Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Мы сегодня продолжаем наше путешествие по стране МУ(по его истории)

Мы сегодня продолжаем наше путешествие по стране МУ(по его истории). Вышла энциклопедия МУ. Она охватывает развитие университета с 1755 по 1917 годы. Ждан тоже принимала участие в создании этой энциклопедии. Её надо смотреть, держать, листать. Но вышла в страшно ограниченном количестве экземпляров. Она была такая большая, что принести её оказалось затруднительно. То есть, книги есть, тяжело найти к ним доступ. Нет ни обязательного количества экземпляров в библиотеке, ни свободной возможности её купить.

Кратко описала основание, становление МУ. Дальнейшие этапы развития – по ходу развития самой психологической мысли будем записывать. Не весь путь проследили с 1755 года до наших дней, а только некоторые этапы становления (развития).Создателем Московского Университета был Михаил Васильевич Ломоносов. Он был не только организатором МУ. Грани деятельности научная и организаторская занимали очень большой вес в жизни Ломоносова. Деятельность Ломоносова – он стоит у истоков Московского Университета. Он один из крупных организаторов Петербургской Академии Наук, созданной в 1724 году. В конце жизни ему даже было передано право или даже обязанность - руководить гимназиями при академиях. Его организаторская деятельность была огромна. Он создавал лаборатории- химическую лабораторию, лабораторию по изготовлению цветных стёкол. Создал производство – фабрику по выработке цветных стёкол. Важно было сказать, что он создатель нашей отечественной науки. Это не преувеличение. Его называют отцом Русской науки такие сдержанные в своих оценках люди, как, например, наш историк Сергей Михайлович Соловьёв. Он написал воспоминания о Ломоносове. Это произошло в связи с тем, что в 1871 году был установлен первый памятник Ломоносову рядом с МГУ. Сейчас он не сохранился – там другие памятники. Вот ещё одно указание на особую роль Ломоносова в создании университета – именно ему был поставлен памятник, а не кому-то другому деятелю, например, Шувалову.

В своих воспоминаниях, в связи с установлением памятника Ломоносову – это было в 1877 году. Перед тем корпусом, где сейчас находится факультет журналистики и где другой памятник ….Ломоносову. Вот он именно сказал, что <<Ломоносов – отец русской науки, в том числе и русской психологии>>. Кстати, вот это очень интересное слово <<русское>>. Мы здесь говорим о каких-то национальных особенностях науки, наука, конечно, мировая наука она включает в себя и французскую мысль, и немецкую мысль, и английскую мысль и русскую тоже, потому что мировая наука складывается из национальных наук, развивающихся в отдельных странах. Я особенно хотела ещё раз напомнить, что конечно, не столько буквальные формулировки, касающиеся психических явлений, которые мы находим в трудах Ломоносова сохранили свою значимость до наших дней. Не буквальные формулировки, что он сказал, что такое ощущение, что такое восприятие, что такое память. Не буквально это особенно оценно. Опять это было в своё время.

Если мы следуем теории относительности не в духе Эйнштейна, а в духе здравого смысла, тогда, конечно, мы должны понять всё революционное значение того, что сделал Ломоносов для психологии, но до сегодняшнего дня, а мы говорим о сегодняшнем дне – здесь особое значение имеет не то, что он сказал по психологии. Основное значение имеет – кто сказал. Личность Ломоносова как учёного его научное значение – не кто, что сказал, а основные позиции в науке, которые он заявил. Вот это не только не устарело, а к этому нужно вернуться ещё раз, чтобы не утерять того, что ушло вместе с Ломоносовым А он незадолго до смерти сказал:<<Я пожил, потерпел и знаю, что дети Отечества обо мне пожалеют.>> Но чтобы пожалеть нужно знать, какую непреходящую ценность в творчестве Ломоносова составляет именно его личность человека-гражданина, человека, который выше всего ценил в личности её трудолюбие, достижения, а не какие-то преимущества, выходящие за рамки собственной активной деятельности.

Он много претерпел из-за своего низкого происхождения. Может быть, этим ещё определяется такая его чувствительность по вопросам сословного происхождения, сословных преимуществ, которые он, безусловно, отрицал: <<Мы не должны оценивать личность по принадлежности к какому-то высокому роду, а должны оценивать человека по его делам, его свершениям, по его позиции >>.

