Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Персоналии




БИНЕ (Binet) Альфред (1857 1911) французский психолог. Получил юридическое образование в лицее Св. Людовика в Париже (1878). Отказавшись от юридической карьеры, самостоятельно изучал неврологию, гистологию, психологию. В 1889 г. совместно с А. Бонн основал первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии в Сорбонне, с 1894 г. – ее директор. В 1894 г. совместно с Бонн и Т. Рибо основал «Психологический ежегодник» первый во Франции научный журнал по психологии. Изучал широкий круг психологических проблем патологии сознания, умственного утомления, гипнотического внушения, индивидуальных различий процессов памяти, графологии и др. Стремился утвердить в психологии объективный метод исследования. Выступил пионером применения экспериментальных методов к изучению высших психических функций, прежде всего мышления. Придерживаясь первоначально постулатов ассоциативной психологии, в дальнейшем отверг их и трактовал процесс мышления не как сочетание образов (идей) по законам ассоциации, а как оперирование общими схемами решения жизненно важных для субъекта задач.

Наибольшую известность получили разработки Б. в области создания тестов интеллекта. В начале XX в. совместно с Т. Симоном провел ряд экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления детей. По заказу Министерства просвещения результаты этих экспериментов были преобразованы в задачи для отбора умственно отсталых детей во вспомогательные школы, В 1905 г. опубликована шкала Бине – Симона, впоследствии многократно модифицированная в разных странах, и послужившая прообразом современных методов тестирования интеллекта.

БРАЙЛЬ (Braille) Луи (1809 – 1852) – французский тифлопедагог. Ослеп в 3-летнем возрасте, воспитывался в Парижском институте для слепых, с 1828 г. стал учителем там же. В 1829 г. разработал рельефный шрифт для слепых, широко используемый во всем мире. В 1838 г. издал учебник арифметики для слепых. Кроме букв и цифр Б. на основе тех же принципов разработал нотопись. Был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым.

ВЛАСОВА Татьяна Александровна (1905 – 1986) – дефектолог, действительный член АПН СССР (1982), доктор психологических наук (1972), профессор (1976). В 1930 г. окончила МГПИим. В.И. Ленина. С 1929 г. работала в Наркомпросе РСФСР. С 1939 г. – директор Государственного педагогического дефектологического института, завуч Омского педучилища. С 1963 г. – в НИИ дефектологии, в 1968 – 1986 гг. – директор института. Один из организаторов подготовки и повышения квалификации дефектологических кадров. Труды посвящены проблеме дифференциации обучения разных категорий детей с нарушениями физического и умственного развития, организации системы дошкольного воспитания аномальных детей. Обосновала необходимость создания особого типа школ для обучения детей с ЗПР.

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896 – 1934) – психолог, профессор (1928). Окончил Московский университет (1917) и одновременно Народный университет А.Л. Шанявского. С 1924 г. работал в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К. Крупской, педфакультет 2-го МГУ и др.). Научную деятельность начал с изучения психологии искусства – исследовал психологические законы восприятия литературных произведений («Психология искусства», 1925, опубл. в 1965). Дал критический анализ мировой психологии 1920 1930-х гг., сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки («Исторический смысл психологического кризиса», 1927, опубл. в 1982). Создал общепсихологическую концепцию, известную как «культурно-историческая теория психики», в которой раскрыл общественно-историческую природу сознания, высших психических функций («История развития высших психических функций», 1983). Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия «взрослый ребенок», представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот. Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; в полемике с Ж. Пиаже доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции («Мышление и речь», 1982). Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.

ГАЮИ (Наиу) Валентин (1745 – 1822) – французский педагог, один из основоположников тифлопедагогики. Изобрел рельефный шрифт упрощенных букв, технику книгопечатания и письма этим шрифтом, географические карты и рельефные рисунки для слепых и другие пособия. Разработал дидактику и методику обучения слепых детей общеобразовательным предметам (чтению, письму, арифметике, истории, географии, языкам, музыке и пению) и трудовым навыкам (плетению, вязанию, бумажно-картонажным работам, работе по дереву, книгопечатанию и др.). В 1784 г. в Париже основал на свои средства первую школу для слепых. В 1803 г. получил приглашение приехать в Россию; по дороге сделал остановку в Берлине, где выступил с объяснением своего метода обучения слепых. В 1806 – 1817 гг. жил в Петербурге, в 1807 г. открыл первый в России институт для слепых. Впервые добился приобщения слепых к общественно полезному труду как полноценных членов общества. Предложенные им методы обучения получили распространение во многих странах, положив начало систематическому обучению слепых.

