиям района или зоны, для которой будут даны рекомендации по результатам опыта.

а) типичность по почвенным условиям – это значит, что полевой опыт должен быть поставлен на почве типичной для зоны, которую обслуживает данное научное учреждение.

б) типичность по климатическим условиям. Опытное учреждение должно находиться в той зоне, которую оно обслуживает.

в) типичность опыта по организационно-хозяйственным условиям. Это значит, что в опыте мы должны изучать те приемы, которые в последующем могут быть внедрены в хозяйствах данной зоны.

г) типичность опыта по агротехническим условиям. Это значит, что в полевом опыте должны возделываться культуры и сорта, районированные в данной зоне. Предполагается проведение полевого опыта на более высоком агротехническом уровне, применение машин и орудий соответствующих производимым.

2.Соблюдение принципа единственного различия ( принцип единообразия или тождества условий). При постановке полевого опыта необходимо соблюдать единство всех условий, кроме одного – изучаемого.

Пример: при изучении норм удобрений. Но этот принцип нельзя понимать механически.

Пример: изучают эффективность 2-х сортов пшеницы. Один сорт очень кустится, другой – меньше, поэтому нужно при посеве 1-го сорта уменьшить норму высева.

Этот принцип нужно понимать как принцип целесообразности.

3 Проведение полевого опыта на специально выделенном участке. Подбирают участок с известной историей.

4 Учет урожая в опыте. Любой опыт обязательно должен заканчиваться учетом урожая и оценкой качества продукции. Урожай является критерием, по которому мы оцениваем эффективность изучаемых приемов. Он объединяет в себе целый ряд условий.

5 Достоверность опыта по существу. Под этим требованием необходимо понимать:

а) правильно составленную схему опыта

б) строгое соблюдение методики постановки опыта на всех его этапах.

в) соответствие схемы опыта, методики постановки опыта,задачам и

условиям проведения опыта.

г) правильный подбор опытного участка.

 

Если выдерживаются все эти требования, то опыт достоверен по существу.

Это 5 методических требований. Есть еще одно требование – математическая точность опыта.

Математическая точность опыта – это степень приближения результатов, полученных в опыте к истинным результатам._

– ц /га – средняя урожайность по варианту

мю – истинная величина урожая в опыте

= – ошибка опыта (абсолютная)

Она показывает на какую величину расходятся эти два урожая в одном варианте

- относительная ошибка в опыте

 

Применительно к измерениям часто применяют этот термин –

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы исследования в агрономической науке | Виды ошибок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.