У Ломоносова была отчётливая гражданская позиция. Он знал, что он должен служить. У него была не деятельность, не работа, а служение Отечеству. Каждый о себе может сказать, что он занят служением? У нас сейчас слова – услуги, медицина. Мы уже потеряли эти слова, которые у Ломоносова были наполнены настоящим содержанием и управляли (направляли?) всю его жизнь. Но Ломоносов умер в 1765 году 15 апреля.

Что было потом? Это вторая половина 18 века. И вот тут несколько замечаний.

Ещё раз – создание университета – не одномоментный акт – это длительный процесс. И вот как раз во второй половине 18 века (уже после смерти Михаила Васильевича Ломоносова) продолжалось становление университета. То есть, формирование его кадрового состава – студентов – без чего нет жизни в университете. И вот к концу 18 века сложился фундамент для развития университетской науки и психологической науки в 19 веке. К концу 18ого – понемножку стал Университет приобретать все свои черты, которые его освещали и освещают.

И вот сейчас мы рассмотрим по такой логике дальнейшее развитие психологической мысли. Я хочу показать, что на протяжении 19 века (с самого начала 19 века) психологические идеи и знания развивались на разных областях, представленных на разных факультетах университета. Также как и в мировой науке психологической – не было ещё психологии как самостоятельной науки. Как самостоятельная наука она появилась только в последней четверти 19 века, а развивалась, начиная от античности, потому что на протяжении всей жизни человечество всегда интересовало, как человек чувствует, как он переживает горе, если оно случается, а оно в жизни каждого человека бывает. Всё это было (не могло не быть) у людей, начиная с давних времён, поэтому накапливались вот эти все психологические соображения, представления, знания, практические даже. Но, в целом, ещё психология развивалась в русле других наук. Точно также и в университете. И вот сейчас, сегодня мы рассмотрим – в каких областях научного знания, на каких факультетах Московского университета развивалась психологическая мысль, складывались психологические представления и начинались знания.

ОБЩАЯ ТЕМА – РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РАЗЛИЧНЫХ СТРУКТУРАХ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

1) В каких структурах?

2) Что для этого было сделано?

В первую половину 19 века приоритетное значение (лидерство) приобрело естествознание (не гуманитарные науки, не история и не литературоведение). Естествознание выдвинулось в число лидеров науки в университете в первой половине 19 века И вот в рамках естественных наук, естественнонаучного(физико-математического факультета, который в то время включал всё естествознание- от физики до агрономии)факультета на кафедре зоологии. На кафедре зоологии работал и преподавал замечательный учёный, профессор Московского Университета Карл Францович Рулье. Его отец был француз-эмигрант, уже обрусевший, поэтому была такая фамилия. Он родился в Нижнем Новгороде. Очень невысокого рода деятельностью занимался – чуть ли не сапожником был. Мать была повитухой (акушеркой), но не самоучкой, а получила свидетельство Московской Медико-Хирургической Академии(было такое учебное заведение, созданное в конце 18 века в Москве-там она прошла соответствующую выучку(курсы?) и получила право заниматься своей деятельностью. Роды принимала на дому. Как смеялся потом Рулье – иногда у его пациенток потом принимали из-за того, что к нему обращались за помощью. Он жил с 1814-1858. Это одно из славных имён в истории Московского Университета. Ученики его называли 1840-1850е годы эпохой Рулье. Не каждого преподавателя так оценивают студенты. Это учёный-естественник широкого профиля, биолог –эволюционист. Эволюционизм был новаторским направлением в психологии. Это первая половина 19 века. Дарвин в 1859 году выступил со свой концепцией. (?) Рулье был одним из тех, кто начинал (?) эти идеи. Он закончил Медико-хирургическую Академию в Москве. Семья в Москву перебралась из нижнего Новгорода. Здесь он получил квалификацию лекаря – так называли выпускников этого заведения. И в МУ тоже после окончания присваивалось звание – квалификация лекаря. Это было написано, например, в дипломе Ивана Михайловича Сеченова. После окончания он должен был работать в качестве военного врача. И он 3 года работал военным врачом в одном из полков. Но никогда не считал своим призванием врачебную деятельность. Его всегда влекла наука. И вот ректор этой академии (Медико-Хирургической), видя способности и такие научные интересы Рулье, приглашает его на работу в Академию на очень таких скромных ролях – по функции – это помощник профессора, выполняющий отдельные задания, но не только. Рулье уже начал в этой академии и преподавать зоологию. Нужно сказать, что в Медико-Хирургической Академии в этот период преподавали те же профессора, что и в Московском Университете, поэтому Рулье часто называют выпускником МУ, хотя он закончил Медико-Хирургическую Академию. Сейчас наши преподаватели работают в разных местах из материальных соображений. Здесь, будучи сотрудником этой Академии он начинает широкий круг исследований, в частности, он занимается изучением геологии Москвы и Московской области. Он учёный-эволюционист. И здесь он получает материал для своих представлений о том, что всё развивается, и Земля развивается. Эти его геологические изыскания хорошо указывают на это. С 1840 года он зачисляется в МУ-т. С 1840 года он становится преподавателем и, очень скоро, заведующим кафедрой зоологии на физико-математическом отделении после смерти Половецкого, который был его предшественником. В 1841 году он получает загран командировку в страны Европы для ознакомления с состоянием развития зоологии в западных странах. И вот оттуда он привёз очень интересные впечатления. Вместо того, чтобы….Он был в Германии, был в Бельгии. Он не столько был поражён громадными запасами знаний всего увиденного и услышанного, сколько отсутствием в преподавании и в сочинениях глубокого понимания, что такое зоология, как наука. Первую свою опубликованную работу он так и назвал: <<Сомнения в зоологии как в науке>>. Его не устраивали эти представления о том, что зоология это скелет рыбы, строение крыла стрекозы или птицы.

