Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восстановление государственной и церковной жизни после Смуты. Патриарх Филарет




 

После освобождения Москвы от поляков в феврале 1613 г. состоялся Земский собор, на котором царем был избран 17-летний Михаил Федорович Романов. В первые годы своего царствования Михаил правил страной, опираясь на Земский собор, действовавший при нем постоянно. Спокойствие в стране постепенно устанавливалось. В 1617 г. удалось договориться со шведами о возвращении Новгорода, хотя финское побережье оставалось за ними. Труднее всего складывались отношения с Польшей. Сигизмунд не желал признавать законность власти Михаила, по-прежнему претендуя на московский престол. Москва же требовала вернуть Смоленск. Мирные переговоры прерывались военными действиями. Наконец, в 1618 г. было заключено перемирие на 14,5 лет, по условиям которого Россия уступала временно Смоленск. Договорились также об обмене пленными. Митрополит Филарет, увезенный из России отступавшими поляками, был обменен на польского полковника Струсе.

 

Русская церковь уже в течение шести лет жила без патриарха. Безусловным претендентом на первосвятительский престол являлся Филарет. Представление о его "предызбранности" особенно укрепилось после того, как царем стал его сын. Торжественная церемония встречи Филарета, возвращавшегося из польского плена, произошла 14 июня 1619 г. Спустя несколько дней состоялась церемония избрания Филарета патриархом.

 

Патриарх Филарет (1619-1634) сразу же занял исключительное место в системе власти, являясь соправителем с царем. Он принимал непосредственное участие в решении государственных дел. Все распоряжения верховной власти выходили от имени царя и патриарха, им обоим представлялись послы иностранных государств. Патриарх носил титул Великого государя. Филарет своей твердой рукой ограничил попытки бояр - непосредственно или через земские соборы - влиять на царя.

 

Филарет немало сделал для возвышения института Церкви. Его патриарший двор был устроен наподобие царского. Делами управления ведали специальные приказы: 1) Судный - занимавшийся судопроизводством по делам лиц, находившихся в церковной юрисдикции; 2) Приказ церковных дел - по вопросам церковного благочиния; 3) Казенный - осуществлявший сборы в патриаршую казну; 4) Дворцовый — ведавший вотчинами и хозяйством патриаршего дома. Епархиальные архиереи создавали при себе приказы наподобие патриарших, главным образом духовных дел и казенные.

 

Духовенство представляло собой особое сословие, освобожденное от налогового и иного тягла. Одним из основных источников его существования являлась земля, которую имел клир каждого прихода. В селах священнослужители обычно кормились своим трудом; в городах принадлежавшая Церкви земля нередко сдавалась ремесленникам, торговцам, которые платили за нее оброк членам клира. Не неся тягла перед государственной казной, священнослужители, однако, имели обязательства в отношении своих епархиальных архиереев: они платили им церковную десятину, а также за рукоположение в сан.

 

Воспроизводство белого духовенства происходило главным образом за счет детей священнослужителей. В отсутствие системы образования - как государственной, так и церковной - минимум необходимых знаний (чтение, письмо и счет) они получали на дому.

 

Положение патриарха Филарета как Великого государя и соправителя царя, естественно, не могло быть унаследовано его преемниками, тем более что оно было несовместимо с интересами укрепления царской власти. Дабы исключить возможные претензии нового главы Церкви на статус, которым обладал Филарет, он сам определил своего преемника. Им оказался Иоасаф I (1634-1640), бывший псковский архиепископ, человек неамбициозный. В избрании следующего патриарха решающей была уже воля самого царя Михаила Федоровича. Патриархом стал Иосиф (1642-1652), архимандрит московского Симонова монастыря, человек пожилой и болезненный.

 

Земский собор 1648-1649 гг.

 

Ослабление авторитета высшей церковной власти после патриарха Филарета позволяло царю, не опасаясь сопротивления иерархов, решать назревшие проблемы экономической, политической и культурной жизни страны, в том числе нередко вопреки интересам Церкви. Однако проводить в жизнь эти мероприятия выпало уже сыну Михаила Федоровича - Алексею.

 

Начало царствования Алексея Михайловича (1645-1676) было ознаменовано сильнейшим мятежом, вспыхнувшим летом 1648 г. в Москве и некоторых других городах. Гнев ремесленников, торговцев и стрельцов, а также служилых людей был обращен против самоуправства, взяточничества, ложных доносов московского и провинциального чиновничества. Это событие и ускорило реализацию назревших преобразований.

 

Уже в сентябре 1648 г. был созван Земский собор, перед которым стояла задача принять новый свод законов, регулирующих имущественное и правовое положение всех социальных классов и групп населения, взаимоотношения государства и Церкви. Итогом работы Собора явилось Соборное уложение 1649 г., состоящее из 25 глав и 967 статей.

