Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекционные умения, личностные и профессиональные качества педагога




Профессиональная деятельность педагога специального учреждения

Методическая работа в специальных учреждениях

Аналитико-диагностическая деятельность руководителя специального учреждения

Аналитико-диагностическая деятельность является важнейшей частью системной управленческой деятельности. Без педагогического анализа невозможно объективно изучить состояние учебно-воспитательного процесса, проконтролировать деятельность педагогического коллектива, определить задачи, планы, т.е. выработать на научной основе рекомендации по упорядочению системы или переходу ее в более высокое качественное состояние.

Эффективность аналитико-диагностической деятельности руководителей школы зависит от знания основных принципов педагогического анализа, владения его методикой, а также от его способности привлечь к этой деятельности практически каждого участника школьного коллектива. Главные принципы: целенаправленность, объективность, системность, массовость, результативность.

К методам анализа можно отнести изучение, своевременное установление обратных связей, выработку рекомендаций, сопоставление, синтезирование, систематизирование, обобщение, тестирование, анкетирование, наблюдение и т.д.

Таблица 1. Виды анализа

Характерис- тика контроля Оперативный Тематический Итоговый
       
Цель Ежедневный, еженедельный анализ основных показателей коррекционно-развивающего обучения. Вскрытие негативных явлений. Выработка реакций (быстрая реакция). Информация для тематического и итогового контроля Диагностика тех или иных наиболее значимых сторон деятельности коллектива. Установление взаимосвязей. Выработка рекомендаций по регулированию учебно-воспитательного процесса (предполагается системный подход). Подготовка к итоговому контролю Оценка результатов" деятельности всей школьной системы (четверть, полугодие, год). Определение главных задач коллектива на планируемый период
Источники Не отличается глубиной Внутришкольный контроль, материалы оперативного анализа, личные наблюдения руководителя в соответствии с поставленной целью Итоги работы за четверть, полугодие, год на основе внутришкольного контроля. Данные тематического анализа. Результаты экзаменов по труду. Итоги работы по социально-трудовой адаптации и реабилитации
Содержание Оперативная оценка школы за день, неделю, месяц. Содержание строится на основе посещения урока, внеклассных мероприятий. Оценивается работа учителя, обучающихся. Анализируется сос­тояние посещаемости и дисципли­ны за день, неделю и т.д. Устанавливаются причины отклоне­ния в качестве преподавания и т.д Изучение хода и состояния наиболее важных сторон педагогического процесса, путей получения итоговых показателей, характеризующих учебно-воспитательный процесс в целом. Система работы отдельных служб Систематизация материалов оперативного и тематического контроля. Оформление в виде итоговых таблиц, графиков. Анализ итоговых показателей. Итоги состоят из наиболее важных узловых проблем по всем звеньям школьной жизни (мониторинг, психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся). Анализ целевых программ.
Особенности Чаще интуитивный Анализ работы учи­теля не ограничи­вается уроком. Изучается деятельность учителя по повышению квалификации, анализируется уровень качества преподавания отдельных дисциплин, качество знаний обучающихся, уровень эмоционального общения, коррекционная деятельность, работа специалистов, т.е. обеспечивается системный подход Самый сложный вид. Перспективный характер. Требует подготовки в течение всего отчетного периода. Всегда проводится под руководством директора школы

В педагогическом анализе должна быть дана оценка следующих связей: повышение квалификации и рост профессионального мастерства учителей, повышение уровня преподавания и рост качества знаний обучающихся и т.д. Анализ педагогической деятельности учителя руководитель выполняет через три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый (табл. 1). Подробнее остановимся на диагностическом исследовании работы учителя, которое осуществляется с помощью методик, разработанных учеными и описанных в научно-методической литературе (в частности, методики В. И. Зверевой).

К диагностике педагога привлекаются:

· школьные психологи, которые составляют карту результатов наблюдений за деятельностью педагога по созданию здорового психологического климата в учебном коллективе, по развитию психофизических качеств личности ребенка;

· социальные педагоги, устанавливающие уровень возможностей учителя в осуществлении социальной защиты ребенка и эффективности его работы в данном направлении;

· руководители предметных методических объединений, ибо именно здесь идет накопление первичной информации об учителе, именно здесь ему оказывается непосредственная методическая помощь.