Что такое вообще зоология как наука? Уже в это время у него складывается глубоко теоритический подход к научному знанию. И вот, вернувшись, он начинает активные исследования, собственные исследования и защищает докторскую диссертацию, становится профессором. Всё идёт по порядку. Вся его последующая до смерти жизнь- это деятельность в Московском Университете.

Три грани его деятельности в МУ: исследовательская деятельность, преподавательская деятельность, популяризация и пропаганда науки, которым он уделял много времени.

Университет не отгораживался от публичной жизни интересов Московского общества, проводились публичные лекции, которые как раз устанавливали связь и контакт МУ.

Его научные мировоззрение, на основе которого он строит свои научные исследования. Это первое положение. Он отвергал учение о неизменности видов, говорил о том, что зоология это должна быть наука, которая опирается на знание организмов в совокупности его соотношений со средой и должна проследить идею развития организмов. Он считал, что всё в организме обусловлено взаимодействием с условием жизни, в том числе и психическая сторона жизни животных, она тоже является ответом на отношения организма со средой. В целом, организм развивается под влиянием внешних условий и в этой же логике, он указывал на то, что зоология обнаруживает, что психическая жизнь появляется в процессе развития в этой системе внешних условий. Как он это обосновывал и доказывал? Он считал, что выведение пород домашних животных является своего рода ключом к пониманию движущих сил эволюции и в естественных условиях. Он говорил о том, что наследственность определяется исторически сложившимися условиями, а изменчивость – изменениями этих условий. Он назвал 2 этих понятия – наследственность и изменчивость, как факторы, которые свидетельствуют о том, что виды изменяются, и не должны рассматриваться, как нечто постоянное. Они изменяются в ответ на задачу приспособления организма к условиям существования.

Они были остроумны эти умные люди. Человек пишет свою историю, и он себя понимает как развивающийся человек. Человек имеет историю и говорит, <<…..да ведь, и животные тоже, только они меньше подготовили для себя историков >>. Вот он взялся быть историком этих животных. Их тоже нельзя рассматривать просто так, как они существуют. Кроме собственных исследований он, конечно, опирался на мировую науку, на все достижения естествознания, которые к этому времени уже были (Гюфон, Александр Гумбольдт, СентЭлер и Леруа). Они не сходят с его страниц. То он говорит о том, что должна быть зоология как наука, а не как набор каких-то отдельных знаний. Она должна объяснять всё, что она считает –косточки и т.д. Наука должна объяснять, а не быть только набором одних фактов.

