Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Междисциплинарные связи эргономики

Для современного этапа развития эргономики особое значение приобретает вопрос о взаимосвязи ее предмета с предметами смеж­ных наук. Это представляется важным не только с точки зрения определения концепции эргономики как науки и выявления кон­структивных путей ее формирования, но и в плане решения прак­тических задач организации соответствующих научных исследова­ний и эффективного использования их результатов в различных сферах деятельности.

Эргономика взаимодействует с общественными, естественными и техническими науками. Продолжающийся процесс формирования эргономики осуществляется в контакте со многими сферами науч­ной и практической деятельности и позволяет говорить о базовых по отношению к эргономике науках; о комплексе научных дисциплин, специально вовлекаемых в эргономические исследования, и, нако­нец, о собственно эргономике как сфере научной и практической деятельности.

Логика развития эргономики все теснее связывает ее с социологией, и прежде всего с социологией труда, которой отводится веду­щая роль в реализации комплексного подхода к изучению трудо­вой деятельности (характер и содержание труда, соотношение раз­личных стимулов и факторов удовлетворенности трудом, социаль­ные аспекты рациональной организации труда и т. д.). Важное место отводится в социологии труда изучению системы «человек — техника»

Эргономика нуждается в установлении прочных связей с эконо­микой труда, предметом изучения которой является труд в его исторически определенной форме, общественная и народнохозяй­ственная организация труда.

В настоящее время отмечается тенденция к взаимному про­никновению психологии и экономической науки, обусловленная по­требностями объективного развития производительных сил, изме­нением характера труда в ходе научно-технической революции, не­обходимостью улучшения отбора и подготовки кадров, растущим значением рационализации и организации труда с целью эффек­тивного использования «человеческого фактора» и т. д.. Под влиянием этих же процессов происходит сближение эргономики и экономической науки. Определение социально-экономической эф­фективности новой техники, ставшее актуальной проблемой эконо­мической науки, является сферой, где перекрещиваются интересы экономики и эргономики. Без опоры на эргономические знания вряд ли возможно продуктивное решение указанной проблемы.

Эргономика не может не интересоваться изучением отдельных элементов системы, точно так же как психология, физиология и ги­гиена труда не могут упускать из виду связи изучаемых ими эле­ментов системы с другими составляющими и системой в целом. Следовательно, изучение зависимостей, существующих внутри этой сложной системы, существенно не только с точки зрения эргономи­ки, но и наук, на стыке которых она возникла. Более того, только изучение этих зависимостей, например, позволит решить поставлен­ные перед физиологией труда теоретические и практические задачи.

Основная задача физиологии труда заключается в изучении закономерностей протекания физиологических процессов и особен­ностей их регуляции в ходе трудовой деятельности, т. е. в выявле­нии особенностей, характеризующих функционирование физиологи­ческих систем и всего организма в зависимости от существующих связей между указанными элементами системы.

Эргономика не отменяет и не подменяет исследований, проводи­мых в сфере физиологии, гигиены и психологии труда, но опира­ется на них, синтезирует их достижения. Эргономика использует результаты и стимулирует определение оптимальных характери­стик рабочего процесса, позволяющих достигнуть высокой эффек­тивности труда, изучение изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности, осу­ществляемые в рамках физиологии труда.

Важное значение для эргономики представляет установление тесных связей с психогигиеной, которая разрабатывает научные основы оздоровительных мероприятий в отношении психического здоровья людей с целью профилактики заболеваний. Не менее значимы связи эргономики с психоневрологией, которая позволяет вскрыть генезис и патофизиологические механизмы невротических состояний, возникающих в отдельных случаях у работающих в про­цессе их деятельности, в частности в стрессовых ситуациях.

Комплексное изучение условий труда, гигиеническая оценка но­вых технологических процессов и оборудования, психофизиологи­ческие исследования определенных видов труда, дальнейшая раз­работка научно обоснованных мер борьбы с монотонней, гиподина­мией и гипокинезией — все это позволяет полнее использовать до­стижения научно-технического прогресса для оздоровления условий труда.

Эргономика не может развиваться вне связей с анатомией че­ловека, наукой о форме и строении отдельных органов и организма в целом. Функциональная анатомия, которая выясняет взаимосвязи особенностей строения органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, является одной из отраслей науки, на стыке которых возникла эргономика. Особый инте­рес для эргономики представляют исследования взаимосвязи и вза­имной обусловленности морфологических, биохимических и психи­ческих характеристик человека. В эргономике используется и полу­чает дальнейшее развитие совокупность методических приемов, характерных для антропометрических исследований, с помощью которых измеряют и описывают тело человека в целом и отдель­ные его части, а также определяют количественные характеристи­ки их изменчивости.

Комплексный подход к изучению и проектированию деятельно­сти человека обусловливает тесные и многоплановые отношения эргономики с психологией, в предмет которой деятельность входит не особой своей «частью», или «элементом», а своей осо­бой функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности;. Дело не только в том, что психологический фактор является составной частью человеческих факторов в технике. Эргономика связана со многими отраслями психологии: психологией труда и инженерной психоло­гией, авиационной и космической психологией, социальной психо­логией и психологией личности, военной и педагогической психоло­гией. Эргономикой в полной мере используются сложившиеся и формирующиеся в психологии методы исследования познаватель­ной и исполнительной деятельности, а в отдельных случаях она развивает и создает новые.