Вопросы для диагностики составляются на основе анализа за предыдущий год. В каждом методическом объединении перечень вопросов состоит из группы общепедагогических, по специальной педагогике и специальной психологии и вопросов, отражающих специфику предмета.

Каждый учитель, проводя самодиагностику в начале года, определяет тот или иной уровень владения проблемой. Со своей стороны, руководители МО и администрация школы на основании результатов работы и внутришкольного контроля определяют профессиональный уровень педагога, сопоставляя результаты диагностики и самодиагностики. Таким образом, появляется возможность методическую работу строить на диагностической основе: выделить учителей, владеющих теми или иными проблемами на высоком уровне, для оказания практической помощи другим учителям; оказать помощь учителям, у которых уровень знаний тех или иных вопросов определился как низкий.

В аналитической деятельности руководителя важное место занимает анализ урока и других форм обучения. В школьной практике выделяется несколько видов анализов уроков (краткий, аспектный, развернутый). Также полезно привести хотя бы примерную схему педагогического анализа итогов деятельности за год, без чего невозможно определить задачи ни следующий учебный год, спланировать работу.

· Выполнение задач, поставленных перед школой на учебный год (делается вывод, какие задачи и разделы плана прошедшего учебного года выполнены полностью, какие нет, почему).

· Всеобуч

· Внутришкольное руководство и контроль, их результаты

· Состояние работы с педагогическими кадрами. Аттестация и ее итоги.

· Анализ состояния преподавания, качества знаний, умений, навыков. Реализация образовательной программы.

· Анализ трудового обучения и воспитания, уровня профессиональной подготовки. Социальная защита воспитанников.

· Анализ уровня воспитательной работы

· Анализ уровня коррекционной работы

· Анализ лечебно-профилактической работы

· Анализ работы специальных служб (психолога, дефектолога, социального педагога)

· Анализ работы по целевым программам

· Анализ научно-исследовательской деятельности

· Анализ финансово-экономической и хозяйственной деятельности

· Анализ положительных и отрицательных факторов

Остановимся подробнее на последней позиции, ибо анализ положительных и отрицательных факторов выступает эффективным средством определения потенциала учреждения, является необходимым этапом стратегического планирования.

Здесь можно выделить две составляющие: внутренний анализ, объектом которого является деятельность самого учреждения, и анализ внешних обстоятельств деятельности, шкалы возможных и предполагаемых опасностей. Цель этого анализа усилить преимущества положения, а недостатки свести к минимуму, ослабить внешние угрозы и создать новые возможности для развития. Результаты анализа положительных и отрицательных факторов, перспективных направлений и возможных неудач могут быть представлены следующим образом.

Положительные факторы: создано коррекционно-развивающее пространство, которое обеспечивает развитие механизмов компенсации каждого воспитанника; положительно решаются вопросы социально-трудовой реабилитации, социальной интеграции подростка в общество; созданы мощные блоки поддержки – лечебно-оздоровительный, коррекционный; созданы группы начальной профессиональной подготовки; школа имеет лицензию на право профессиональной подготовки и т.д.; обладает творческой командой; поддержкой родителей, отличной материальной базой, поддержкой властей.

Отрицательные факторы: педагоги испытывают сложности с получением дефектологического образования (второе высшее образование приобретается на платной основе); опытнейшие сотрудники находятся в пожилом возрасте; молодежь неохотно приходит в школы в силу мизерной заработной платы.

Перспективы: расширение внебюджетной деятельности и на этой основе получение возможности повысить профессиональный уровень сотрудников, чтобы увеличить количество предлагаемых образовательных услуг. Возможные неудачи: риск потерять опытных учителей из-за низкой оплаты труда; возможная потеря поддержки со стороны некоторых представителей власти и др.

На основе педагогического анализа и поставленных задач строится долгосрочная школьная политика и составляются долгосрочные планы развития, определяются подходы к планированию работы школы на следующий год. В целом, аналитико-диагностическая деятельность, ее действия и эффективность будут зависеть от качества всех остальных функций управления и от того, насколько правильно осуществляется их взаимодействие.

 

Главное назначение методической службы это организация методической работы с кадрами, которая направлена на обучение и развитие педагогических кадров и призвана обеспечивать беспрерывность последипломного образования, взаимосвязь и преемственность самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы.

Цель методической работы повышение профессионального уровня учителей, формирование педагогического мастерства, творчества для сохранения и развития положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.

