Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Принципы симметрии и законы сохранения

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Концепции современного естествознания»

для студентов среднего и высшего профессионального образования всех специальностей подготовки

 

 

составитель д.п.н., проф. Бочкарев А.И.

 

 

Тольятти, 2013

Содержание

Лекция 1. Естественно-научная и гуманитарная формы культуры………..3

1.1.Культура, ее формы. Место естествознания в культуре. ……………….3

1.2.Генезис и логика развития науки и научной методологии. ……………6

Лекция 2. Физические концепции постижения природы……………………..8

2.1.Корпускулярная и континуальная концепции постижения природы.8

2.2.Взаимодействие: близкодействие, дальнодействие…………………..10

2.3.Структурные уровни организации природы……..……………………10

2.4.Элементарные частицы и связи в веществах…….……………………12

2.5. Принципы неопределенности, суперпозиции………………………….14

Лекция 3. Пространство и время в природе и обществе…………………….15

3.1.Развитие взглядов на пространство и время в естествознания……...15

3.2.Единство и многообразие свойств пространства и времени…………16

3.3.Пространство и время в специальной

и общей теории относительности ……………………………………………...19

в микро-, макро- и мегамирах………………………….……………………………..21

4.1.Симметрия: понятие, формы и свойства. …………………………….21

4.2.Закон сохранения энергии....................... …………………………….23

4.3.Динамические и статистические закономерности в природе …...…… 24

4.4. Системная организация мегамира…………………………………….26

Лекция 5. Химические концепции постижения природы…………………..27

5.1.Развитие учения о составе вещества........ …………………………….27

5.2.Развитие учения о молекулах и химических процессах …………….30

5.3.Реакционная способность веществ и химическая кинетика ……..33

5.4.Развитие представлений об эволюционной химии ……………35

Лекция 6. Геологические концепции постижения природы……………….36

6.1.Структура Земли...................................... ……………………………36

6.2.Литосфера как абиотическая основа жизни ………………………….39

Лекция 7. Биологические концепции постижения природы……………….42

7.1.Особенности биологического уровня организации природы... …….42

7.2.Развитие биологии в дарвинский период ………………………….45

7.3.Уровни организации живой природы... ………………………………49

7.4.Свойства живых систем.......................... ……………………………...50

7.5.Гипотезы происхождения жизни на Земле ………………………….53

7.6.Многообразие живых организмов основа устойчивости биосферы 55

Лекция 8. Генетика и эволюция природы……………………………………56

8.1.Клеточная теория живого...................... ……………………………..56

8.2.Основные генетические процессы биосинтеза белка ……………59

8.3.Генная инженерия и клонирование........ ……………………………..63

8.4. Биоэтика……………………………………………………………….64

Лекция 9. Человек как предмет естественно-научного познания…………66

9.1.Человек как единство биологического и социального …………….66

9.2.Эмоции, творчество, работоспособность ……………………………..68

9.3.Человек, организм, личность................. …………………….. ………71

9.4.Человек как креативный субъект........... ……………………………..74

Лекция 10. Человек, биосфера и космические циклы……………………….78

10.1.Биосфера и ее структура...................... ……………………………...78

10.2.Принципы эволюции, воспроизводства

и развития живых систем............................. ……………………………...81

10.3.Биосфера и космические циклы........... ……………………………...83

10.4.Ноосфера............................................... ……………………………...85

Лекция 11. Самоорганизация природы и универсальный эволюционизм…………………………………………………………………...89

11.1.Самоорганизация в неживой природе …………………………89

11.2.Самоорганизация в живой природе ………………………………..93

11.3.Принципы универсального эволюционизма………….……………96

11.4. Структурность и целостность в природе …………………………98

11.5Принципы целостности современного естествознания…………..100

Лекция 12. Синергетическая парадигма фундаментальности – путь к единой культуре………………………………………………………………………….101

12.1.Методология постижения открытого мира ………………….……..101

12.2.Принципы синергетики и синергетическая среда ………………….105

12.3.Формирование инновационной культуры ……………………...….107

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности предложения труда в России | Лекция 1. Естественно-научная и гуманитарная формы культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.