Что же такое объяснение? Здесь Рулье высказал проницательные соображения о том, что иногда объяснения сводят к какому-то термину – птицы строят гнездо, рыбы устремляются для нереста в определённом направлении. Это инстинкт. Всё объяснили. Уживотных есть инстинкт, поэтому всё то, что мы наблюдаем это есть инстинкт. Рулье говорил о том, что нельзя останавливаться на термине, нельзя сводить объяснения к термину. Надо понимать, что за термином стоит проблема. Почему происходит это – то. Что мы называем инстинктом. Надо изучать жизнь животных и это необходимо ещё и потому, что это изучение позволит нам построить знания, полезные для человека.

Идея Рулье – научное знание – самое высокое знание. Оно не отделимо для изучения в практических целях человека. А так навешиваются ярлыки и говорится, что создаётся высокая наука. Нет, мы только подошли ещё к этой науке. Таким образом, правильно было, когда один из его учеников – тоже очень крупный профессор МУ – Усов сказал, что <<Рулье это зоолог-мыслитель>>. Зоология это не только изучение строения животных, это изучение их жизни и взаимодействия с окружающими внешними условиями. И вот это расширительное понимание зоологии он и назвал зообиологией. Зообиология это наука, которая изучает не только строение, но и жизнь животных, взаимодействие с внешними окружающими условиями. И отделом этой зообиологии является зоопсихология. Рулье является основателем нашей отечественной зоопсихологии. Зоопсихология – психология животных. Он говорил Мы будем обращать внимание на психологию животных. Пришло время углубить наши сведения о животных новым элементом – его психологией. Вот он указывает на то новое, что он предполагает делать в зоопсихологии. Он отличает зоопсихологию от антропологии. Антропология это наука о человеке, не только о его строении, но и о его психологии. И тут он говорит, что он отличает психику животных от психики человека Он говорит, что антропология это не моя задача, не моя область, он только указывает, что он останавливается на границах, за которыми начинается антропология. Вместе с тем, он был против сравнения животных с машиной. Это было распространённое сравнение. Оно идёт ещё от Декарта. В 17 м веке сложилось это представление, что животное это машина, в отличие от человека, который обладает душой. Вот он говорит Нельзя называть животных машиной, потому что животные находятся в вечном обновлении в ответ на изменение среды. Машина вот она создана и может только сломаться, у неё нет возможности изменения. Как её создал конструктор, так она и дальше существует. Дальше он перечисляет основные особенности психики животных. Что это за особенности? Очень часто он в отрицательных характеристиках формулирует, что то за особенности.

-Он говорит у животных нет причинных понятий, они живут в мире последовательностей- одно следует после другого, но они не способны устанавливать причинно-следственные отношения и связи. Например, рыбу приучили подплывать на звон? Колокольчиков, потому что в этом месте её подкармливают. Потом перестали её подкармливать. Она что размышляет? Устанавливает связи между подкармливанием и колокольчиком? Нет Там образуются связи по своим законам без всякого понимания причинно-следственных отношений.

-Животное не обо,щает. –пишет Рулье-Животное различает цвета, но у них нет понятия о цвете. Это очень правильное замечание.

-У животных нет мыслей. Животные не имеют того, что нужно передать другому в речи. Его идея заключается в том, что речь есть плод мысли. Она появляется в ответ на необходимость закрепить мысль. Но у животных мыслей нету. В криках о движениях животное только передаёт своё чувство. Это не речь, это не язык.(споры о языке животных. Может у них не хватаеn какой-то мышцы? Не поэтому животное не говорит. Им не нужно слово. Им нечего обобщать. У них мыслей нету. Не надо им приписывать эти мысли.) Ели нет мыслей – нет понятий. Нет передачи ближнему своему своего опыта.

-У животных есть одно потомство-как говорит Рулье. –Это физическое продолжение. У человека есть духовное потомство – потомство мысли. Человек наследует и передаёт другому наследственный духовный опыт.

-У животных нет самосознания, нет совершенствования самого себя, что составляет специфику человека и т.д. У них нет понятий о добре и зле, хотя у них есть физическое удовольствие или физическое неудовольствие. Животное избегает неприятного и стремится к приятному.

