Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутреннее устройство и состояние Церкви в XV-XVI вв

 

Русская церковь под управлением митрополита Московского насчитывала 10 епархий. Самой крупной среди них была епархия, управлявшаяся непосредственно митрополитом.

 

Митрополит получал вотчинные доходы с владений, принадлежавших кафедре, а также пошлины за поставление епархиальных архиереев, дары во время посещения приходов ("подъезд"), судные пошлины с духовенства и мирян за церковный суд, дани с церквей своей епархии, сборы на содержание служилых людей митрополичьего клироса.

 

Митрополичий двор был устроен по образцу двора удельного князя со своими боярами, отроками, стольниками, конюшими и другими чинами. Митрополит имел свой полк с воеводой.

 

Управление в рядовых епархиях строилось аналогичным образом. Теми же были и статьи доходов, но, разумеется, в меньших размерах. Первое место среди епископов по богатству и объему власти принадлежало новгородскому владыке, носившему титул архиепископа. В документах веча имя архиепископа ставилось выше имени местного князя.

 

В период феодальной раздробленности епископов избирали удельные князья из преданных им лиц боярского происхождения. В Новгороде исстари архиерея избирало вече. По мере ослабления власти удельных князей епископов в епархии все чаще назначали из Москвы. В XV в. такая практика утвердилась окончательно.

 

Приходское духовенство было полностью подвластно архиереям: поставлялось на приходы (за что полагалось платить), облагалось поборами и несло повинности. Материальное положение приходского священника зависело от избравшей его приходской общины. В XVI в. принцип выборности духовенства начинает вытесняться практикой наследования от отца к сыну. Это имело экономические причины: власти отказывали в поставлении в священники людей служилых и тяглых.

 

Будучи выходцами из простого народа, малообеспеченные и малограмотные, служители Церкви и в имущественном, и в нравственном отношении не сильно возвышались над своей паствой. Архиереи обличали их в пьянстве, мздоимстве, суевериях, плохом знании "чинов" (порядка) богослужения. Все это обусловливало низкий уровень духовной жизни, нарушения канонического строя церковного богослужения.

 

В результате монгольского нашествия образовалась острая нехватка богослужебных книг. Чтобы восполнить утраты, во второй половине XIII-XIV вв. в монастырях велась переписка книг. Но большой объем работы, спешка, недостаточная грамотность переписчиков приводили к тому, что в новых списках допускалось множество ошибок.

 

Другим проявлением "нестроения" в богослужебной практике было так называемое "многогласие", т.е. одновременное чтение, пение и возглашение ектен и й (прошения) диаконом. Делалось это ради сокращения продолжительности службы, чтобы прихожане не уходили из церкви, не дождавшись ее завершения. Однако при такой разноголосице верующие не могли вникнуть в смысл богослужебных текстов, сосредоточиться на молитве.

 

В конце XV-XVI вв. возникают споры о том, следует ли при богослужении ходить "по солнцу" или "против солнца", двоить или троить аллилуйю, совершать крестное знамение двумя или тремя перстами. Всему этому придавалось принципиальное значение.

 

Вместе с тем конец XV-XVI вв. - время интенсивного возрождения различных сторон церковной жизни.

 

В последней четверти XV в. итальянский мастер Аристотель Фиораванти выстроил в Московском Кремле новый кафедральный Успенский собор. Были сооружены богато украшенные соборы в Троице-Сергиевом монастыре. В первой половине XVI в. перестраиваются Благовещенский и Архангельский соборы в Кремле, построены Новодевичий монастырь, Покровский собор (храм Василия Блаженного). Получает распространение строительство отапливаемых церквей.

 

В правление Ивана III и Василия III завершается политическое объединение русских земель вокруг Москвы. Образование единого централизованного государства требовало идеологического подкрепления и создавало предпосылки для упорядочения внутрицерковной жизни в масштабах страны.

 

Одним из проявлений "удельщины" в жизни Церкви было то, что большинство чудотворных икон и канонизированных святых имели только местное почитание и в Москве не признавались. В свое время местные святыни удельных княжеств служили средством утверждения их самодостаточности перед лицом великокняжеских притязаний. Этим и объясняется нарочитый нигилизм московских властей в отношении к ним. Но после создания единого централизованного государства дальнейшее игнорирование местных святынь потеряло смысл и могло сыграть децентрализующую роль.

 

Процесс централизации культа с середины XVI в. принял масштабный характер. Успенский собор Московского Кремля стал местом сосредоточения чтимых реликвий из бывших удельных земель. В его иконостасе помещаются иконы Спаса из Новгорода, Благовещения из Устюга, Одигитрии из Владимира, Псково-Печорская икона из Пскова. В Москву перенесены мощи черниговского князя Михаила. Соборы 1547 и 1549 гг. придали 30 местным святым общероссийский статус.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возрождение монастырей, проблемы церковного землевладения, нестяжатели и иосифляне | Стоглавый собор 1551 г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.