Основными функциями методической службы общеобразовательного учреждения являются: восстановительная (воспроизведение тех знаний, которые могли быть утрачены по каким-либо причинам); компенсаторная (преодоление пробелов в профессиональной подготовке учителей); коррекционная (внесение коррективов в умения и навыки учителей); адаптационная (приспособление к меняющимся социальным условиям, запросам общества); развивающая (осуществление качественного роста педагогов); опережающая (профессиональная подготовка учителей с учетом прогнозов развития системы образования).

Обоснованное определение целей и задач методической службы поможет выбрать оптимальное содержание и формы организации работы с педколлективом. Содержание должно работать на реализацию программ развития учебного заведения и учебного плана, отвечать требованиям современной школы и, выполняя общие задачи республики, города, региона, должно быть сугубо индивидуальным, применительным к условиям каждого образовательного учреждения.

Содержанием методической работы в общеобразовательном учреждении являются:

· совершенствование учебно-воспитательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов работы);

· повышение профессиональной подготовки учителей на основе использования современных информационных технологий;

· разработка учебно-методической документации;

· организационно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы, инновационных процессов;

· технологическое обеспечение образовательного процесса;

· организация работы учителей по самообразованию;

· выявление, обобщение и распространение положительного опыта работы учителей;

· проведение профессиональных смотров, конкурсов;

· аттестация педагогических кадров и др.

Современная методическая служба общеобразовательного учреждения состоит из нескольких направлений деятельности: организационно-методической работы; учебно-методической; научно-методической; инновационно-методической.

Организационно-методическая деятельность направлена на осуществление постоянного взаимодействия с педагогическими кадрами с целью создания оптимальных условий для совершенствования и развития их профессионального уровня, раскрытия возможностей, педагогических интересов и способностей. Предусматривает:

· организацию системы методической работы с целью развития педагогического мастерства и творчества педагогов;

· материально-техническое обеспечение повышения квалификации;

· планирование и организацию методической работы с кадрами на диагностической основе;

· вовлечение педагогов в работу общешкольных и внешкольных методических формирований;

· организацию методического обеспечения индивидуальной и коллективной педагогической деятельности;

· организацию рефлексивной деятельности учителей и определение путей решения педагогических проблем и затруднений;

· создание в учебном заведении методических формирований и организацию их работы;

· организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров;

· организацию работы по изучению, обобщению и пропаганде передового опыта; организацию работы методического кабинета;

· обеспечение взаимодействия всех методических подструктур;

· внутришкольный контроль за методической работой;

· разработку локальных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность методической службы;

· стимулирование высоких результатов педагогического труда и т.д.;

Учебно-методическая работа – один из видов гностической деятельности педагогического коллектива, способствующий профессиональному развитию учителей и на этой основе совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Основными задачами учебно-методической работы являются:

· оперативное реагирование методической службы на запросы учителей по насущным педагогическим проблемам;

· расширение и обогащение методических знаний и умений учителей;

· изучение и обобщение передового педагогического опыта;

· коллективная разработка сложных тем по учебным дисциплинам, написание методических рекомендаций, памяток для своих коллег;

· разработка и усовершенствование учебных программ курсов по выбору, спецкурсов, факультативов;

· отслеживание результатов учебно-воспитательного процесса;

· методическое сопровождение работы по самообразованию;

· методическое обеспечение коллективной педагогической деятельности;

· мониторинг профессиональной успешности педагогических работников и др.;

Научно-методическая работа предполагает обеспечение научно-исследовательских подходов к организации образовательного процесса, совершенствование и повышение профессионального уровня учителей на основе достижений современной психолого-педагогической науки и непосредственного научно-практического опыта. Основные направления:

· непрерывное изучение достижений педагогической науки, теории и практики обучения и воспитания;

· усвоение научных методов диагностики учебно-воспитательного процесса и формирование у учителей умения анализировать свою педагогическую деятельность на основе научных методов исследования;

· совершенствование анализа и планирования работы научно-методической службы исходя из современных научных подходов и приоритетов в развитии образовательного учреждения;

· совершенствование видов и форм диагностики и контроля уровня развития педагогического коллектива;

· активизация работы научно-методических подструктур, опытно-экспериментальной деятельности педагогов на основе полученных результатов диагностики и контроля;

· проведение научно-исследовательской работы;

· методическое сопровождение хода эксперимента в рамках учебного заведения;

· обсуждение результатов научно-исследовательской работы;

· создание передового педагогического опыта на основе ведущих идей современной психологии, педагогики и частных методик;

· публикации в педагогической печати материалов из опыта работы;

· сотрудничество с вузами и другими учебно-научными учреждениями;

· организация работы научного общества учащихся;

· разработка программ и учебно-методических комплексов;

· подготовка к поступлению и обучение в магистратуре, аспирантуре, защита диссертации.

