Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Октябрьский переворот, приход к власти большевиков, установление в России советской власти. Деятельность Русской церкви в новых общественно-политических условиях




Тема 5. ПРАВОСЛАВИЕ И ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

 

Октябрьский переворот, приход к власти большевиков, установление в России советской власти. Деятельность Русской церкви в новых общественно-политических условиях. Внутренняя борьба и расколы в Церкви. Попытки легализации органов церковного, управления. "Декларация" митрополита Сергия 1927 г. Политические репрессии 1930-х годов. Увеличение числа епархий и приходов РПЦ за счет присоединения к СССР Прибалтики, Бессарабии, западных областей Украины и Белоруссии. Потребность в изменении государственной политики в отношении религиозных организаций в стране. Церковь в годы Великой Отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие. Патриарх Сергий. Патриарх Алексий I. Церковь в годы хрущевской "оттепели". Стабилизация церковной жизни в 1970-х - первой половине 1980-х гг. Патриарх Пимен. Церковь в период "гласности и перестройки". Празднование 1000-летия Крещения Руси (1988). Демократические преобразования в стране в 1990-х гг. и возрождение церковной жизни. Патриарх Алексий II.

 

 

К вечеру 25 октября вся Москва уже знала о победе большевиков в Петрограде. Заседания Собора были приостановлены до 28 октября. Было решено прекратить дискуссию по вопросу о восстановлении патриаршества. В течение нескольких последующих дней, несмотря на ожесточенные бои в городе членам Собора удалось выработать порядок избрания патриарха и путем тайного голосования определить трех кандидатов - архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Арсения (Стадницкого) и митрополита Тихона (Беллавина).

 

4 ноября 1917 г. Собор принял Положение о высшем управлении Церковью, которое гласило:

"1. В Православной Российской Церкви высшая власть: законодательная, административная, судебная и контролирующая - принадлежит Поместному собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян.

2. Восстанавливается патриаршество, и церковное управление возглавляется патриархом.

3. Патриарх является первым между равными ему епископами.

4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору" (Собрание определений и постановлений Священного собора православной Российской церкви 1917-1918 гг. Вып. I. M., 1918. С. 3).

 

5 ноября в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха по жребию. Из ковчежца, где находились записки с именами кандидатов, была вытащена одна с надписью: "Тихон, митрополит Московский". 21 ноября Тихон был возведен в сан патриарха Всероссийского.

 

С середины ноября 1917 г. Собор приступил к обсуждению определения "О правовом положении Российской православной церкви". Проект документа представляли профессор Московского университета С.Н.Булгаков и профессор Киевской духовной академии Ф.И.Мищенко. Оба выступавших исходили из того, что возвращения к старым взаимоотношениям между Церковью и государством, когда "Церковь была окована цепями государства" и "огосударствлена", быть не может (Священный собор православной Российской церкви; Деяния. Кн. 4. М., 1918. С. 55). Однако оба считали невозможным строить эти отношения на принципе отделения Церкви от государства.

 

Члены Собора, полагая, что "нынешние власти" в борьбе с "белым движением" и Антантой не продержатся более одного-двух месяцев, ориентировались на сохранение "союзнических" отношений с государством и укрепление своего особого положения в обществе. Не случайно тот же Булгаков говорил: " Наши требования обращены к русскому народу через головы теперешних властей. Конечно, возможно наступление такого момента, когда Церковь должна анафематствовать государство. Но, без сомнения, этот момент еще не наступил" (Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 3431. Оп. 1. Д. 227).

