Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек, организм, личность

Человек – существо биосоциальное. С одной стороны, он принадлежит природе, с другой – социальному миру. Поэтому он является объектом изучения многих наук. Физиологически человек является млекопитающим животным. У него есть биологические потребности в пище, воде, кислороде, сне, температурном комфорте, защите от внешней угрозы и др. Биологические потребности человека трансформируются во множество чисто человеческих потребностей – в одежде, жилище, технике, коллективном образе жизни и др. Принцип «экономии сил» лежит в основе изобретательства и технического творчества.

Любой творческий труд несет громадный эмоциональный заряд, связанный с тем, что человек способен прогнозировать вероятность достижения цели по аналогии со своим или чужим опытом, в похожих ситуациях, но для достижения других целей. Следовательно, чем непривычнее человеку действие, чем больше его новизна, тем больше эмоциональности как в процессе деятельности, так и по ее окончании.

Труд человека, будучи культурно-историческим, имеет два аспекта: личностный и процессуальный. Труд питает биологическое бытие человека: природные склонности, способности, интуицию, а также приобретенные в результате обучения, воспитания и развития спо­собностей к инновационной деятельности, инновационной культуре. Именно на индивидуально-биологическом уровне заложены многие возможности для творческой инновационной деятельности. Необхо­димы социальные условия для реализации биологических потенций, чтобы эти возможности реализовались: человек должен стать лично­стью, и сама личность как существо социальное и свободное делается творческой через самореализацию. Можно утверждать, что поддержи­вает бытие человека и сохраняет его как личность деятельность творческая. Только тогда, когда человек сознательно управляет своей собственной деятельностью, использует фантазию и идеалы, проектирует вещи и идеи, реализует их в новые формы, он становится творцом.

Быстрый рост социальных изменений свидетельствует о культурной эволюции человека. Можно судить о ведущей роли культуры в эволюции человека разумного в наше время. Биологическая эволюция остается практически незаметной по сравнению с социальной, в основе который лежит развитие интеллекта и целесообразной куль­турной деятельности.

Человек – индивид и личность. Ранее отмечалось, что человек есть существо биосоциальное, причем биологическое в нем превалирует, является основой и во многом определяет и социальное. На уровне социального бытия проблема человека трансформируется в проблему соотношения индивида и личности. Человек рассматривается как индивид («ин-ди-вид» — имманентное раздвоение вида) в качестве единого представителя человеческого рода. Индивид – это всегда один из мно­гих, он безличен, но если рассматривать термин «индивидуальность», то это обезличение проявляется как ответ на отражение его в челове­ческой среде. Иными словами, быть человеком и быть независимым от человечества нельзя.

Личность – это самомоделирующая система, имеющая свободу воли, на основе которой происходит проявление творческого акта

Чаще всего этот выбор идет вразрез не только с комфортностью чело­века как природного существа, но и с проявлением социальных тра­диций, сложившихся в обществе. В этом контексте личность управ­ляет своим человеческим бытием и всей своей жизнедеятельностью. Личность не следует низводить до индивидуальности, индивидуален каждый человек. Личность всегда созидающий индивид, оказыва­ющий влияние на жизнь своего социума в целом или через свои идеи и поступки. Личность – это становление и творчество, которое всегда связано с порождением нового, никогда ранее не бывшего, т.е. с инновационной культурой. Она есть активность, сопротивление, побе­да над рабством, освобождение и не есть категория биологическая, или психологическая, или социальная (по К. Марксу как «совокуп­ность общественных отношений»). Нет, личность – это категория этическая и культурно-духовная.

Бессознательное и сознательное в человеке. Психика и ее носитель (мозг) остаются таинственным, загадочным явлением, продолжают удивлять исследователей своей эмерджентностью, неисчерпаемо­стью и способностью делать из человека личность. В психике челове­ка предстают и приводятся в порядок события прошлого, настоящего и возможного будущего. Психика человека представляет собой со­вершенный «аппарат» его ориентации в разных условиях и ситуациях на основе удовлетворения потребностей или стремления в процес­се деятельности их реализовать. Психика – свойства мозга и орга­нов чувств, способных воспринимать окружающий мир, реагировать на внешние и внутренние условия и факторы. Структура психики содержит элементы: сознательные, бессознательные, подсознатель­ные, обусловленные соматической природой, а также общественно-историческими и культурными условиями. Иногда психику, характеризуюшуюся как сознание, понимают как внутренний мир человека, однако он не есть только психика.

На психику человека влияют многочисленные детерминанты: ро­дители, ближайшее окружение, культура, его собственная развитость чувств, образованность и др. Эти детерминанты оказывают влияние не только на сознание, самосознание, чувства человека, но и на нормы «психического здоровья». Человек – продукт культурной эволюции. Культура приобретается в результате индивидуального развития в процессе воспитания и обучения, вхождения в мир нормативных и других ценностей. При рождении человек – животное, через ста­дию ребенка (первичная социализация) он переходит в человеческое состояние. Его умственное развитие происходит в результате формирующего влияния социальных факторов и образования. Индивидуум воспринимает ту культуру, в условиях которой он родился и воспитан. Этот слой культуры и есть тот решающий слой, которым человек отличается от животного.

Человеку присуще особое понятийное мышление и осознание самого себя, т.е. самосознание. Исследование человеческого сознания свидетельствует, что наше сознание опирается на бессознательное и возвращается к нему, но узнать что-либо о бессознательном мы можем только посредством сознания. В каждом сознательном действии нашей жизни, особенно в каждом творческом акте, нам помогает присутствующее бессознательное.

Принципы мудрого отношения к жизни. Физические нагрузки успокаивают и помогают переносить душевные травмы. Умственное перенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование – самые вредоносные стрессоры. Среди всех работ, с которыми способен справиться конкретный человек, надо найти ту, что нравится больше всех и ценится людьми. Человек нуждается в признании, он не может вынести постоянных нареканий и порицаний, потому что они больше всех других стрессоров делают его труд изнурительным и вредным.

Проследив динамику стресса, необходимо научиться эффективно управлять им. Лучшее поведение для человека – это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры.

Наибольшую пользу в самоорганизации оказывают принципы мудрого отношения к жизни: умение отличить главное от второ­степенного; внутреннее спокойствие, создающее психологический иммунитет от ситуационных помех; эмоциональная зрелость и устой­чивость; знание меры воздействия на события; умение подходить к проблеме с разных точек зрения; готовность к любым неожидан­ным событиям; восприятие действительности такой, какой она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы видеть; стремление выйти за рамки проблемной ситуации; наблюдательность; дальновидность; стремление понять других; умение извлекать положительный опыт из всего происходящего.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эмоции, творчество, работоспособность | Человек как креативный субъект
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.