ГРАБОРОВ Алексей Николаевич (1885 – 1949) – дефектолог, один из основателей отечественной олигофренопедагогики. Участвовал в создании первых программно-методических документов для вспомогательных школ и специальных детских домов. В 1930-х гг. создал систему воспитания детей-олигофренов на основе использования ручного труда, автор трудов по олигофренопедагогике, учебника по дефектологии для педагогических вузов (1925). Активный участник и организатор ряда съездов по охране детства. Выдвинул идею общности целей и дидактических принципов обучения нормального и аномального ребенка, вместе с тем попытался раскрыть специфику обучения и воспитания умственно отсталых детей.

ГРАЧЁВА Екатерина Константиновна (1866 1934) – педагог-дефектолог. Почти 40 лет своей жизни посвятила заботе о детях с тяжелыми физическими и психическими недостатками, среди ее воспитанников были и слепоглухонемые. В 1894 г. организовала в Петербурге первый в России приют для слабоумных и эпилептиков, в котором обучала их элементарным знаниям; в 1898 г. при приюте была открыта школа. В 1900 г. добилась учреждения благотворительной организации для оказания помощи слабоумным. В этом же году ею открыты курсы по подготовке сестер-нянь для работы со слабоумными детьми и эпилептиками. По ее инициативе и при ее участии в начале XX в. открыты приюты для слабоумных в других городах России. Выступала за обязательное обучение всех аномальных детей грамоте и такую организацию трудового обучения, которая делала бы их жизнь в специальных учреждениях радостной и полезной, а труд производительным. Сотрудничала с В.М. Бехтеревым, А.Ф. Лазурским, Л.Ф. Остроградским и др.

После 1917 г. участвовала в преобразовании благотворительных приютов в государственные детские дома. В 1918 – 1920 гг. преподавала на Петроградских курсах по подготовке педагогов – дефектологов. Автор первых в России книг, посвященных методам воспитания и обучения глубоко отсталых детей.

ДАНЮШЁВСКИЙ Израиль Исаакович (1890 – 1950) – педагог, один из основоположников дефектологии в СССР. В 1911 г. окончил учительский институт в Вильнюсе. Педагогическую деятельность начал в 1909 г. В 1923 – 1930 гг. работал в Наркомпросе РСФСР. Организатор и первый директор (1930 – 1943) Экспериментального дефектологического института (с 1935 г. Научно-практический институт специальных школ и детских домов, на базе, которого в 1944 г. создан НИИ дефектологии АПН), а также Московского педагогического дефектологического института (1939 – 1942). В 1943 –1947 гг. – директор Центрального научно-методического детского дома Министерства просвещения РСФСР, с 1947 г. работал в НИИ дефектологии. Автор трудов по организации комплексного клинического и психолого-педагогического изучения аномальных детей, научным основам их дифференцированного обучения и воспитания, а также по проблемам учебно-воспитательной работы в детских домах и учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей.

ДЕМОР (Demoor) Жан (1867-1941) – бельгийский врач и педагог, организатор первых вспомогательных школ в Бельгии (1897). В 1899 – 1937 гг. – профессор физиологии Брюссельского университета, где в 1919 г. им основан Педагогический институт. Пропагандировал необходимость общественной заботы об аномальных детях – открытия специальных учреждений для них. Разработал систему деятельности школ для умственно отсталых детей, учителя которых работали в тесном контакте с врачами, а также с родителями учащихся в целях оздоровления семейных условий жизни ребенка. Учебные программы школ подчинил принципу «полезности» – учить только тому, что содействует развитию умственных и физических способностей ребенка и имеет практическое значение; в учебном плане отвел значительное место ручному труду, гимнастике, рисованию, пению, исправлению недостатков речи.

ДЬЯЧКОВ Алексей Иванович (1900 – 1968) – дефектолог, доктор педагогических наук (1957), профессор (1958). Окончил дефектологический факультет 2-го МГУ (1931). Педагогическую деятельность начал в 1921 г. учителем начальной школы. С 1932 г. – на научно-педагогической работе в высших учебных заведениях, в том числе в 1942 – 1948 гг. – декан дефектологического факультета МГПИ им. В.И. Ленина; с 1947 г. в НИИ дефектологии (с 1951 г. – директор). Основные труды по сурдопедагогике: теория, история и методика обучения детей с недостатками слуха, разработал методы обучения глухих математике. Автор многочисленных учебников по арифметике (1 – 5 классы) для глухонемых детей. Медаль К.Д. Ушинского (1960), орден высшей степени Всемирной Федерации глухих (1971).