 

2 декабря 1917 г. проект был принят на пленарном заседании Собора. Этим документом Собор, с одной стороны, выявлял свою официальную позицию в отношении церковной политики большевиков, а с другой - предлагал обществу и государству собственное видение "идеальной" модели взаимоотношений государства и Церкви. Среди 25 пунктов Определения выделим такие, как требование обязательной принадлежности главы государства, министров исповеданий и народного просвещения (и их заместителей) к православному исповеданию; объявление православного календаря государственным, а православных праздников неприсутственными днями; передача записи и учета актов гражданского состояния в руки Церкви; введение в государственных школах обязательного преподавания Закона Божьего; сохранение института православного военного духовенства и прав юридического лица за православными "установлениями"; незыблемость церковной собственности и льготное налогообложение; выделение государственных субсидий на нужды Церкви; сохранение за Церковью "первенствующего" положения и т.д. (Собрание определений и постановлений Священного собора православной Российской церкви. 1917-1918 гг. Вып. 2. М., 1918. С. 6-8).

 

Таким образом, Церковь последовательно отстаивала традиционную для нее идею "христианского государства" и неразрывного союза Православной церкви и государства. Удовлетворение всех требований, условий и обязательств, зафиксированных в Определении Собора, означало бы клерикализацию государства и общества, возвращение к институту государственной Церкви и ее монополии в духовной сфере. Все это перечеркнуло бы усилия демократической общественности, выступавшей с конца XIX в. за свободу совести и вероисповеданий, и те ее достижения, что обеспечивало Временное правительство.

 

Что касается новой власти - советской, выступавшей с лозунгом строительства "светского государства", то для нее курс Церкви, изложенный в Определении, был и вовсе неприемлем.

 

В декабре 1917 г., в последние дни работы первой сессии, Собор принял акты, относящиеся к деятельности высших органов церковной власти. Так, патриарх наделялся правом созывать церковные соборы и председательствовать на них, сноситься с другими автокефальными православными церквами, обращаться с посланиями, посещать епархии и заботиться о замещении архиерейских кафедр, привлекать виновных епископов к церковному суду. Устанавливалась и ответственность патриарха в случае нарушения им своих обязанностей.

 

Постоянными органами высшего церковного управления в период между поместными соборами становились Священный Синод и Высший церковный совет. Священный Синод состоял из патриарха (председатель) и 15 членов (из иерархов, священников и мирян). Согласно определению Собора, Священный Синод осуществлял высший надзор, заботясь "о нерушимом сохранении догматов веры и правильном их истолковании", контролируя перевод и печатание богослужебной литературы. Высший церковный совет ведал установлением и изменением центральных и епархиальных церковных учреждений, назначением должностных лиц в них, пенсионным обеспечением духовенства и церковнослужителей. 9 декабря первая сессия Собора завершила свою работу.

 

Вторая сессия Собора начала свою работу 20 января 1918 г. На ней рассматривались вопросы, относящиеся к епархиальному управлению, приходской жизни и устройству единоверческих приходов. Однако политическая ситуация в стране выдвинула на первый план иные вопросы, и прежде всего - отношение к правительственным актам, касающимся положения и деятельности Православной церкви. И патриарх, и Собор отказались признать обязательным для Церкви исполнение основного правового акта советской власти в отношении религиозных организаций — Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви от 23 января 1918 г. Это было воспринято властями как шаг, дестабилизирующий и без того сложную политическую ситуацию в стране, как призыв к верующим перейти к открытому гражданскому неповиновению.

 

Хотя зимой-весной 1918 г. противостояние Церкви и государства было налицо, обе стороны все же предпринимали некоторые шаги к поиску компромисса. Немало обращений патриарха Тихона, Поместного собора, отдельных иерархов и священников рассматривалось в Совнаркоме, других ведомствах и учреждениях, и по ним принимались положительные для Церкви решения. В частности, власти разрешили проведение богослужений в храмах Кремля.

 

Бурные споры разгорелись на Соборе вокруг процедуры выборов епархиальных архиереев и объема их властных полномочий. Представители приходского духовенства и мирян выступали за расширение своих прав в решении этих вопросов, архиереи отстаивали решающую роль епископа во всех вопросах епархиальной жизни.