Инженерная психология по времени своего возникновения в на­шей стране непосредственно предшествовала появлению эргономи­ки. Она также стремилась к комплексности учета человеческих факторов и довольно быстро переросла рамки собственно психоло­гического анализа трудовой деятельности. В начале своего разви­тия инженерная психология решала наиболее острые и актуальные проблемы организации деятельности операторов СЧМ со средства­ми автоматизации. К ним относились прежде всего проблемы сен­сомоторного слежения, обнаружения и выделения полезного сигна­ла из шума на электронно-лучевых трубках, усовершенствования мнемосхем (органов управления) и т. д. Потом задачи инженерной психологии стали формулироваться в более общих терминах: раз­работка принципов проектирования информационных моделей, ис­следование процессов информационного поиска, информационной подготовки и принятия решений — и, наконец, еще более широко — организация информационного взаимодействия между человеком и машиной. Естественно, что на каждом этапе развития инженер­но-психологических исследований их тематика трансформирова­лась. Откликаясь на запросы практики, инженерная психология обрастала все более широким кругом задач и проблем, для реше­ния которых недостаточно было только компетенции психолога. В коллективы, призванные решать инженерно-психологические зада­чи, стали привлекать антропологов, биомехаников, физиологов, ги­гиенистов, дизайнеров и других специалистов, что обусловило раз­витие соответствующих форм и методов комплексных исследова­ний. Расширение тематики инженерно-психологического исследова­ния и проектирования привело к тому, что инженерно-психологи­ческая служба в промышленности естественным образом стала превращаться в эргономическую, хотя название некоторое время оставалось прежним. Своеобразной реакцией на этот процесс в отечественной инженерной психологии явились призывы к ее «пси­хологизации». По существу, это означало осознание необходимости более строгого определения и сужения области исследования ин­женерной психологии в целях эффективного ее развития как отра­сли психологии, ведущего раздела психологии трудовой деятельно­сти человека.

Эргономика совместно с педагогикой и педагогической психо­логией призвана содействовать процессу совершенствования поли­технического образования в школе с тем, чтобы дать определенную профессиональную ориентацию и обеспечить соответствующую под­тотовку подрастающего поколения для работы с проектируемой и создаваемой новой техникой. В процессе политехнического образо­вания можно положить начало приобщению школьников к эргоно­мической культуре как составной части общей, производственной, трудовой культуры.

Эргономика и научная организация труда оперируют различ­ными единицами анализа трудовой деятельности, для определения которых иногда используются одинаковые термины. В эргономике принята схема единиц анализа деятельности, развиваемая в пси­хологической науке: отдельная деятельность, действие и операция. Деятельность направляется мотивом, за которым всегда сто­ит потребность субъекта. Мотив не только побуждает деятельность и создает ее направленность, но, что очень важно, придает деятель­ности (и всем реализующим ее процессам) определенный личност­ный смысл (можно сказать также — субъективную ценность). В научной организации труда единицами анализа трудового» процесса являются операции, приемы, действия, движения.

Эргономика и НОТ представляют две самостоятельные, но ор­ганически взаимосвязанные сферы научной и практической деятельности. Эргономика вносит все возрастающий вклад в де­ло социалистической научной организации труда. Процесс дальнейшего взаимодействия и взаиморазвития эргономики и научной организации труда просматривается в трех основных направлениях.

Эргономика играет все возрастающую роль в обеспечении безопасных условий труда. Под охраной труда понимается система законодательных актов и соответствующих им социально­-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Учет требований эргономики — необходимое условие создания удобной, надежной и безопасной техники. Опираясь на работы в области безопасности труда, эргономика в определенном отно­шении дополняет и развивает их. Становится общепризнанным, что число несчастных случаев, вызванных в конечном итоге опасными действиями, значительно больше, чем несчастных слу­чаев, вызванных опасными условиями. В этой связи отмечается, что эргономика открывает новые возможности для определения скрытых причин небезопасных действий, могущих привести к не­счастным случаям.

Проблема критериев оценки тяжести и напряженности труда, решение которой возможно лишь при системном подходе и опоре на достижения гигиены, физиологии, психологии труда, экономики труда и других дисциплин, в наибольшей степени отражает по­требность в органической взаимосвязи охраны труда и эргономики. Эргономический подход является необходимым для изучения тяжести и напряженности труда, которые проявляются в показателях функционального состояния организма, формирующихся под влиянием физической, психической или нервно-эмоциональной нагрузки и факторов производственной среды.

Эргономика тесно связана с техническими и математическими науками: кибернетикой, системотехникой, общей теорией систем, исследованием операций — и другими дисциплинами и направле­ниями современных научных исследований.

Решая практические задачи, эргономика должна опираться на всю систему знаний о человеке. По мере своего формирования эргономика оказывает все возрастающее влияние на развитие этой системы знаний.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет и задачи курса. Основные понятия дисциплины | История возникновения и развития эргономики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.