Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Богослужение и праздники




Богослужение Православной Церкви уходит корнями во времена апостолов, окончательно сложилось в Византийской империи и сегодня в целом одинаково во всех местных Православных церквах. Бо­гослужение формирует течение осо­бого церковного времени: богослужебный цикл движется от праздника к празднику. К важнейшим из них Православная Церковь готовится много­дневными постами (Великим, Рождественским, Успенским и Петровским).

Церковный день. Практически каждый день на протяжении веков в церкви совершаются одни и те же службы. Это вечерня (церковный день начинается с вечера), утреня и литургия. Вершиной бого­служебного дня является Божественная литургия, или просто литургия (есть и ее народное название – обедня), на которой совершается главное таинство – таинство евхаристии и происходит причащение верующих Телом и Кровью Христовыми.

 

Накануне особо торжественных праздников вечерня и утреня особым образом соединяются, образуя службу, которая называется всенощное бдение (в древности она действительно совершалась и сегодня в некоторых монастырях совершается в течение всей ночи).

 

Дневной богослужебный круг дополняется недельным (седмичным). Первый день седмицы – воскресенье (по-церков­нославянски – «неделя», т.е. день, в который не делают мирских дел) – посвящен Воскресению Христову.

 

Церковный год. Несмотря на то, что структура дневных служб в течение года не меняется, песнопения, которые поются и читаются на вечерне, утрене и литургии, отличаются в зависимости от того, какое священное событие вспоминает Церковь в этот день. Церковный год состоит из двух типов праздников: неподвижных, которые связаны с определенной датой, и подвижных, связанных с Пасхой, которая каждый год приходится на другое число.

 

Церковный календарь («старый» и «новый» стиль). Дата празднования Пасхи с древности вычисляется по лунному календарю. Она приходится на воскресенье, следующее за весенним равноденствием и полнолунием, попадая в промежуток между 22 марта и 25 апреля по старому стилю. Календарь празднования Пасхи, по которому вычисляется ее дата на много лет вперед, называется пасхалией.

В IV в. Церковь на основе древнеримского юлианского календаря (назван по имени правителя Рима Гая Юлия Цезаря) установила даты «неподвижных» праздников. Однако этот календарь не был астрономически совершенным (каждые четыре года обращения Земли вокруг Солнца образуются «лишние» 44 минуты.) К XVI в. разница между юлианским календарем и астрономическим циклом составила десять дней. Поэтому в 1582 г. по указу римского папы Григория XIII был разработан новый календарь, названный григорианским. Западная Церковь (т.е. Католическая и Протестантские Церкви) перешла на этот календарь. Православная Церковь продолжала следовать юлианскому календарю.

 

В 1920 г. на григорианский календарь перешли некоторые грекоязычные Церкви. Сейчас часть Православных Церквей совершают богослужение по юлианскому календарю, или, как стали говорить, по «старому стилю» (в том числе и Русская Православная Церковь), а часть – по григорианскому, или по «новому стилю». Для удобства в современных церковных ка­лендарях указывается две даты — по «старому» и «новому» стилю. При этом практически все Православные Церкви по-прежнему празднуют Пасху одновременно – по юлианской пасхалии.

Пасхальные праздники (подвижные). Готовиться к празднованию Воскресения Христова, или Пасхи (от арамейского песах – «переход»), главному празднику церковного года, Церковь начинает задолго. Подготовительный период открывается 40-дневным Великим постом, называемым также Четыредесятницей (от церковнославянского слова четыредесять – «сорок»).

 

Богослужения Великого поста отличаются большим своеобразием. Литургии в этот период служатся только по субботам и воскресеньям, а в среду и пятницу совершается специальный чин литургии преждеосвященных Даров, на которой верующие причащаются заранее освященными Святыми Дарами. В течение поста поются особые покаянные песнопения.

 

Великий пост заканчивается праздником Вход Господень в Иерусалим, который установлен в память торжественного входа Иисуса Христа в столицу Иудеи незадолго до распятия. В это воскресенье верующие приносят в церковь ветви, вспоминая, как народ срезал их и постилал под ноги Христа. На Руси в это время цветет только верба, ветви которой и освящают на богослуже­нии; сам же день называется в народе Верб­ным воскресеньем.

 

Следующая затем неделя называется Страстной седмицей. Это, пожалуй, самый торжественный период церковного года. Каждый из страстных дней называется в церковной традиции Великим (Великий понедельник, Великий вторник и т.д.). В эти дни вспоминаются последние дни Христа, проведенные Им в Иерусалиме, Его проповедь, Тайная вечеря (ужин) с учениками, на которой было установлено таинство евхаристии (Великий четверг), предательство и распятие (Великая пятница). Суббота Страстной седмицы, по учению Церкви, - это тот день, когда Христос, телом пребывая во гробе, душой со­шел в ад и освободил пребывающих там грешников.