-Животное не имеет нравственного чувства. Высшей формой которого у человека является религиозное чувство.

Он переходит в сравнение. Говорит Человек не животное, поэтому он не предмет нашей науки. Расстояние между животным и человеком он уподоблял расстояния между двумя точками крайними на бесконечной прямой. Бесконечное различие между животным и человеком, но вместе с тем, как раз, Рулье и указывал, что для того, чтобы понять человеческие качества и человеческую психику – надо знать психику животных. Это предпосылки для возникновения и развития человеческой психики. Если мы не будем знать психику животных – мы не можем объяснить психику человека. Мы можем понять это только как какое-то чудо. А он хочет, как эволюционист показать эту линию развития, которой он не стирает качественных особенностей человека в отличие от животных. Всё это сложнейшие вопросы до настоящего времени, дискуссионные, трудные вопросы. Это 40-е годы 19 века. Это было давно. Наука очень ушла вперёд. Но эти принципиальные положения – они остаются.

Таким образом, человека он назвал духовным царством, а животных- царством чувственным. Таким образом, он указал на зоопсихологию как новую область знания. Он указал на важность и необходимость зоопсихологии для понимания не только психики животного, но и психики человека. Это первое положение.

Рулье как популяризатор и пропагандист научных знаний. Значит, он был против цеховой(?) обособленности университета и вообще университетской науки. С 1854 года – незадолго до смерти – он начал издавать журнал <<Вестник естественных наук>>. Это нечто подобное нашему современному <<Наука и жизнь>>. Он начал издавать этот журнал в русле МОИП(Московского Общества Испытателей Природы). Это общество издавало свои научные записки, а как результат научных изысканий, научных убеждений, научных вопросов естествознания. Это здание другое. Цель этого журнала была не разработка научного знания, а именно дать общедоступные сведения из всех областей естествознания – и чистого, и прикладного. Дать общедоступные, но научные знания, чтобы предотвратить распространение суеверий, слухов разного рода о чудесах. Он считал,что важно сохранение вот этих самых научных знаний. Здесь он был и редактором журнала и автором этих статей. Популярность была огромна. Статьи эти перепечатывали. Александр Гумбольдт – крупнейший немецкий учёный естествоиспытатель (брат Вильгельма Гумбольдта – философа и лингвиста). Вот они два брата - основатели Берлинского университета. Это отражено в памятниках, которые стоят перед зданием Берлинского университета. Он заложил основы русской научно-популярной литературы. Смотрите какие деяния справедливо приписаны одному человеку.

1) Основал науку.

2) Заложил основы русской научно-популярной литературы.

Он был редактором этого журнала. Его публичные лекции были тоже замечательные, которые он читал в течение ряда лет были лекции на высоком научном уровне. Но и в то же время общедоступные. О них очень высоко отзывался Александр Иванович Герцен, очень сухой на похвалы. Лекции были посвящены проблеме – Жизнь животных по отношению к внешним условиям. Это общая тема и его исследований и его популярных работ.

Рулье – преподаватель. В чём особенности преподавания Рулье? Его лекции были трудными. У него общие вопросы преобладали над какими-то частными. Он говорил Профессор не должен обучать фактам. (Профессор не должен рассказывать о фактах.) Он должен научить мыслить. Он должен научить методу работы в науке. Вот в этом его задач. Это легко сказать, но очень трудно осуществить. Потому что нельзя уходить от фактической базы – он не отвергал, что нужно факты знать. Он только говорил о том, что это дело собственной выучки человека, собственного труда, собственных усилий. Профессор за него должен делать то, что он может сделать сам. Вот он разделял, что должен делать профессор, что должен делать студент. Из одной головы в другую нельзя переложить. Нельзя передать студенту знания как таковые. Нужно научить работать с фактами, работать в своей области. Он один из тех, кто вместе с другими деятелями университета заложил основу университетского преподавания, главная идея которого заключается в том, что преподавание должно быть направлено не на овладение техническими приёмами, методиками в какой-то области. Оно не должно быть направлено на утилитарные цели. Как он говорил Это эксплуататорский взгляд на психологическое учение, когда от выпускника университета ждут непосредственного исполнения конкретных задач с помощью конкретных методов и методик. Он говорил о том, что вспитание ума- вот задача университета. Вот это было основной составляющей университетской идеи, университетского преподавания, которое складывалось в деятельности профессоров университета, в отличие от других высших школ. Он говорил, что не нужно путать университет с какими-то другими высшими школами, которые имею другие очень важные для жизни задачи. Мы не ставим отметки- что лучше или хуже, но есть специфика университетского образования. Это очень сложно, потому что образование никогда не должно отрываться от связей с практикой, от решения практических задач. Но как идти? Как научить решению практических задач? То ли натаскиванию на отдельных задачах, то ли научить человека творческому отношению к своей профессии. Частные задачи являются не результатом выучки, а вытекают из общего понимания.