ЗАНКОВ Леонид Владимирович (1901 – 1977) педагог, психолог, дефектолог, действительный член АПН (1955), доктор педагогических наук (1943). Окончил МГУ (1925). Педагогическую деятельность начал учителем в сельской школе. С 1929 г. вел научно-исследовательскую работу, в 1929 – 1951 гг. – в НИИ дефектологии. Автор ряда экспериментальных исследований процессов памяти и их развития у школьников. Разработал систему сочетания слова учителя и средств наглядности в обучении; ряд работ посвятил изучению речи нормальных и аномальных детей. В 1935 г. создал первую лабораторию по изучению психологии умственно отсталых и глухонемых детей в Экспериментально-дефектологическом институте. Изучал вопросы развития памяти, мышления и речи умственно отсталых детей, формирования их личности в условиях обучения и психолого-педагогические проблемы сочетания слова учителя и средств наглядности во вспомогательной школе. Автор оригинальной дидактической системы начального обучения, направленной на общее развитие детей.

ИТАР (Itard) Жан Мари Гаспар (1775 – 1838) – французский врач, член Академии медицины (1821). Работая в Парижском училище для глухонемых, положил начало систематическим исследованиям слуховой функции глухонемых. Сконструировал прибор для измерения остроты слуха – акуметр. В «Трактате о заболеваниях уха и слуха» (1821) рекомендовал развивать слух плохо слышащих путем экспериментально разработанных им методов тренировки звуками. Подчеркивал влияние деятельности органов чувств на развитие ума. Эти идеи легли в основу метода воспитания, названного им медицинским. Широкую известность И. принесло первое научное описание подпиток воспитания ребенка, который до примерно 12-летнего возраста был изолирован от человеческого общества, – «авейронского дикаря». Незначительные результаты многолетних попыток приобщения «дикаря» к культуре показали важность ранних этапов развития для достижения интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелости.

КАЩЕНКО Всеволод Петрович (1870 – 1943) – дефектолог, один из первых организаторов обучения умственно отсталых детей. В 1891 1894 гг. учился на медицинском факультете Московского университета, исключен и выслан из Москвы за участие в студенческих революционных кружках. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1897). Работал земским врачом (1897 – 1904). Организовал (1908) в Москве частную школу – санаторий одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После 1917 г. руководил учреждениями, сформированными на базе этой школы, Домом изучения ребенка (1918 – 1921), Медицинско-педагогической опытной станцией (1923 – 1924). Ректор и профессор Педагогического института детской дефективности (1920 – 1924), с 1928 г. профессор-консультант по логопедии. Разрабатывал вопросы клинического и психолого-педагогического изучения аномальности ребенка, создал оригинальную систему обучения и воспитания детей с нарушениями ЦНС и трудных детей. По К., в основе учебно-воспитательного процесса лежит развитие творческих возможностей детей, их инициативы; основные педагогические средства – широкое использование наглядности и ручного труда, поощрение самостоятельности. Подчеркивал роль лечебно оздоровительных мероприятий в процессе компенсации дефектов.

ЛУРИЯ Александр Романович (1902 1977) – психолог, действительный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), доктор педагогических (1937) и медицинских (1943) наук, профессор (1944). Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921 – 1934 гг. – на научной и педагогической работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 г. работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. С 1945 г. – профессор МГУ, с 1966 г. – зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ.

Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики. Создал новое направление – нейропсихологию. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал теорию локализации высших психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

МЕЩЕРЯКОВ Александр Иванович (1923 – 1974) дефектолог, доктор психологических наук (1971), окончил философский факультет МГУ (1952). Научный сотрудник (с 1952), зав. лабораторией (с 1961) в НИИ дефектологии АПН СССР. Организатор специального учебно-воспитательного учреждения для слепоглухонемых в г. Загорске (ныне – Сергиев Посад). Изучал особенности психического развития слепоглухонемых детей, разрабатывал теоретические основы системы их обучения и воспитания. Практически продемонстрировал возможность компенсации сложного дефекта путем развития высших психических функций на основе единственного сохранного анализатора (осязательного). Лауреат Государственной премии СССР (совместно с И.А. Соколянским, 1980).

ПЁВЗНЕР Мария Семеновна (1901 – 1991) – психиатр, доктор психологических наук (1960), профессор (1963). Окончила 1-й и 2-й Московский медицинский институт (1924). С 1931 г. – научный сотрудник Экспериментально-дефектологического института (с 1943 г. – HИИ дефектологии РСФСР), с 1951 1960 гг. старший научный сотрудник, в 1960 – 1973 гг. зав. сектором клинического изучения аномальных детей, с 1973 г. профессор-консультант.

Автор трудов по проблемам комплексного психолого-педагогического изучения аномальных детей, созданию клинической классификации олигофрении, ЗПР, проблемам сложных дефектов (сочетание олигофрении с сенсорными дефектами).