 

Почти два месяца обсуждался проект приходского устава, цель которого - оживить деятельность приходов, способствовать сплочению верующих вокруг приходского храма. В последний день работы Собор принял приходской устав. Его первая статья определяла приход как "общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля" (Собрание определений и постановлений Священного собора православной Российской церкви. 1917-1918 гг. Вып. 3. С. 13).

 

Собор принял 2 документа о текущей жизни Церкви. Первый, от 18 апреля - "О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную церковь" - устанавливал за богослужением "особые прошения о гонимых ныне за православную веру и Церковь и о скончавших жизнь свою в исповедниках и мучениках", а также "ежегодное молитвенное поминовение... всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников"; в обязанность епархиальных властей вменялся сбор сведений об изъятом церковном имуществе, об арестах служителей культа и прихожан (Там же. С. 55-57).

 

Второй, от 19 апреля - "О мероприятиях к прекращению нестроений в церковной жизни" - определял меры наказания для мирян, священников и епископов, " не покоряющихся и противящихся церковной власти и обращающихся в делах церковных к враждебному Церкви гражданскому начальству и навлекающих через то на Церковь, ее служителей, ее чад и достояние многоразличные беды" (Там же. С. 58-60). В документе расшифровывались "богопротивные" дела, за которые следует церковное наказание (речь идет о запрещении в священнослужении, извержении из сана, привлечении к церковному суду, отлучении от Церкви) - это обращение к гражданской власти и гражданскому суду, исполнение или участие в проведении в жизнь требований Декрета о свободе совести и иных актов государственной власти, относящихся к деятельности религиозных объединений, отобрание у монастырей и храмов земли и иной собственности.

 

Два вышеназванных Определения были реакцией Собора на происходившие в стране события. Весной 1918 г. шли локальные бои, формировались вооруженные силы и "белых", и "красных", активно действовали подпольные антиправительственные вооруженные группы, вспыхивали мятежи и восстания, шел процесс стихийной национализации церковно-монастырской собственности. Налицо была эскалация насилия и классового противостояния.

 

Между тем среди мирян и даже духовенства не было однозначно негативного отношения к политике большевиков в области вероисповеданий, в частности к Декрету о свободе совести. К примеру, в одном из писем духовенства, опубликованном в петроградской газете "Знамя Христа", говорилось: "Наш долг, наша обязанность не возбуждать темные массы, не творить тех бунтов, которых в России и так немало, а выяснять всем и каждому, что... отделение церкви от государства и другие декреты в связи с этим нисколько не унижают христианства... Когда всмотришься внимательно во все происходящее, то невольно поднимается вопрос: от кого и от чего наши иерархи призывают спасать Христову веру?" (Цит. по: Брушлинская О. "Я чувствую правду вашего движения" // Наука и религия. 1987. № 2. С. 7.)

 

8 мая 1918 г. по поручению Совнаркома Наркомат юстиции образует специальный, 8-й отдел по проведению Декрета об отделении Церкви от государства в жизнь во главе с П.А.Красиковым. Отныне все вопросы взаимоотношений государства и православной церкви, требующие решения правительства, предварительно обсуждаются в этом отделе.

 

На третью сессию Собора, начавшуюся 2 июля 1918 г., собралось всего 150 человек, из них 16 епископов. В повестке сессии намечено было выработать соборные Определения о деятельности высших органов церковного управления, о Местоблюстителе Патриаршего Престола; о монастырях и монашествующих; о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения; об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания.

 

Вся работа третьей сессии Собора несла на себе отпечаток политической ситуации в России - усугубляющейся кровавой Гражданской войны, иностранной интервенции, военно-экономической блокады страны, голода, эпидемий, массовой гибели населения.