Рулье и то, что он сделал – это одна из таких веточек на древе университетского знания университетской психологической науки. Веточка – целая отрасль с некоторыми подходами, которые он здесь заявил.

Теперь. На других факультетах. Вот эти идеи Рулье они заложили основание школы сравнительной психологии МУ. МУ является крупным учреждением, в котором сложилась школа сравнительной психологии.

2 имени, с кот. Будем встречаться и в зоопсихологии и в курсе введения

1)Владимир Александрович Вагнер (профессор МУ, но большую часть жизни действовал в Петербургском университете). Но всё равно начиналось всё в МУ. Очень крупный исследователь психологии животных, ввёл новые методы исследования психологии животных, очень интересный сравнительно-биологический метод.

2) Алексей Николаевич Северцев крупнейший мыслитель в физико-математическом факультете, биолог-эволюционист, который сформулировал важные идеи о психике как факторе эволюции(о роли психики в процессе эволюции животного мира).

Психологические идеи на других факультетах

На юридическом факультете

В этот период там действовал замечательный учёный Константин Дмитриевич Кавелин. Из обеспеченной дворянской семьи. Отец был ректором Петербургского института педагогического, созданного в 1704 году. К поступлению его готовил Виссарион Григорьевич Белинский. Это выходец из рафинированной интеллигенции. Будучи студентом МУ, он участвовал в кружках МУ, где читали и обсуждали Шекспира, Байрона, Гёте и философов Гегеля(очень популярная тема была) Был очень близок с поэтом Фетом. Область его интересов была чрезвычайно широкая. Это важно для понимания направленности его деятельности. Область его собственных исследований – история становления Русского законодательства, проблема правосознания в Русском обществе. Он проследил развитие законов на Руси, начиная от самых древних времён и до того времени, когда на Руси возникло настоящее государство, настоящие законы стали действовать. И вот он обратил внимание на личностные начала, на проблему соотношения связи личности и общества, без которого нельзя понять всё то, что происходит в обществе, в частности, вопросы законодательства. Т.е. он включает в область своих юридических интересов вопросы психологии и этики, которые потом займут очень важное место в его научной деятельности. Он юрист. Но юрист не может отвлечься от личности, от этики и от нравственности(нравственных проблем, морально-нравственных проблем) В психологии лежит ключ ко всей области знания- как он говорил. Это шибко преувеличено. Но нельзя всё психологизировать. Он был очень образованным человеком. Ездил много за границу(в Европу). В своей большой статье <<Наш умственный строй>> он проводил сравнение человека Западной Европы и русского человека и указал на большие различия в личности русского и немца, француза – ч-ка другой европейской страны Западный ч-к – ч-к кот чувствует свои правы – он свободный человек, какой-то независимый человек, как личность. Инициативен. Русский человек пассивный, забитый, ссылается на условия, которые ему мешают и не чувствует себя свободным. Над ним давлеет закон, обычаи, он всюду обязан, он несвободен. Кавелин жил и действовал в эпоху, когда народилось движение славянофилов и западников. Кавелин был умеренным западником. Он считал, что видя все эти достоинства ч-ка западного общества нельзя это констатировать, надо понять, что специфика русского ч-ка зависела от условий, в которых жил он и его предки. Она сложилась исторически. Нельзя пересаживать западный образец на русскую почву механически. Сравнить надо. Астахов, славянофил, ходил в ермолке, в халате. Это было толь смешно. Много надо поработать нам в своём развитии, не отрицая этой специфики.

