Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распространение христианства

Крещение населения Киевской Руси проводилось достаточно энергично. В пределах собственной территории оно в основном завершилось к концу княжения Владимира. Иаков Мних писал, что Владимир крестил "...всю землю Рускую от края и до края... И потом всю землю Рускую и грады все украсил святыми церквами" (Иаков Мних. Память и похвала князю русскому Владимиру // Златоструй: Древняя Русь Х-ХШ веков. М., 1990. С. 130). Как сообщает немецкий хронист Титмар Мерзенбургский, в Киеве в 1018 г. имелось более 400 церквей. Трудно сказать, насколько эта цифра достоверна. Однако следует иметь в виду, что в то время Киев был одним из крупнейших городов Центральной Европы. Кроме того, в это число, вероятно, входили и домовые церкви многочисленных княжеских и боярских дворов. Что касается других городов, то весьма приблизительное представление о количестве храмов в них дают сообщения о последствиях нередких в ту пору пожаров. Так, во Владимире в 1184 г. сгорело 32 церкви, в Новгороде в 1211 г. - 15.

 

Уже в начале XI в. появляются первые монастыри. По мнению Е.Е.Голубинского, первоначально они представляли собой группы по 10-20 небольших избушек-келий, поставленных в ограде приходского храма, где жили, как правило, по одному монаху. Каждый монах владел имуществом индивидуально, имел достаточно большую свободу в выборе степени строгости монашеского обета (См.: Голубинский Е.Е. История Русской церкви. T. I. Ч. 2. С. 552-553).

 

Монастыри в собственном смысле, т.е. монашеские общины, размещенные отдельно от прихода, живущие по единому для всех уставу, имеющие определенную структуру управления, возникают, вероятно, в 30-40-х гг. XI в. Как правило, монастыри создавались в городах, причем не самими иноками, а князьями и боярами. Исключение составлял лишь Киево-Печерский монастырь, основанный в 1051 г. иноком Антонием. Всего в Киевской Руси в домонгольский период насчитывалось до 70 монастырей.

 

Создавая и содержа монастыри, представители феодальной аристократии преследовали цель иметь молитвенников за себя перед Богом еще при жизни, а затем и после смерти. Кроме того, монастыри служили родовыми усыпальницами. Сюда же можно было при необходимости определить и некоторых членов семьи, "не вписывавшихся" в желаемый порядок дележа или наследования власти. Из высокородных насельников этих обителей выдвигали кандидатов в епархиальные архиереи, архимандриты и игумены монастырей. Наконец, они являлись важными духовно-идеологическими центрами: здесь создавались летописи, жития святых и "похвалы" князьям, переписывались книги для княжеских и боярских семей.

 

К началу XIII в. процесс христианизации, завершившись в пределах Киевской Руси, стал распространяться на сопредельные территории. В 1207 г. православие было введено в подвластной Пскову северной части Латгалии, а в 1227 г. крещены карелы. Православная миссия среди соседних народов помимо религиозной мотивации имела и политический смысл: она служила средством интеграции и закрепления их в составе Древнерусского государства. Это стало особенно актуальным в связи с возникшей угрозой со стороны крестоносцев и рыцарей католического Тевтонского ордена.

 

Так было положено начало миссионерской деятельности Русской церкви. Она не только шла вслед за расширением пределов политического влияния Российского государства, но нередко и сама создавала культурные предпосылки для него.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Двоеверие и синкретизм | Имущественное и правовое положение Церкви
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.