Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Попытки киевских князей утвердить независимость Русской церкви от Византии




 

Поскольку Русская церковь являлась митрополией, т.е. частью Константинопольского патриархата, возглавлявшие ее митрополиты, как правило, были греками или огреченными славянами с Балкан (сербы, болгары). Они подчинялись патриарху, а их поставление на Киевскую митрополичью кафедру утверждалось византийскими императорами, обладавшими сакральными функциями. Отсюда следовало, что глава Русской церкви был прежде всего вассалом императора и в силу этого обладал определенной степенью свободы в отношениях с киевским великим князем. Более того, сам киевский князь косвенным образом оказывался зависимым от императора в вопросе о возглавлении Русской церкви.

 

Вот почему древнерусские князья использовали всякий благоприятный момент для того, чтобы во главе Церкви поставить своего соотечественника. Так было в 1051 г., когда по инициативе Ярослава Мудрого собор русских епископов избрал митрополитом на Киевскую кафедру его духовника, священника княжеского села Берестова Илариона. Этому предшествовала война Руси с Византией, в связи с чем митрополичий престол в течение трех лет был пуст. Постфактум Илариона признали в качестве митрополита и в Константинополе. Во второй половине XI в. Русскую митрополию возглавил бывший придворный великого князя Изяслава (1054-1078) Ефрем, причем также с согласия Константинополя. В 1147 г. была еще одна, на этот раз неудачная, попытка поставить митрополитом Киевским русского человека - Климента Смолятича.

 

Однако все это лишь единичные исключения при общем правиле. Правда, со второй половины XII в., после того как киевский князь Ростислав (1158-1167) пригрозил избирать митрополитов без ведома патриарха, в Константинополе сочли за благо при поставлении владыки Киевского считаться с волей великого князя.

 

Хотя поставление киевских митрополитов Константинополем в определенной степени ущемляло политические амбиции великих князей, однако в условиях межкняжеских усобиц (сначала в связи с претензиями на великокняжеский престол, затем — с удельным сепаратизмом) именно оно давало определенную гарантию того, что Киевский митрополичий престол не станет объектом межкняжеских распрей и не будет угрозы того, что каждый добившийся великого княжения будет ставить собственного митрополита. Более того, организационно единая Русская церковь в условиях феодальной раздробленности в XI-XIV вв. оставалась едва ли не единственным фактором единения Руси. Нередки были случаи, когда иерархи уговорами, а то и прибегая к анафеме, снимали межкняжеские конфликты.

 

Вместе с тем Церковь и сама подчас оказывалась подверженной влиянию центробежных сил. Каждый удельный князь стремился иметь в своих владениях епископа, которого сам и избирал из преданных ему лиц. Поэтому в течение XII - середины XIII в. происходило деление епархий, в результате чего их количество накануне монгольского нашествия достигло 16. Среди них - Переяславская, Галицкая, Волынская, Черниговская, Новгородская, Владимирская, Ростовская, Смоленская, Полоцкая, Рязанская, Белгородская. Муромская... Однако на фоне удельного размежевания и межкняжеских противоречий Церковь выступала как структурно-целостный, экономически мощный и политически влиятельный социальный институт.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. В каких исторических источниках содержатся сведения о принятии христианства на Руси?

2. Какое влияние на утверждение христианства в Древней Руси оказали соседние славянские народы?

3. Каким потребностям общественно-политического развития Руси отвечало христианство?

4. В чем проявлялся языческо-христианский синкретизм на Руси?

5. Каким образом складывалось материальное обеспечение Церкви в Древнерусском государстве?

6. Что входило в судебно-правовую компетенцию Церкви в Древней Руси?

7. В чем состояло общекультурное значение принятия Русью христианства?

8. Каков политический смысл попыток великих киевских князей утвердить независимость Русской церкви от Константинопольского патриархата?

 

Темы рефератов:

 

1. Общественно-политические предпосылки принятия христианства на Руси.

2. Светская власть и Церковь в Древнерусском государстве: правовые и имущественные отношения.

3. Влияние христианства на духовно-нравственную жизнь древнерусского общества.

4. Принятие христианства и развитие письменной культуры в Древней Руси.

5. Внешнеполитическое значение принятия христианства для Древнерусского государства.

6. Духовно-идеологические функции монастырей в Древней Руси.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

Религиоведение: учебник для бакалавров / под ред. И.Н. Яблокова. – М. Издательство Юрайт, 2012.

Дополнительная:

 

Введение христианства на Руси. М., 1987.

Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Т. I. М., 1997.

http://www.golubinski.ru/golubinski/ee.htm

Златоструй: Древняя Русь Х-ХIII веков. М., 1990.

"Крещение Руси" в трудах русских и советских историков. М., 1988.

Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1988.

Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. М., 1988.

Русское православие: Вехи истории. Науч. ред. А.И.Клибанов. – М.: Политиздат, 1989.

http://books.atheism.ru/files/russkoe_pravoslavie.html

Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси Х-ХIII веков. М., 1989.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.