 

Соборяне особенно болезненно реагировали на принимаемые властью акты, касающиеся Церкви. Это относилось прежде всего к опубликованной 30 августа 1918 г. Инструкции Наркомюста о порядке проведения в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства. На частном совещании 1 сентября у патриарха предлагалось в качестве ответной меры ввести в стране интердикт: закрыть все церкви, прекратить повсеместно совершение всех религиозных обрядов и треб. Многие горячо ратовали за него. Однако немало было и тех, кто возражал, справедливо указывая на то, что рядовые верующие не поддержат решение об интердикте.

 

В итоге идея интердикта была отвергнута и признано желательным "возгревать" религиозные чувства верующих посредством общественных богослужений, крестных ходов, канонизации новых святых. 6 сентября Собор заявил о своем непризнании Инструкции Наркомюста и потребовал ее отмены.

 

12 сентября Собор обсудил и принял определение "Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания". Среди его 11 пунктов были и такие:

 

"<...> п.3. Никто из православных христиан под страхом церковного отлучения да не дерзнет участвовать в изъятии святых храмов, часовен и священных предметов, в них находящихся, из действительного обладания Святой Церкви.

<...> п.6. В случае явного небрежения или безразличия прихожан к захвату и поруганию своих святынь храмы таковых приходов закрываются распоряжением местного епархиального архиерея и отправление общественного богослужения, а в исключительных случаях и некоторых частных треб в приходе прекращается впредь до полного раскаяния виновных.

<...> п.9. В случае хотя бы временного перехода православного храма в фактическое обладание чуждых и враждебных Православной церкви лиц, соединенное с прикосновением их к священным предметам, прежде возобновления богослужения в таком храме и обращения священных предметов к их употреблению необходимо освящение их по установленному церковному чину" (Собрание определений и постановлений Священного собора православной Российской церкви. 1917-1918 гг. Вып. 3. С. 28-30).

 

Это была отчаянная попытка не допустить национализации церковного имущества, перехода в руки государства ни единого из "священных предметов", хранящихся в Церкви. Каждый из верующих обязывался выполнять эти требования под страхом церковного наказания.

 

20 сентября члены Собора (чуть более ста человек) собрались на свое последнее заседание. Настроение было подавленное. Попытки в предшествующие дни связаться с Совнаркомом для решения спорных вопросов о положении Церкви в новых условиях оказались тщетными. Совнарком отписал, что в приеме каких-либо делегаций от Собора надобности не видит, и предлагал впредь подавать письменные обращения в общем для всех граждан порядке. По областям и губерниям продолжалась национализация церковного имущества, закрывались монастыри, из школ изгонялся Закон Божий, всякая попытка духовенства выступить в защиту интересов Церкви трактовалась как "контрреволюция". Устойчивые слухи предрекали, что вот-вот и сам Собор будет закрыт, а участники арестованы и высланы из Москвы. И хотя было принято решение созвать следующий Поместный собор весной 1921 г., в это мало кто верил. Вскоре после окончания Собора многие из его участников бежали на Юг, влились в Белое движение, возглавили работу сформированных там церковных органов.

 

Гражданская война ребром поставила вопрос о политической позиции Церкви. Патриарх Тихон, находясь на "красной территории", пытался быть нейтральным. Однако на территориях, где власть принадлежала "белым", иерархия и духовенство в своем подавляющем большинстве поддерживали их. К тому же там повсеместно был отменен Декрет об отделении Церкви от государства, а властные структуры активно использовали религию и религиозные организации в своих политических целях.Открытую антисоветскую позицию заняли и созданные в тех регионах церковные управленческие структуры (Временные высшие церковные управления в Томске и в Ставрополе), одновременно заявляя о своей "верности" и "подотчетности" патриарху Тихону. Последний оказался в чрезвычайно сложной ситуации: он не мог встать ни на сторону "красных", ни повлиять на курс той части Церкви, что оказалась на "белой" территории. Большевики же видели в этом "контрреволюционность" и "антисоветскую политику" патриарха. Для них в условиях гражданской войны Церковь стала одним из политических противников, по отношению к которому дозволены все меры и средства воздействия военного времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.