 

Богослужение Пасхи всегда совершается ночью. Оно открывается торжественным крестным ходом вокруг храма, затем следуют утреня и литургия. Вся последующая неделя называется Пасхальной (или Светлой седмицей). В каждый из дней этой недели служба совершается по пасхальному чину, продолжают совершаться крестные ходы и праздничный колокольный звон. (По традиции Русской Церкви в течение Пасхальной недели подняться на колокольню и позвонить в колокола может каждый желающий.) Царские врата всех алтарей (об этом см. ниже в разделе о храме) остаются открытыми всю неделю в знак разрушений преграды между человеком и Богом.

 

Воспоминание о пасхальных событиях продолжа­ется до праздника Вознесения, которое отмеча­ется в четверг на 40-й день после Пасхи. По православному толкованию, в этот день Христос взошел на небо и сел по правую сто­рону Бога Отца. Своим ученикам Он велел не уходить из Иерусалима, пока не придет к ним Утешитель, то есть Дух Святой.

 

Это совершилось в день Пя­тидесятницы (через пятьдесят дней после Пасхи). Апостолы, на которых Дух Святой сошел в виде языков пла­мени, получили дары чудотворения и исцеления и стали проповедовать Евангелие. Этот день считается днем рождения христианской Церкви. На Руси этот праздник стали назы­вать Троицей.

 

Через неделю после Троицы празднуется День Всех святых (он приходится на воскресенье), а еще через неделю в некоторых Церквах отмечаются дни памяти местных святых, например, на горе Афон – всех афонских святых, в Русской Церкви – всех святых, «в земле Российской просиявших».

«Неподвижные» праздники. Церковный год начинается 1(14) сентября. В этот день празднуется церковный новый год (новолетие)[1]. Из всех «неподвижных» праздников выделяются двенадцать самых важных, которые называются двунадесятыми (от церковнославянского двунадесять – «двенадцать»).

 

8 (21) сентября Церковь празднует день рождения Матери Христа – Рождество Богородицы.

 

14 (27) сентября отмечается Крестовоздвижение. Праздник посвящен событиям IV в., когда царица Елена нашла в Ие­русалиме Крест, на котором был распят Христос. В этот день в Церкви совершается особый чин поклонения Кресту.

 

21 ноября (4 декабря) Церковь вспоминает Введение во Храм Пресвятой Богородицы. По Преданию, в трехлет­нем возрасте родители привели будущую Богородицу Марию в Иерусалимский храм, чтобы посвятить ее Богу.

 

25 декабря (7 января) празднуется Рождест­во Христово, а 6 (19) января — Кре­щение (Богоявление). Это важнейшие из неподвижных праздников, а Рождество считается вторым по значению праздником после Воскресения Христова (Пасхи). Поэтому Церковь готовится к нему в ходе Рождественского поста, который начинается 15 (28) ноября.

 

В древности Рождество и Креще­ние праздновались вместе. Они до сих пор сохранили много общего в богослужении и соединены между собой особым временем – Святками («святыми днями»). Древнее общее название этих двух празднеств – Бо­гоявление (или Просвещение), ибо, отмечая рождение Христа и крещение Его Иоанном Крестителем, христиане празднуют пришествие в мир Бога.

 

Рождеству и Крещению предшествует особый день – навечерие, назы­ваемое еще сочельником, т.к. в этот день назначается строгий пост и можно есть только сочиво (пшеницу с медом). На Святках же, напротив, отменяются все постные дни.

 

2 (15) февраля — Сретение Гос­подне (от церковнославянского слова, означающего «встреча»). Это событие описано в Еванге­лии от Луки (2:21-39). Дева Мария и праведный Иосиф при­несли Младенца Христа на сороковой день после Его рождения в Иерусалимский храм. Там их встретил праведный ста­рец Симеон, который провозвестил, что этот Младенец станет Спасителем мира.

 

В день Благовещения Пресвятой Бого­родицы (25 марта / 7 апре­ля) вспоминается, как архангел Гавриил явился Деве Марии с извести­ем («благой вестью») о том, что Она избрана стать Ма­терью Сына Божия (Лк 1:26-38).

 

6 (19) августа празднуется Преображение Господне. Согласно Евангелию (Мф 17:1-13, Мк 14:12-21, Лк 9:28-36), Христос, взяв с собой ближайших учеников Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор и преобразился у них на глазах, явив Свою божественную славу. В этот день в храме освящаются созревшие фрукты нового урожая. В русской традиции это яблоки, поэтому и праздник Преображения имеет народное название – Яблочный Спас.

 

Последний двунадесятый празд­ник церковного года — Успение Пре­святой Богородицы, отмечаемое 15 (28) августа. Церковь называет кончину Девы Марии ее успением (то есть сном). Успение, как и Рождество, предваряется постом, который называется Успен­ским и начинается 1 (14) августа.