 

Еще в конце XVI в. правительство, нуждаясь в землях для наделения служилых людей, запретило Церкви покупать, принимать в заклад и получать "на помин души" вотчины светских феодалов. Однако в годы Смуты этот запрет игнорировался, а при патриархе Филарете и вовсе был отменен. Уложением 1649 г. запрет на приобретение Церковью земли на любых условиях восстанавливался. В случае его нарушения земля, переданная Церкви, отписывалась на государя. Правда, в дальнейшем рост церковного землевладения продолжался, но уже не прежними темпами. Если в конце XVI в. Церкви принадлежало около 30% всех частновладельческих земель и крестьян, то в 1678 г. - 21%, а в 1719 - 17%.

 

Важное решение, также затрагивавшее интересы Церкви, Собор принял и в сфере судопроизводства. Уложение 1649 г. установило для всех церковнослужителей (от патриарха до пономаря) подсудность по гражданским и уголовным делам светскому суду. Гражданские дела теперь должны были рассматриваться специально созданным Монастырским приказом, состоящим исключительно из светских чиновников, а уголовные - Сыскным или Разбойным приказом. Так был завершен процесс ограничения церковной юрисдикции в отношении людей, принадлежащих Церкви, по "мирским" делам. При этом речь шла не только об ограничении собственно судебной власти иерархии, но и об изъятии денежных доходов, поступавших в виде судебных пошлин.

 

К середине XVII в. была полностью восстановлена и еще более развита сложившаяся в XVI в. практика вмешательства светской власти в область административно-кадровых решений в Церкви. После патриарха Филарета вся структура церковного управления вновь вернулась в руки царя: церковные соборы созывались царскими указами, для участия в них приглашали царскими грамотами, проекты соборных определений готовились комиссиями, состоявшими из бояр и думных дворян. Настоятели монастырей, протопопы соборных церквей, патриаршие и епископские бояре, дворецкие и дьяки, составлявшие органы общецерковного и епархиального управления, назначались царем.

 

Между тем стала очевидной необходимость принятия действенных мер, которые способствовали бы повышению духовно-нравственного авторитета Церкви. Светскую власть, не менее чем церковную иерархию, тревожило, что люди во время богослужения не стоят "со страхом и благочинно", но обсуждают свои повседневные заботы; нищие толкутся в храме, прося подаяние, при этом нередко скандаля между собой. Все еще были популярны языческие обряды и скоморошеские игрища. Имели место злоупотребления религиозными клятвами с целованием креста и икон при заключении сделок.

 

Неизвестный автор челобитной патриарху Иосифу указывал на то, что многие пастыри Церкви "именем пастыри, а делом волцы", предаются пьянству и совершают службы в нетрезвом состоянии; монахи "любят сребро и злато и украшение келейное", ведут разгульную жизнь, дают взятки церковным властям, чтобы получить место игумена (Цит. по: Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. I. Сергиев Посад, 1909. С. 4-5). Всеобщее распространение получило "многогласие" за богослужениями.

 

Группа лиц из окружения царя, обеспокоенная проблемами внутрицерковной жизни, образовала кружок "ревнителей благочестия". В него входили молодой и энергичный боярин Федор Ртищев, архимандрит Новоспасского монастыря Никон (будущий патриарх), дьякон Благовещенского собора Федор Иванов, а также провинциальный священнослужитель Иван Неронов, протопопы Аввакум, Даниил, Лазарь, Логгин и др. В кружок входил и царь Алексей Михайлович. Главой кружка был протопоп Благовещенского кремлевского собора и духовник царя Стефан Вонифатьев.

 

"Ревнители" обсуждали меры к исправлению церковной жизни, предлагали их царю и патриарху: устранение "многогласия" и разнобоя в порядке богослужений, обязывание священнослужителей произносить проповеди, издание духовной литературы для чтения вне храма, повышение морального уровня духовенства. Царь издавал распоряжения о соблюдении постов и говении, о порядке в церквах, о "житии монахов, приличном иноческому обещанию". Свои распоряжения он адресовал не архиереям, а чиновникам.

 

Если Стоглавый собор 1551 г., хотя и формально, от лица Церкви обратился к государственной власти за санкциями против носителей пережитков язычества, то Земский собор 1648-1649 гг. - орган светский - по инициативе "ревнителей" уже прямо возлагает на государство функцию блюстителя православного благочестия. Соборное уложение 1649 г. открывает глава "О богохульниках и о церковных мятежниках". Богохульников власть обязуется "сыскивать" и, "обличив, казнити, сжечь"; казнить также "смертию безо всякия пощады" того, кто, придя в церковь, будет мешать совершению божественной литургии (См.: Соборное уложение 1649 г. Гл. 1. П. 1, 2 // Российское законодательство Х-ХХ веков: В 9 т. Т. 3. С. 85).

 

Решения Земского собора 1648-1649 гг. и деятельность "ревнителей" вызвали недовольство иерархии. Рассчитывать на успешное осуществление назревших реформ в Церкви можно было лишь при условии, если ее возглавит единомышленник царя, энергичный и авторитетный иерарх. А реформы, кроме внутренних потребностей, имели еще и внешнеполитический смысл: речь шла об устранении богослужебно-обрядовых расхождений не только с Греческой церковью, но и с Украинской. Это было особенно актуально в связи с перспективой воссоединения Левобережной Украины с Россией. После смерти патриарха Иосифа выбор царя пал на митрополита Новгородского Никона.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.