Инновационно-методическая работа – одно из наиболее современных направлений в работе методической службы. Выделение его в самостоятельную единицу достаточно условно, так как инновационные процессы, имеющие место в учебном заведении, неразрывно связаны с научно-исследовательской работой. К основным направлениям инновационно-методической работы следует отнести:

· внедрение в практику прогрессивных управленческих и образовательных технологий, разработку и защиту инновационных педагогических проектов;

· переход на работу в новых методических подструктурах (кафедра, лаборатория, мастерская);

· защиту авторских методик;

· разработку инновационных карт, инновационного педагогического поля учебного заведения; создание банка педагогических инноваций;

· разработку комплексно-целевых программ по управлению инновационными процессами и др.

Все вышеназванные направления методической работы будут действительно востребованы в учебном заведении, если в нем на практике удастся реализовать следующие подходы:

· проблемно-диагностический;

· личностно-ориентированный;

· организацию и управление успехом;

· планирование работы по вертикали, снизу вверх (встречное планирование);

· стимулирование педработников в процессе и по результатам деятельности;

· использование преимуществ микрогрупповой работы;

· переход от коллективных форм работы к самообразованию;

· реализацию принципа педагогической поддержки;

· отказ от решения глобальных педагогических и отвлеченных проблем в пользу реальных педагогических затруднений;

· делегирование педагогическому самоуправлению наибольших полномочий в интересах повышения качества собственной деятельности;

· индивидуализацию управленческих действий;

· рефлексивность;

· многообразие форм подведения итогов.

Только осознанная, системная, рефлексивная деятельность, продиктованная потребностями и перспективами развития учебного заведения, основанная на достижениях теоретической науки и передового опыта, осуществляемая с учетом особенностей, возможностей педагогического коллектива в целом и каждого его участника в отдельности, обеспечит желаемый результат.

 

Профессионально-педагогическая деятельность педагога, работающего с детьми с проблемами в развитии, осуществляется по отношению к ребенку сквозь призму понятия «направление развития личности». Для осуществления коррекционной деятельности учителю важно научиться диагностировать направление развития личности, которое может быть трояким и включать в себя:

1) правильное развитие личности;

2) развитие личности по нисходящей линии;

3) выпрямление личности.

Соответственно, в профессионально-педагогическую (коррекционную) деятельность учителя (воспитателя) входят два основных вида действия:

1) анализирующее;

2)корректирующее.

В практической деятельности педагога эти два действия постоянно переплетаются. Анализ взаимоотношений» ребенка с окружающим миром дополняется анализом его поступков.

Основные принципы педагога, работающего с трудными детьми:

1) трудные дети требуют любовного внимания и подхода, но, прежде всего, должен быть выявлен источник трудностей воспитания;

2) нужно добиваться гармоничности воздействий на ребенка со стороны родителей, коллектива;

3) для детей с аномалиями интеллекта особое значение имеет умственное воспитание в процессе овладения знаниями;

4) важны единство воспитания и самовоспитания, недопущение стихийности в развитии личности ребенка; формирование чувства коллективизма;

5) недопустимы «сильнодействующие» средства – наказания в детстве и отрочестве. Способы воспитания должны быть тонкими, точными, не разрушающими нервную систему ребенка и воспитывающими благородные чувства. В процессе занятий с детьми необходимо развивать и корректировать их речь, формировать планирующую и регулирующую функции речи.

Коррекционная работа должна быть направлена на коррекцию всей личности, а не отдельных психических процессов. Она должна включать все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребенка и может быть представлена следующими приемами:

1) развитие интеллекта с опорой на зону ближайшего развития;

2) развитие в адекватном темпе;

3) развитие трудовых навыков и умений (прикладных навыков);

4) развитие по откорректированной программе;

5) вовлечение в интересную деятельность (игры);

6) устранение некомфортности среди сверстников;

7) воздействие через эмоциональную сферу (например, музыку);

8) объяснение материала в интересной форме;

9) нестандартные формы обучения (кроссворды, головоломки, шарады);

10) гибкая система контроля знаний и их оценки.