 

Праздники Входа Господня в Иерусалим, Вознесения и Троицы также относятся к двунадесятым, но они, как мы знаем, входят в пасхальный цикл.

 

Есть еще один праздник, к которому Церковь готовится в ходе многодневного поста. Это день памяти святых апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля). Соответственно и пост, который предваряет­ этот праздник, называется Петровским.

 

Отметим, что каждый день Церковь празднует память святых, причем днем памяти считается дата их кончины или обрете­ния мощей. Церковь празднует дни рождения только Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи.

Храм. Устройство православного храма сложилось в раннехристианскую эпоху. Его план и внешний облик могут быть разнообразны и зависят от его архитектурного типа, но внутри любого православного храма всегда будет выделено особое пространство – алтарь. Это самое священное место в храме.

 

В центре алтаря находится престол – квадратный четырехугольный стол (первоначально именно он назывался алтарем, от лат. alta ara – «высокий жертвенник»). На нем совершается главное таинство Православной Церкви – таинство евхаристии. Престолы освящаются в честь святых или церковных праздников. Праздник в честь того святого или священного события, в честь которого освящен престол, становится престольным праздником данного храма. Место за престолом, у восточной стены алтаря, называется горним (возвышенным) местом. Там обычно помещается икона Воскресения Христова. Слева от горнего места находится жертвенник – небольшой стол, на котором готовятся к евхаристии хлеб и вино.

 

Алтарь и остальное пространство храма разделяются иконостасом – преградой, на которой стоят иконы. Иконы могут располагаться и в других местах храма. Полный (пятиярусный) иконостас появился и получил распространение на Руси. Византия и другие православные страны знали только алтарную преграду, в которой помещался один, максимум два ряда икон. В первом, местном ряду иконостаса всегда помещаются иконы Иисуса Христа (справа от царских врат) и Богоматери (слева от царских врат), а также иконы тех святых или праздников, в честь которых построен данный храм. В центре иконостаса находятся двустворчатые Царские врата. Они называются царскими, так как через них мог входить в алтарь византийский император. Есть и другое толкование этого названия: как полагают православные богословы, Царские врата названы так потому, что через них выносится из алтаря Тело и Кровь Небесного царя – Христа. В правой и левой частях алтарной преграды располагаются «южные» и «северные» двери.

Иконы занимают важное место в православном храме. Почитание икон – одна из характерных черт православия. Здесь они почитаются как святые изображения, несущие на себе отблеск благодати Христа или того святого, который изображен на иконе. Некоторые иконы, через которые спасительная сила Христа или святых проявляется особенно явственно, почитаются как чудотворные. Дни явления таких икон считаются церковными праздниками. Множество церквей носит имена почитаемых икон Богородицы (Владимирской, Казанской, Федоровской и др.).

 

Живые и усопшие. Православная Церковь верит в бессмертие человеческой личности, она совершает погребение умерших, которое называется отпеванием. Умершие христиане продолжают быть членами Церкви, и Церковь молится за них на литургиях и на специальной службе – панихиде. Кроме того, для молитвы за усопших отведены особые дни накануне и в ходе Великого поста, перед Троицей и перед днем памяти святого Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября) (т.н. родительские субботы), а также – второй вторник после Пасхи (Радоница). В последние годы днем поминовения усопших во время Великой Отечественной войны стал день 26 апреля (9 мая).

Почитание Богоматери, святых и их святых мощей, сформировавшееся в раннехристианскую эпоху, – одна из важнейших особенностей православия. Среди православных святых – люди разных эпох, народов и разного положения (иерархи и князья, монахи и миряне, мужчины и женщины). Среди общехристианских святых одно из первых мест занимает святитель Николай Мирликийский, живший в IV веке. Один из наиболее почитаемых русских святых – преподобный Сергий Радонежский. Кроме общеправославных и национальных святых, есть святые, называемые местночтимыми, которые почитаются в одной епархии или области. Причисление к лику святых называется канонизацией. Останки святых или их мощи также почитаются православными христианами, которые воздают почести и прославляют своих прежде живших предшественников, совершивших подвиг веры и добродетельной жизни.

 

Святые имеют различные наименования, соответствующие их подвигу (подвижничеству).

 

Например: мученики и великомученики – погибшие за веру; исповедники – исповедовавшие свою веру во время гонений и пострадавшие от них; преподобные – святые монахи; святые и праведные – благочестивые священники и миряне; священномученики – погибшие за веру священники; святители – святые в епископском сане; благоверные – князья, известные благочестивой, праведной жизнью; страстотерпцы - праведники, погибшие от рук убийц; Христа ради юродивые или блаженные – святые, обладающие истинной мудростью при кажущемся безумии.

 

Кроме святых, почитаемых всей Церковью, есть угодники Божии, память которых почитается в той или иной местности — так называемые местночтимые святые.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.