Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Относительно его научной деятельности

Его гражданственность.

Он так говорил: << Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями российскими бороться, как я борюсь уже 20 лет. Стоял за них смолоду и на старости – не покину.>>

Исключительный, какой это был учёный–гражданин, который не для личного благополучия всё это делал, а во имя общего большого дела.

Ещё одна личностная черта.

Вот Христиан Вольф был его учителем. Философию Вольфа – Ломоносов считал – можно раскритиковать за 2 минуты. Но он говорил: << Я не могу это сделать, пока жив Христиан Вольф. Я не могу омрачить его жизнь неприятными переживаниями.>>Вот это тоже очень важно. Для него хватило чести и на то, что он сделал. А повергнуть в прах своего учителя он считал недостойным – другие делают иначе.

Основой всей научной деятельности Ломоносова было его научное мировоззрение. Почему он в разных науках выступил с одинаковой успешностью? А потому, что у него было единство в его взглядах на то, что такое наука, какой она должна быть.

Вот особенности его мировоззрения:

1) Самое главное. Его преданность науке, отношение его к науке. Почему наукам он отдавал первое место? Он говорит: <<Науки подают ясные о вещах понятия и открывают потаённых действий и свойств причины.>>

2) Ломоносов действовал тогда, когда в ходу ходили объяснения с помощью следующих понятий – флогистона, различных жидкостей, флюидов, которые существуют для того, чтобы объяснить горение, электричество, явление магнетизма. Он считал, что наука должна дать понятные <<потаённых действий и свойств причины>>. Цель науки – расширение света истины. Служение этой цели – долг учёного. Он говорил:<< Не превращайте свой труд в орудие для заработка средств к жизни!>> <<Правильное разыскание истины поставьте своей целью>> – это он писал в небольшом трактате <<Рассуждения об обязанностях журналиста >> Первое высокое значение науки и её роли в жизни.

3) Теперь, он считал, что исследования природы у него (в опыте его) сочетаются с эстетическим любованием природой. Ломоносов был замечательным поэтом. Писал оды разного содержания – торжественные, на какие-то события и, в том числе, он описывал некоторые явления природы. Он восхищался природой. Например,

1)<<Ода утренние размышления и Божием величестве>>. Он любуется природой.

2) <<Вечерние размышления при случае Великого Северного сияния>>. То есть, для него научные размышления и эстетические любования, восхищения были неразрывно связаны. Он умел это соединять.

4) Теперь, работа с природой и изучение природы сочетались у него с религиозными размышлениями. Ломоносов был глубоко верующим человеком, считал, что всё, что есть, создано Творцом, нет ничего случайного. Как он говорил: <<Промысел высшего господствует во всём.>> То, что нам кажется случайным, есть на самом деле результат промысла Божьего, и никакой случайности нет. Например, про действия Петра <<Всё то Бог Петру судил.>> То есть, он признавал, эту высшую силу, почитал её, но считал, что после создания мира его изучение это дело науки. Замечательные слова ему принадлежат: <<Неверно рассуждает математик, если он хочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если думает, что на Псалтыре можно научиться астрономии и химии >>. У него не было вражды между тем, что даёт религиозное знание (религиозная вера) и тем, что открывает научное знание. Присутствовало согласие между ними. В природе он поддерживал корпускулярное строение материи. Он считал, что всё состоит из мельчайших частиц – корпускул, из которых состоят все тела. Корпускулы находятся в постоянном движении, а движение различной формы (интенсивности) объясняет все процессы типо горения. Движение корпускул подчинено механике. Ньютона он почитал. Считал в науке, как Богом. Он выступил с идеей законов сохранения вещества и энергии. Это было в середине 18 века (1748-1750 году). Он сформулировал закон сохранения вещества Нигде ничего не возникает вновь – только переходит из одной формы в другую. Он считал, в науке господствуют:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О личности | Эксперимент. 5) Он говорил так: <<Один опыт я ставлю выше, чем 1000 мнений, подтверждённых только воображением.>> Отсюда и практические предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.