К приемам педагогического воздействия относятся:

1) приемы, содействующие улучшению взаимоотношений педагога и ребенка, проявление доброты, внимания, заботы, просьба, поощрение, доверие, выражение положительного отношения, авансирование личности, обходное движение (защита ребенка в противовес окружающим), прощение, проявление огорчения;

2) приемы, способствующие повышению успеваемости: организация успеха в учении, ожидание лучших результатов;

3) приемы, вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков: убеждение, доверие, моральная поддержка, вовлечение в интересную деятельность, пробуждение гуманных чувств, нравственное упражнение.

Педагог, работающий с детьми с ОПФР, должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления интеллектуальной либо физической недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.

Педагог должен уметь распознавать физические и психические дисфункции, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с расстройствами, как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологические особенности детей с патологией, использовать приемы и методы их воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций. Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у педагога глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с коррекционной педагогикой наук, творческой активности и инициативы.

Профессиональная компетентность такого педагога включает знание программ, школьных учебников, пособий по коррекции. Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений в развитии детей имеет личность педагога, которая характеризуется такими качествами, как гуманистическая убежденность, гражданская нравственная зрелость, познавательная и педагогическая направленность, увлеченность профессией; любовь к детям, требовательность к себе и окружающим, справедливость, выдержка и самокритичность, педагогическое творческое воображение и наблюдательность, искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др.

Педагог должен вести поиск наилучших средств воспитания и коррекции детей, изучая и обобщая передовой опыт. Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т.д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.). Кроме того, работа педагога должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (системы взаимодействий с лицом, имеющим расстройство определенного рода, с его родственниками и товарищами). Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Педагог должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с патологией и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам. Ниже перечислим профессиональные умения учителя коррекционной школы (организаторские, коммуникативные, гностические, конструктивные).

· Умение отобрать содержание необходимой информации

· Умение творчески переработать необходимую информацию

· Умение выразительно показать собственные чувства и отношение к тому, о чем идет речь.

· Умение излагать материал логично, доступно, образно, выразительно.

· Умение вызывать интерес слушателей к излагаемой информации

· Умение определить конкретные учебно-воспитательные задачи исходя из общей цели воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня воспитанности коллектива и отдельных учащихся и т.д.

· Умение проектировать конечный результат учебно-воспитательной работы на полугодие, год.

· Умение планировать этапы и средства педагогической деятельности по достижению результата

· Умение планировать индивидуальную работу с отдельными детьми

· Умение планировать дифференцированный подход к детям

· Умение организовать собственную деятельность и поведение в процессе непосредственного взаимодействия с детьми

· Умение организовать отдельные виды учебно-воспитательской работы

· Умение организовать жизнедеятельность детей

· Умение организовать работу с родителями

· Умение координировать свою деятельность с деятельностью учителей-предметников, классных руководителей, воспитателей, администрации.

· Умение привлечь родителей для оказания помощи детям в выполнении домашнего задания

· Умение конструировать предстоящее общение с детьми

· Умение сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с отдельными учащимися и группами.

· Умение вызывать доверие у учащихся, формировать чувство сопереживания и сопричастности в современной деятельности.

· Умение создавать ситуацию успеха каждому ребёнку

· Умение слушать ребенка

· Умение отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию

· Умение управлять инициативой в общении

· Умение позитивно взаимодействовать с родителями

· Умение устанавливать деловые контакты с коллегами, с администрацией.

· Умение изучать коллектив и личность

· Умение осуществлять диагностику состояния воспитанности учащихся

· Умение анализировать конкретные педагогические ситуации

· Умение верно оценивать деятельность учеников

· Умение анализировать свою деятельность

· Умение анализировать опыт других учителей с целью общения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы.

· Умение на основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать новые педагогические задачи

· Умение выявлять эффективность воспитательных дел и мероприятий

· Умение обучать учащихся анализу и самоанализу своей деятельности

· Умение управлять процессом самообразования

· Умение быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией

· Умение стимулировать положительные проявления в поступках ребёнка

· Умение правильно поставить речевое дыхание и артикуляцию

· Умение владеть голосом, придавать ему различные интонации

· Умение владеть мимикой, жестами, придавать своему лицу необходимое выражение.

· Умение применять в педагогическом процессе активные методы обучения и воспитания детей

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.