Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос и совокупное предложение




Цель любой экономической системы - достижение макроэкономического равновесия, т.е. сбалансированного состояния экономической системы как единого, целостного механизма.

В макроэкономике, которая изучает не отдельные объекты и процессы, а их совокупности, на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества. Макроэкономический анализ предполагает, прежде всего, анализ совокупного спроса (использованного ВНП) и совокупного предложения (созданного ВНП). Если на микроуровне взаимодействие спроса и предложения ведет к равновесному уровню цен и выпуска продукции на отдельных рынках и на отдельные товары, то на макроуровне совокупное предложение и совокупный спрос воздействуют на установление равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом. Совокупный (агрегированный) спрос (от англ. aggregate demand- AD ) - это сумма всех индивидуальных опросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Основными формами его проявления служат: потребительский спрос, инвестиционный спрос, спрос на товары и услуги со стороны государства и расходы на "чистый" объем экспорта, т.е. его величину можно определить по уже известной нам формуле

AD = C + Ig + G + Xn

Совокупный спрос (AD) - объем национального' продукта, который потребители, предприятия и правительство планируют приобрести при любом возможном уровне цен.Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства (ВНП), на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем ВНП, который может быть куплен.

Кривая совокупного спроса - кривая взаимосвязи между желаемыми и планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и средним уровнем цен на них. Модель кривой совокупного спроса AD представлена на рис.18.1.

Если уровень цен в стране повысился с Р1 до Рг, то это приведет к снижению объема национального продукта, который смогут приобрести домохозяйства, предприниматели и правительство, с Q, до Q2. Соответственно величина совокупного спроса упадет с точки А до точки В на кривой спроса АD. Изменение уровня цен при прочих равных условиях

 

Изменение совокупного спроса

 
 

 

 


0 Q2 Q1 Q

 

Рис. 18.1 - Кривая совокупного спроса

 

вызывает изменение величины совокупного спроса, что графически отражается движением вдоль стабильной кривой АD.

Если происходит изменение каких-либо других факторов, кроме уровня цен, то совокупный спрос меняется.

К неценовым факторам совокупного спроса относятся изменения:

· в потребительских расходах, которые, могут быть вызваны изменением благосостояния потребителя, ожиданий потребителя (его прогнозов на будущий доход), задолженности потребителя и уровня налогов, в первую очередь подоходного налога;

· в инвестиционных расходах, зависящих от уровня процентных ставок, ожиданий инвестиционной прибыли, налогов с предприятий, уровня используемых технологий и наличия у предприятий избыточных мощностей;

· в государственных расходах: если государственные расходы увеличиваются - совокупный спрос растет, если уменьшаются -совокупный спрос падает;

· в расходах на чистый экспорт, которые в свою очередь зависят от национального дохода в зарубежных странах - партнерах во внешней торговле и от изменения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.

Под действием неценовых факторов кривая AD смещается (при увеличении совокупного спроса - вправо из точки A в точку A '', а при уменьшении - влево из точки A в точку A ' (см. рис.18.1).

Таким образом, можно выделить следующие особенности кривой совокупного спроса:

• кривая AD имеет отрицательный наклон, означающий, что рост уровня цен приводит к сокращению потребления, инвестиций, расходов правительства и чистого экспорта;

• изменение величины совокупного спроса в результате изменения среднего уровня цен отражается движением вдоль кривой AD;

• изменения потребления, инвестиций, правительственных расходов и чистого экспорта в своей совокупности определяют неценовые факторы совокупного спроса, ведут к изменению совокупного спроса и вызывают смещение AD.

Совокупное предложение (от англ.aggregate supply-AS ) - это сумма всех индивидуальных предложений. Оно представляет собой денежную величину всех конечных товаров и услуг, предложенных к продаже.

Совокупное предложение (AS) - это реальный объем национального продукта, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен.

Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий - сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость.

Модель кривой совокупного предложения состоит из трех отрезков: горизонтального, промежуточного и вертикального (рис.18.2.).

На горизонтальном отрезке реальный объем национального производства еще не достиг своего потенциального (максимального) уровня Qf, имеются резервы производственных мощностей, запасы сырья, материалов, большая безработица, что свидетельствует о состоянии депрессии. В этих условиях предприятия могут для увеличения объема производства нанимать дополнительную рабочую силу, не увеличивая заработную плату. Издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены.

 
 

 

 


Рис. 18. 2. Кривая совокупного предложения

На промежуточном отрезке наблюдается одновременно рост реального объема производства и уровня цен. Экономика начинает приближаться к своему потенциально возможному уровню (Qf), но полная занятость возникает неравномерно по отраслям экономики. Например, в компьютерной промышленности может наблюдаться нехватка квалифицированных рабочих, а в других отраслях -сохраняться значительная безработица и неполное использование производственных мощностей.

На вертикальном отрезке производство достигло своего максимального уровня (Qf), когда экономика функционирует на пределе своих производственных возможностей, все ресурсы задействованы и достигнута полная занятость населения. За короткое время невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться для увеличения объема производства нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать, предложив более высокую оплату труда, что приведет к росту издержек и цен. Цены повысятся, а увеличение производства в одном месте вызовет сокращение производства в другом и национальный объем производства не изменится.

Изменение величины предложения (рис18.3) соответствует перемещению точек вдоль постоянной кривой AS из положения А в положение В. Изменение уровня цен влияет на изменение величины предложения при неизменности других факторов

 
 

 


Рис.18.3 - Изменение величины совокупного предложения

Если же изменяется какой-либо неценовой фактор, то происходит изменение уровня совокупного предложения. Графически это отражается перемещением кривой предложения AS вправо в положение AS'', когда предложение увеличивается, и влево из положения AS в AS', когда предложение уменьшается. Уровень цен при этом остается неизменным.

К неценовым факторам совокупного предложения относятся: изменения цен на ресурсы (внутренние и закупаемые за рубежом), применяемые технологии; изменение налогов и субсидий; изменение правовых норм, структуры рынка; производительности; ожидания производителей. Эти факторы проявляются в совокупном виде.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.