РОССОЛИМО Григорий Иванович (1860 – 1928) – невропатолог и психоневролог. Окончил медицинский факультет Московского университета (1884). С 1889 г. – приват-доцент, с 1890 г. – зав. клиникой нервных болезней Московского университета. В 1911 г. вышел в отставку в знак протеста против реакционных мер Министерства просвещения. На собственные средства основал и содержал (1911 – 1917) Институт детской неврологии и психологии, который после 1917 г. передал в дар Московскому университету (впоследствии первая в Европе клиника нервных болезней детского возраста). С 1917 г. – профессор МГУ, зав. кафедрой нервных болезней. Один из организаторов и редакторов «Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова» (1910), один из основателей Общества невропатологов и психиатров.

Труды Р. охватывают широкий круг вопросов неврологии, дефектологии и патопсихологии. Широкую известность имели предложенные им в 1910 г. методы количественного исследования психических функций, так называемые психологические профили Р. – серии индивидуально и фронтально предъявляемых задач на «осмысливание», «восприимчивость», «запоминание», «воображение», «внушаемость» и т.д., оценки за которые выводятся в зависимости от количества задач, решенных за определенное время. На основе полученных данных Р. вычерчивал специальный «профиль», который, по его мнению, фиксировал психологические черты ребенка. Представления о «психических функциях», возможности их количественного выражения, из которых исходил Р., не соответствуют теоретическому уровню современной психологии и, по-видимому, не отражают существа того или иного дефекта. Однако работы Р. имели большое значение для развития патопсихологии и детской психологии, понимания эмоций, привычек и характера ребенка, в том числе «критических фаз» в его развитии.

СЕГЕН (Seguin) Эдуард (1812 – 1880) – французский врач и педагог, один из основоположников олигофренопедагогики, автор медико-педагогической системы воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей. Первоначально занимался индивидуальным воспитанием слабоумных детей. С 1839 г. руководил детским отделением при доме призрения душевнобольных в Бисетре (под Парижем). Здесь провел ряд реформ, улучшающих условия жизни и воспитания детей. В 1841 г. организовал частную школу-пансион для отсталых детей. В 1848 г. уехал в США, где организовал первые в этой стране учреждения для слабоумных.

Считал принципиально возможным воспитание и обучение всех слабоумных. Слабоумие, по С., характеризуется, в частности, безволием и снижением деятельности органов чувств и двигательных способностей. Задача воспитания вывести слабоумного из инертного состояния, сделать его работоспособным. Системой специальных упражнений следует развивать двигательные способности, органы чувств, мышление, формировать представления и понятия, дать навыки чтения, письма и счета. Завершиться воспитание слабоумных должно воспитанием воли и нравственных качеств. Большое значение С. придавал благоприятным гигиеническим и бытовым условиям в учреждениях для слабоумных, режиму в них, а также личности воспитателя.

Система С. получила широкое международное признание и оказала влияние на другие педагогические концепции, в том числе на систему М. Монтессори. В системе С. специалистов привлек ее оптимизм в оценке возможностей обучения и воспитания умственно отсталых детей, направленность ее на их всестороннее развитие, стремление активнее включить умственно отсталых в трудовую жизнь. Не потеряли значения и практические рекомендации С. по организации ухода за глубоко отсталыми детьми, по воспитанию у них навыков самообслуживания.

СКОРОХОДОВА Ольга Ивановна (1914 – 1982) – дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук (1961). В 5-летнем возрасте лишилась зрения, слуха, позже потеряла речь. В 1925 – 1941 гг. воспитывалась в Харьковской школе-клинике для слепоглухонемых детей. Благодаря использованию специальных методик обучения, систематическим занятиям, воле и упорному труду у С. была восстановлена звуковая речь, она получила среднее образование. Дальнейшее образование продолжила в Москве в 1944 – 1948 гг. под руководством И.А. Соколянского. С 1948 г. научный сотрудник НИИ дефектологии. Автор ряда художественных и научных произведений, в том числе монографий «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947; премия им. Ушинского); «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» (1954; премия им. Ушинского); переведена на многие иностранные языки); «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» (1972; премия АПН СССР). Работы С. имели большое значение для научного осмысления развития психики слепоглухонемых детей.

СОКОЛЯНСКИЙ Иван Афанасьевич (1889 – 1960) – дефектолог. Окончил Петербургский психоневрологический институт (1913), специальное образование получил на Мариинских педагогических курсах. Педагогическую деятельность начал в 1910 г. преподавал в Мариинском училище для глухонемых. Принял активное участие в создании системы образования для аномальных детей в Украине. Один из организаторов и первый директор НИИ педагогики УССР (1926). С 1943 г. работал в Москве, в НИИ дефектологии. Создатель оригинальной системы воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Для успешного привлечения слепоглухонемых детей к предметной деятельности и формирования на ее основе человеческой психики им совместно с А.И. Мещеряковым разработана оригинальная методика совместной разделенной дозированной деятельности. Положительные примеры использования этой методики продемонстрировали принципиальную возможность компенсации такого сложного дефекта, как слепоглухонемота.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.