В 1855 году он выступил с запиской об освобождении крестьян, где проводил идею о том,что крепостное право – позор для России, от которого надо избавиться. В 1861 году произошло освобождение крестьян. Эта записка имела для него неприятные последствия. В это время он был профессором Петербургского университета. Популярность его была необыкновенной. Его любили, уважали, ценили. Его уволили из университета за такие взгляды. Он был воспитателем цесаревича – Николая Александровича?. Его этого лишили. Он остался как частное лицо без дел, но получил командировку с заданием изучить положение дел с университетским образованием в Европе. Эта университетская идея обсуждалась на государственном уровне и было принято такое решение направить Кавелина позаимствовать опыт такого образования в Европе. Он был в ряде университетов в Швейцарии и во многих университетах в Германии. Составил очень интересный документ, который и сейчас существует. Он сторонник западного классического университета(преподавание на высоком уровне и наука). По типу этого был создан и МУ. Дальше он сказал, что одними административными мерами нельзя достичь прогресса общества. Его идея- корень наших бед – нравственный упадок личности. Необходимо развитие и св-ние личности. Как он говорил – у нас стёртость прав личности. Личность как центральная, а не только как побочная какая-то линия в направлении св-ния русского общества приняла его психологию очень глубоко. В 1872 году в 200 страниц выпустил книгу Задачи психологии, где он осмыслил опыт развития психологических знаний в русле естествознания (жил с 1818 по 1885гг). Он говорит, что психология ч-ка имеет дело с духовным миром человека кот не может быть выведен и объяснён из материальных оснований. Считал, что психика мозга должна изучаться сама в себе без всяких связей с мат основаниями. Каким методом? Самонаблюдением. Что происходит в душе, что думаете, чувствуете, желает? Кавелин критикует самонаблюдение как научный метод самонаблюдения ч-ка.

Обращает внимание на след положения. Ч-к воплощается в его творчестве. Ч-к сущ-во творческое. Он писатель, художник, может вязать и печь. Ч-к это творец в широком смысле слова.Он воплощает свои мысли и чувства в самых широких вещах. В литературе напрмер. В архитектуре – соборы, храмы,простые хижины. Даже крестьяне украшают свои дома резными наличниками. Тоже творцы. На этом основании Кавелин сказал, по-видимому психология должна использовать материал продуктов творчества для изучения психики человека, его сознания. Мы изучаем психику не на путях постижения мозговых механизмов памяти и мышления, а мы должны научиться извлекать из продуктов творчества особенности мышления ч-ка, воображения,чувств, особенности его внутреннего мира. Вот он так написал. Вот эту способность читать психологию во внешних продуктах творчества он назвал психическим зрением. Мы не просто смотрим на сооруение какое-то, а мы понимаем психологию человека, которая есть в этом строении таком. И вот он как ч-к увлечённый истиной, а не какими-то внешними потребностями. Он хотел пробиться к истинному знанию в психологии и он послал свою книгу очень известному и популярному учёному в то время Ивану Михайловичу Сеченову. А Сеченов опубликовал сам ряд работ под общим названием Психологические этюды(?). Это было заявление, в котором содержалась программа научной психологии, но изложенная естествоиспытателем. Сеченов – физиолог. Второе образование – инженер. Он естественник до глубины души. Тогда естественники были культурнейшими людьми. Его другом была Мария Ермолова. Вот он подал Сеченову на отзыв. Сеченов разгромил работу не за идею(она была замечательная). Ч-к живёт в истории, в культуре, поэтому психология должна включить в понимание ч-ком его связи не с природой только, с культурой. С историей. Сеченов высоко ценил эту мысль, но он сказал Вы же метода не дали, а психическое зрение- метафора.

Проект Кавелина остался не осуществлённым, осталась только идея, что психология с одной стороны это естественная наука, потому что она должна рассматривать ч-ка в контексте его отношений и связей с работой мозга, НС (это естествознание). Психология должна развиваться в этом направлении, но она должна также и развиваться в связи с культурой и исорией, как специфическими условиями развития ч-ка. Идея важна в науке, но если нет метода, то любая идея пропадёт. Центральное значение в науке имеет метод. Полемика возбудила большой общественный резонанс – публикации были в журналах. Она повлияла на многих молодых, которые стали тоже задумываться о психологии. Полемика эта была очень полезна.

