Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос: понятие, факторы, эластичность

Спрос — это денежная форма выражения потребности, т.е. это количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от разных факторов: цен на товары, доходов и вкусов покупателей, числа покупателей и т.д. Одним из главных факторов является цена. Максимальная цена, за которую покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, есть цена спроса. Связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар отражает закон спроса, суть которого: чем выше цена товара, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, и тем ниже спрос. И напротив, при прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему росту величины спроса. Следовательно, существует отрицательная, или обратная связь между ценой и величиной спроса.

Эту зависимость можно объяснить следующими причинами:

1. Высокая цена отбивает у потребителей желание купить товар, а низкая усиливает число покупателей и количество покупок, что означает увеличение спроса.

2. Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, а поэтому потребители покупают дополнительные единицы продукции лишь при условии, что цена его снижается.

3. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. «Эффект дохода» указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров.

«Эффект замещения» выражается в том, что покупатель стремится приобрести подешевевший товар вместо аналогичного товара, цена на который осталась прежней, т.е. заменить дорогие продукты более дешевыми.

Взаимосвязь между ценой продукта и объемом (величиной) спроса можно выразить в табличной форме в виде шкалы спроса или изобразить в виде нисходящей кривой на графике (рис. 8.1).

Изменение объема (величины) спроса при изменении цены товара означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой спроса.

Вместе с тем, на спрос влияют и другие факторы:

1. Изменение вкусов покупателей (физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды).

2. Изменение числа покупателей (снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на детское питание).

3. Изменение дохода (увеличение доходов повышает спрос на мясо, фрукты и снижает спрос на картофель, хлеб и т.д.).

4. Изменение цен на сопряженные товары (снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом).

5. Изменения в ожиданиях потребителей (предполагая, что закупки импортного сахара сократятся, и это вызовет повышение цен на него, население расширяет текущий спрос на сахар).

6. Изменения в экономической политике государства (уменьшение налоговых ставок ведет к увеличению доходов потребителей, а, следовательно, к увеличению спроса).

 

 


Изменение одного или более из этих факторов вызывает изменение спроса: при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо вверх, а уменьшение — влево вниз.

Таким образом, закон спроса является одним из величайших законов рыночной экономики, ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Однако на практике бывают ситуации, которые представляются как бы исключением из закона спроса. Например, когда:

- при повышении цен на товары первой необходимости (хлеб, соль, картофель, мясо и т.п.) спрос на них продолжает расти. Но в этом случае повышение цены на продукты показывает наметившуюся тенденцию роста цен в будущем. Покупатели, ожидая еще большего роста цен, расширяют сегодня закупку этих товаров. Это так называемый «эффект Гиффена» (по имени английского экономиста);

- при понижении цен на высококачественные товары роскоши спрос на них не растет, а снижается. Оказывается, эти товары покупают не только ради их потребительских свойств, а иногда, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, и поэтому снижение цены уменьшает их привлекательность и спрос на них. Это так называемый «эффект Веблена» (по имени американского экономиста);

- в кратковременном периоде с ростом цены на товар увеличивается и объем спроса на него. Здесь срабатывает механизм потребительских ожиданий. Поэтому покупатели не склонны сокращать покупки при увеличении цены, если они ожидают в ближайшее время нового роста цен.

Изменение величины спроса под влиянием динамики цены характеризуется показателем эластичности спроса по цене (рис. 8.2).

В зависимости от степени эластичности кривые спроса будут иметь различную конфигурацию, что видно на рисунке 8.3.

Эластичность спроса, как правило, велика при высоких ценах, а при снижении цен она сокращается и может вообще исчезнуть, если падение цен настолько сильно, что достигается уровень насыщенности спроса.

На динамику спроса на тот или иной товар при неизменном доходе может оказывать воздействие и изменение цен на другие товары. Силу такого воздействия определяют перекрестным коэффициентом эластичности спроса по цене. Он показывает, насколько процентов изменится спрос на товар Х при однопроцентных колебаниях цены товара У:

К.эл.с.ц. = изменение величины спроса (в %): изменение цены (в %)


 

 

 


 

 

Величина этого коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары. Они могут быть взаимосвязанными (К.эл.с.ху > 0), взаимодополняемыми (К.эл.с.ху < 0) и нейтральными (К.эл.с.ху = 0).

Спрос испытывает влияние и со стороны дохода покупателя. Количественно взаимосвязь дохода и спроса отражает коэффициент эластичности спроса по доходу, показывающий, что будет со спросом при однопроцентном изменении дохода.

К.эл.с.д. = изменение объема спроса (в%): изменение дохода (в%)

Если этот коэффициент величина отрицательная, то товары называются недоброкачественными, а если — величина положительная, то товары нормальные. Товары могут относиться к предметам первой необходимости, когда 0 < К.эл.с.д < 1; второй необходимости, когда К.эл.с.д. = 1 и к предметам роскоши, когда К.эл.с.д. > 1.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность, функции и система цен | Предложение: понятие, факторы, эластичность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.