Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности и особенности развития современной рыночной системы хозяйствования




 

В философском понимании общественная закономерность — это объективно существующая, повторяющаяся существенная связь явлений общественной жизни или хозяйственных процессов, ха­рактеризующая поступательное развитие истории. На практике это означает, что, выходя на рынок с тем или иным товаром, услу­гой, предприниматель должен понимать и учитывать закономер­ности развития рыночной системы хозяйствования. Перечислим эти закономерности.

Отсутствие дефицита товаров и услуг обусловливается са­мой природой рынка. Дело в том, что в основе обмена лежит принцип удовлетворения интересов всех участников производ­ства, при котором каждый за наименьшее количество резуль­татов своего труда стремится получить наибольшее количество труда другого производителя. В данном случае мы имеем дело с формированием цены товара в зависимости от спроса. Следова­тельно, при дефиците на товар у продающего появляется воз­можность поднять цену и получить высокую прибыль, а это привлекает других производителей. Чем прибыльней производ­ство, тем больше к нему подключается производителей (по­ставщиков на рынок), причем каждый, опережая других, ста­рается реализовать как можно больше продукции, пока цена на товар еще высокая. В результате вольно или невольно ликви­дируется дефицит данного товара, баланс спроса и предложе­ния начинает сдвигаться в сторону предложения, а это значит, что продажная цена товара уменьшается, приближаясь к уров­ню общественных издержек.

Тенденция к установлению продажной цены на уровне обществен­ных издержек производства вытекает из первой закономерности. Когда баланс спроса и предложения начинает двигаться в сторо­ну предложения, то продажная цена приближается к уровню об­щественных издержек производства.

Непрерывный поиск возможностей улучшения товаров и услуг. Установление цены на уровне общественных издержек производ­ства означает для многих производителей неполучение прибыли либо вообще, либо получение незначительной ее величины, а порой и продажу товара себе в убыток. В этих условиях, чтобы сохранить возможность получения высокой прибыли, производители начинают искать пути снижения себестоимости (ниже обще­ственной). Но снижение себестоимости имеет свой предел, опре­деляемый уровнем развития науки и техники, организацией про­изводства и труда. Это заставляет искать новые пути получения необходимой прибыли. И одним из них является улучшение по­требительских свойств товара.

Необходимость поиска путей улучшения качества товара опре­деляется также и борьбой производителей за рынки сбыта. Извес­тно, что с аналогичными товарами, как правило, выходят на рынок многие производители. Поэтому, чтобы обеспечить луч­шие условия для продажи своего товара на рынке по сравнению с конкурентами, производитель стремится улучшить его потреби­тельские свойства.

Непрерывный поиск ускорения продажи товаров и услуг потреби­телю и закрепление на рынке сбыта. Это важно для производителя особенно тогда, когда он выступает на рынке с новым товаром и хочет довести его до потребителя, цены на него еще высоки и можно получить большую прибыль. Кроме того, в условиях рынка большое значение имеет ускорение оборачиваемости капитала. Правильный выбор каналов сбыта также способствует закрепле­нию предприятий на рынке.

На рынке происходит естественный отбор производителей. Ос­тается лишь тот, кто создает лучшие условия продажи для своих товаров. Обязательным условием осуществления этого отбора яв­ляется наличие нескольких производителей аналогичного товара или конкуренции. Обеспечению таких условий служит создание антимонопольного законодательства во всех странах с рыночной экономикой.

Рынок создает условия, при которых производится только та продукция, которая нужна обществу. Иначе говоря, работа на склад разорительна для производителя. Этому способствует конкурен­ция, которая в условиях подчинения производства спросу отме­тает все устаревшее и непрогрессивное.

Реализация вышеназванных закономерностей предполагает выполнение ряда условий развития организационной структуры рыночной системы хозяйствования:

Наличие различных форм собственности — государственной во всех ее проявлениях (полностью государственная, акционерная, арендная), коллективной (акционерная, товарищества и коопе­ративная) и частной (индивидуальная, частная и арендная).

Сочетание крупного производства с малым и средним бизнесом. Малые и средние предприятия выполняют работу, связанную со сбытом продукции, производимой крупными корпорациями, по заданию крупных компаний ведут маркетинговую деятельность, изучают и обобщают информацию о рынке и т.д.

Переход от свободного рынка (с большим числом участников обмена, свободным ценообразованием и развитой конкуренци­ей) к регулируемому со стороны государства рынку.

Наличие мощной, развитой инфраструктуры рынка в виде бан­ков, бирж, транспорта, страховых и посреднических фирм.

Итак, рыночная система хозяйствования — это взаимодействие и сочетание различных экономических структур, хозяйственной прак­тики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбои, приведет к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка. Изданием различных законодательных актов, проведением соответствующей экономи­ческой политики оно создает «правила игры», которым следуют участники рынка.

Государство не должно управлять хозяйственной деятельнос­тью предприятий путем дачи указаний типа: что и сколько произ­водить. Его цель — создать условия, выполнение которых обеспе­чило бы полную хозяйственную независимость предприятий как в области производства, так и реализации продукции, свободу заключения договоров с хозяйственными субъектами, выход на внешний рынок. Следовательно, руководство предприятия, орга­низации должно понимать не только закономерности развития рынка, но и основные движущие мотивы, определяющие его поведение и принятие им решения о выходе на рынок с тем или иным товаром или услугой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.