Медицинский факультет

Медицина – один из главных источников развития психологических знаний со всеми особенностями. Медицина имеет дело с больным человеком. У всех есть какие-то отклонения. Особенно Фрейд. Псих идеи развивали терапевты, хирурги. Главное русло – психиатрия. Психиатрия имеет дело с больной личностью.

На грани между психиатрией и псих сложилась очень важная самостоятельно развивающаяся область – патопсихология. Возникла усилиями Карла Францовича Рулье зоопсихология, также возникла и патопсихология усилиями психиатров. Патопсихология – психология больного ч-ка. Она важна сама в себе, т.к. даёт данные, которые невозможно исключить ни в психике, ни в лечении, имеет большое общепсихологическое значение, потому что псих болезнь рассматривается психологией как эксперимент, созданный самой природой. Патопсихология рассматривается в особых условиях – условиях болезни.

Сергей Сергеевич Корсаков (1854-1900г) основатель Московской Психиатрической школы.Особенность развития псих-гии в мгу. Ун это родина научных школ в разных наук.

 

Основателем Петербургской был Бехтерев Владимир Михайлович. Там своя линия.Фигура Бехтерева – целая страна но не в мгу.

Корсаков в своём курсе психиатрии, который он читал для своих студентов медиков ввёл в качестве первого раздела краткое изложение психологии ч-ка. Он считал, что врачу-психиатру знания псих-гии необходимы. Он интересовался состоянием мировой психологии. А в это время во второй половине 19 века Вильгельм Вундт (немецкий,закончил медфак Гютенбергского университета(?), по специальности он был лекарем, потом физиолог)создал лабораторию экспериментальной психологии, которую оснастил различного рода приборами и инструментами. Цель – экспериментальное исследование психики. Корсаков приобрёл часть этого оборудования. Он считал, что проведение небольших опытов – экспериментов студентами с психикой является очень важным элементом изучения – не на словах только, что такое память внимание. Он начал собирать эти приборы. В 1875(или в 1895?) году ученик Корсакова Ардалеон Ардалеонович Токарский с очень красивым именем добился того, что эти небольшие экспериментальные занятия с психологическим инструментарием превратились в психологическую лабораторию экспериментальной психологии при психиатрической клинике на медицинском факультете. И в структуру медфака в 1895 году была включена лаборатория в структуру медфака. Поэтому мы говорим, что МГУ внёс большой вклад в становление психологической науки.

Корсаков в своей работе с психическими больными сделал ряд важных открытий в исследованиях памяти, которые вошли в мировую психологию под его именем. Есть некоторые открытия, которые входят в науку под именем создателя. Что открыл К-в? Изучая больных алкогольным параличом (алкоголиков) это были очень культурные люди.

Он много ездили по России. Неумеренное потребление. Он неплохо помнил всё то, что было до болезни. Он мог сказать как зовут? где был? где жил? Но не запоминал события ближайшего пролого – 5мин давности или 2х минутной. Выражалось это в том, что когда он (врач) входил в палату здоровался с этим больным, а потом переходил к другому, то когда он ещё раз проходил мим этого больного, то он снова с ним здоровался. Он был уверен, что врача видит в первый раз. Он уже забывал, что здоровался 5 минут назад. Эта особенность памяти- забывчивость на недавнее прошлое получила название корсаковского синдрома. Он даже не мог читать. Как только начинает читать следующую часть, он забывает, что было до этого. Так что, этот синдром делал жизнь невозможной.

Корсаков изучал больную Марию Петровну 45 лет, но звали её Маша, у которой былатакая особенность как микроцефалия (маленький мозг)недоразвитый мозг. Она была идиотка. В медицинском смысле слова. Он описал поведение этого человека- она была в клинике и показал, что для нормальной психики необходим нормальный мозг. Недоразвитый мозг ни при каких усилиях – даже при усиленном питании не может сделать из идиота более-менее нормального человека

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эксперимент. 5) Он говорил так: <<Один опыт я ставлю выше, чем 1000 мнений, подтверждённых только воображением.>> Отсюда и практические предложения | Совокупный спрос и совокупное предложение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.